Дело № 2-1103/2017 07 апреля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Чувашевой М.Д.,
при секретаре Савицкой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северодвинске гражданское дело по иску Шумова Романа Ивановича к акционерному обществу «Северное производственное объединение «Арктика» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Шумов Р.И. обратился в суд с иском к АО «СПО «Арктика» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес> В обоснование исковых требований указал, что он зарегистрирован и проживает в общежитии, принадлежащем на праве собственности ОАО СПО «Арктика», по адресу: <адрес> Он не может реализовать свое право на бесплатную передачу жилья в собственность на основании статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку общежитие находится в собственности ОАО СПО «Арктика». В соответствии, со ст. 4 ЖК РСФСР находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, образуют жилищный фонд. То есть общежитие, содержащее в себе жилые помещения, является жилищным фондом. В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 41994 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Таким образом, не включение общежития, в нарушение действующего законодательства, в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права истца, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Железнев А.С. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Никифоров О.В. с требованиями истца не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо извещено надлежаще, представителя в судебное заседание не направили.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено при данной явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что истцу в 2002 году в связи с трудовыми отношениями и по его личному заявлению было предоставлено койко-место в ком. 3 кв. 1 в общежитии ОАО «СПО «Арктика», расположенном по адресу: <адрес>, в дальнейшем, в 2006 году, Шумову Р.И. предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>. На момент вселения истца в спорное жилое помещение здание по адресу: <адрес> использовалось ответчиком в качестве общежития.
Других лиц, зарегистрированных в жилом помещении адресу: <адрес>, не имеется.
Федеральным государственным унитарным предприятием «Северное производственное объединение «Арктика», правопредшественником ОАО «СПО «Арктика», 29 августа 2007 года зарегистрировано право хозяйственного ведения на здание по адресу: <адрес>, с указанием его целевого назначения в качестве гостиницы.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области от 29 декабря 2007 года № 1854-р определены условия приватизации ФГУП «СПО «Арктика» путем преобразования в открытое акционерное общество «Северное производственное объединение «Арктика» и утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «СПО «Арктика», в который включено здание по адресу: <адрес>
Ответчиком ОАО «СПО «Арктика» 15 февраля 2008 года зарегистрировано право собственности на здание по адресу: <адрес> с указанием его целевого назначения в качестве гостиницы, а 27 мая 2008 года ответчиком получено новое свидетельство о государственной регистрации права собственности на данное здание с указанием его целевого назначения в качестве общежития.
Данные обстоятельства подтверждаются исковым заявлением, материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными.
В силу статей 5 и 6 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации до момента приватизации ФГУП «СПО «Арктика» жилые помещения в доме <адрес> относились к государственному жилищному фонду.
В соответствии со статьями 2 и 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11.04.2011 № 4-П, исходя из того, что отношения, связанные с функционированием объектов, относящихся к жилищному фонду социального использования, и сохранением их целевого назначения, носят публично-правовой характер, федеральный законодатель, осуществляя регулирование этих отношений и одновременно обеспечивая распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства, вправе определять, что те или иные принадлежащие им объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, подлежат передаче муниципальным образованиям.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и утвержденному им приложению №3 при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, независимо от того, на чьем балансе он находится, передается в муниципальную собственность.
В силу статей 3, 11 и 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в редакции, действовавшей на момент утверждения условий приватизации ФГУП «СПО «Арктика») действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, подлежит изъятию собственником.
Объекты социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением, в том числе, используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры. Изменение назначения указанных объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
По смыслу приведенных положений законодательства, при принятии решения об условиях приватизации ФГУП «СПО «Арктика» находившийся в хозяйственном ведении данного предприятия жилищный фонд не подлежал включению в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, а подлежал изъятию из хозяйственного ведения предприятия и передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Северодвинск».
Данный вывод подтверждается письменным отзывом ответчика, из которого следует, что комплекс общежитий по адресу: <адрес> не был включен в перечень объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения ГУП«СПО«Арктика», подлежащих передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Северодвинск» из федеральной собственности, по причине отсутствия у ответчика возможности, ввиду недостаточного финансирования, выполнить требования администрации Северодвинска о проведении ремонта зданий общежитий.
При таких обстоятельствах включение дома <адрес>, в котором проживает истец, в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия вопреки требованиям закона и последующая передача его в частную собственность ОАО«СПО «Арктика» не влияет на жилищные права истца, в том числе и на право бесплатной приватизации занимаемого жилого помещения.
Поскольку общежитие, в котором находится спорное жилое помещение, принадлежало государственному предприятию, в последующем перешедшему в иную форму собственности и преобразованному в ОАО «СПО «Арктика», то к отношениям по пользованию жилыми помещения в этом общежитии применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма (ст. 7 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Поэтому суд отклоняет доводы ответчика о невозможности приватизации спорного жилого помещения, основанные на его отнесении к специализированному жилищному фонду, и о том, что жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Здание <адрес> утратило статус общежития, находящегося в федеральной собственности, при приватизации государственного предприятия в декабре 2007 года.
Мнение ответчика о том, что общежитие по адресу: <адрес> продолжает находиться в федеральной собственности, опровергается свидетельством о государственной регистрации права собственности ОАО «СПО «Арктика» на данное здание от 27 мая 2008 года.
В соответствии со ст.8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Право собственности на жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании решения суда.
Ответчиком не оспаривается законность вселения истца в спорное жилое помещение и право пользования им на условиях договора найма жилого помещения в общежитии. Истцом право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения на территории муниципального образования «Северодвинск», Устьянского района Архангельской обалсти не реализовано, доказательств обратного ответчиком не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии у истца права на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, занимаемого им жилого помещения по адресу: Архангельская область, <адрес>, и принимает решение об удовлетворении иска и признании за истцом права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Шумова Романа Ивановича к акционерному обществу «Северное производственное объединение «Арктика» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Шумовым Романом Ивановичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>
Взыскать с открытого акционерного общества «Северное производственное объединение «Арктика» в пользу Шумова Романа Ивановича 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий