УИД 05RS0012-01-2023-003119-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Дербент 27 ноября 2023 года
Дербентский городской суд РД, в составе председательствующего судьи Тагировой Н.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Дербента к индивидуальному предпринимателю Исмиханову Рамизу Керимовичу, АГЗС «Рикойл» о признании деятельности АГЗС «Рикойл», а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу: <адрес изъят> незаконной и обязании руководителя (иных уполномоченных лиц) привести осуществляемую деятельность АГЗС «Рикойл» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно: между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м. (п.8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, Требования пожарной безопасности», ст.4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ ««Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); имеющаяся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.54 Постановлекния правительства РФ №1479 от 16.09.2020 года. Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации); резервуарвы для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения првешения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п.8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности, ст.4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности); отсутствуют указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (п. 48 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, (п.7.24 СП 156.13130.2014); стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ находятся в неисправном состоянии (п.8.50 СП 156.13130.2014); территория АГЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); на въезде и выезде с территории АГЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязнены нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП«Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистки и предремонтной подготовки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СП 156.13130.2014); не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); обязании руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОЙЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, а именно: обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапаны) ( п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автозаправочных станций газомоторного топлива, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530); провести аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверку знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций (п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от№116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п з) п. 228 и п.п а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»); заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями (п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); устранить отклонение от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного) в котором находится СУГ (ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» № 536 от 15.12.2020); установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530); привести к установленным требованиям сливо-наливные рукава (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530),
установил:
Прокурор города Дербента обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Исмиханову Р.К., АГЗС «Рикойл» о признании деятельности АГЗС «Рикойл», а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу: <адрес изъят> незаконной и обязании руководителя (иных уполномоченных лиц) привести осуществляемую деятельность АГЗС «Рикойл» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно: между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м. (п.8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, Требования пожарной безопасности», ст.4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ ««Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); имеющаяся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.54 Постановлекния правительства РФ №1479 от 16.09.2020 года. Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации); резервуарвы для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения првешения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п.8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности, ст.4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности); отсутствуют указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (п. 48 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, (п.7.24 СП 156.13130.2014); стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ находятся в неисправном состоянии (п.8.50 СП 156.13130.2014); территория АГЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); на въезде и выезде с территории АГЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязнены нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП«Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистки и предремонтной подготовки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СП 156.13130.2014); не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); обязании руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОЙЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, а именно: обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапаны) ( п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автозаправочных станций газомоторного топлива, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530); провести аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверку знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций (п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от№116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п з) п. 228 и п.п а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»); заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями (п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); устранить отклонение от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного) в котором находится СУГ (ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» № 536 от 15.12.2020); установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530); привести к установленным требованиям сливо-наливные рукава (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530).
В обоснование иска указал, что во исполнения поручения прокуратуры Республики Дагестан от 15.08.2023 прокуратурой города 16.08.2023 с привлечением специалистов ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу: <адрес изъят> принадлежащей ИП Исмиханову Р.К.
В ходе проверки АГЗС «Рикойл» выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности: между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); имеющаяся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.54, Постановления Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); отсутствуют указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (п. 48 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара. (п.7.24 СП 156.13130.2014); стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ находятся в неисправном состоянии (п.8.50 СП 156.13130.2014); территория АГЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); на въезде и выезде с территории АГЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Техниический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); нe представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СП 156.13130.2014); не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГО МЧС России по РД от 30.08.2023.
Также в ходе проверки специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлены следующие нарушения законодательства при осуществлении деятельности автозаправочной станцией: в нарушении п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530 не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана); в нарушении п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп з) п. 228 и пп а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» не представлены (отсутствуют) документы подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций; в нарушении п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-Ф3 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями; в нарушении ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» № 536 от 15.12.2020 при эксплуатации ОПО допущено отклонение, от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного) в котором находится СУГ; в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно; в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания и датой последующего испытания); - в нарушении ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представлен приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий; в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 86 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки; На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению; в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 76 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале; в нарушении ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств. Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.08.2023.
Согласно полученной информации начальника ЭГС г. Дербент МУ «Самурское» ООО «Газпром газораспределение Дагестан» и согласно акту обследования газопровода с выявленными нарушениями охранных зон № 1 от 17.08.2023 подземный газопровод среднего давления диаметром 159мм проходит по границе АГЗС (расстояние 0,5 м.), что нарушает установленные нормы, предусмотренные СП 62.13330.2011.
Истец прокурор г.Дербент извещенный надлежащим образом о дате и месте проведения судебного заседания в назначенное время в суд не явился, при этом в заявлении помощник прокурора г.Дербент Алиев З.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Ответчик Исмиханов Р.К. и его представитель адвокат Магамедов Р.А. извещенные надлежащим образом о дате и месте проведения судебного разбирательства в назначенное время в суд не явились, при этом в заявлении Магамедов Р.А. просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признал.
Третьи лица ГУ МЧС России по РД, Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» извещенные надлежащим образом о дате и месте проведения судебного разбирательства, в назначенное время в суд своих представителей не направили, при этом, от представителя ГУ МЧС России по РД ФИО4 поступило в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, лица участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы гражданского дела, и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется, так как объект, на котором выявлены нарушения, посещают лица, персональный состав которых не определен. Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч.1, 2 ст. 1065 ГПК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ " О пожарной безопасности " под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ " О пожарной безопасности " руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей являются одним из мероприятий по профилактике терроризма.
Статьей 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-Ф3 установлено, что объекты которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируя уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Техническийрегламент о требованиях пожарной безопасности " оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
В силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-Ф3 деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Так, правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 №116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в силу пункта 1 статьи 9 которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Судом установлено, что во исполнения поручения прокуратуры Республики Дагестан от 15.08.2023 прокуратурой города 16.08.2023 с привлечением специалистов ОНД и ПР <номер изъят> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу: <адрес изъят> принадлежащей ИП Исмиханову Р.К.
В ходе проверки АГЗС «Рикойл» выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
имеющаяся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.54, Постановления Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 года «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
отсутствуют указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (п. 48 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара. (п.7.24 СП 156.13130.2014);
стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ находятся в неисправном состоянии (п.8.50 СП 156.13130.2014);
территория АГЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
на въезде и выезде с территории АГЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Техниический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
нe представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СП 156.13130.2014);
не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Указанные нарушения подтверждаются представленной в материалы дела информацией ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГО МЧС России по РД от 30.08.2023года за №ИВ-191-4-10-137.
Также в ходе проверки специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлены следующие нарушения законодательства при осуществлении деятельности автозаправочной станцией: в нарушении п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530 не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана);
в нарушении п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп з) п. 228 и пп а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» не представлены (отсутствуют) документы подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций;
в нарушении п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-Ф3 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями; в нарушении ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» № 536 от 15.12.2020 при эксплуатации ОПО допущено отклонение, от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного) в котором находится СУГ;
в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания и датой последующего испытания);
в нарушении ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представлен приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий; в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
пункт 86 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки; На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению;
в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 76 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале;
в нарушении ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.08.2023.
Согласно полученной информации начальника ЭГС г. Дербент МУ «Самурское» ООО «Газпром газораспределение Дагестан» и согласно акту обследования газопровода с выявленными нарушениями охранных зон № 1 от 17.08.2023 подземный газопровод среднего давления диаметром 159мм проходит по границе АГЗС (расстояние 0,5 м.), что нарушает установленные нормы, предусмотренные СП 62.13330.2011.
Деятельность АГЗС «Рикойл» без обеспечения надлежащих мер безопасности и соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности создает реальные условия и возможность для совершения актов терроризма, что может повлечь тяжкие последствия в виде человеческих жертв и причинение существенного материального ущерба.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора горда Дербент.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию и государственная пошлина в размере 1200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Дербента Морозова А.С. в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Исмиханову Рамизу Керимовичу, АГЗС «Рикойл» о признании деятельности АГЗС «Рикойл», удовлетворить.
Признать деятельность АГЗС «Рикойл», а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу: <адрес изъят> незаконной.
Обязать руководителя (иных уполномоченных лиц) привести осуществляемую деятельность АГЗС «Рикойл» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно: между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м. (п.8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, Требования пожарной безопасности», ст.4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ ««Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); имеющаяся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.54 Постановлекния правительства РФ №1479 от 16.09.2020 года. Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации); резервуарвы для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения првешения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п.8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности, ст.4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности); отсутствуют указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (п. 48 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, (п.7.24 СП 156.13130.2014); стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ находятся в неисправном состоянии (п.8.50 СП 156.13130.2014); территория АГЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); на въезде и выезде с территории АГЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязнены нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП«Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистки и предремонтной подготовки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СП 156.13130.2014); не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); обязании руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОЙЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, а именно: обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапаны) ( п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автозаправочных станций газомоторного топлива, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530); провести аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверку знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций (п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от№116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п з) п. 228 и п.п а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»); заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями (п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); устранить отклонение от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного) в котором находится СУГ (ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» № 536 от 15.12.2020); установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530); привести к установленным требованиям сливо-наливные рукава (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530).
Взыскать с ИП Исмиханова Рамиза Керимовича в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» государственную пошлину в размере 1200 (одна тысяча двести) рублей.
Реквизиты для оплаты госпошлины: ИНН 7727406020, КПП 770801001, БИК 017003983, ОКТМО 0, КБК 18201061201010000510, Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области г. Тула, Корр. счет: 40102810445370000059, Получатель: Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом), Расчетный счет 03100643000000018500.
Обеспечительные меры, принятые судом 04 сентября 2023 года в виде запрета осуществлять деятельность по эксплуатации АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу: РД, <адрес изъят> отменить.
Решение суда в соответствии со ст.212 ГПК РФ обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд РД в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2023 года.
Решение принято в окончательной форме 01 декабря 2023 года.
Судья Н.Х. Тагирова