Дело №2-136/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2012 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре Федотовой О.Р., с участием истицы Даниловой Т.В., ее представителя Даниловой А.Е., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии Парфирьевой Н.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить периоды работы в трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения,
У С Т А Н О В И Л :
Данилова Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что у нее имеется необходимый для этого специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ Даниловой Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано ввиду неимения специального трудового стажа, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии признало, что специальный трудовой стаж Даниловой Т.В., связанный с осуществлением медицинской деятельности в сельской местности на момент обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составляет - 16 лет 05 месяцев 22 дня. При этом в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности Даниловой Т.В. не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в административном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы фельдшером здравпункта ОАО <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии Данилова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, период работы фельдшером здравпункта ОАО <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что она имеет стаж, связанный с осуществлением медицинской деятельности в сельской местности более 25 лет, за периоды нахождения на курсах повышения квалификации ей начислялась заработная плата, с которой удерживались выплаты в Управление Пенсионного фонда РФ. С ДД.ММ.ГГГГ она принята переводом из Моргаушской центральной районной больницы фельдшером в медпункт (здравпункт) Моргаушского ремонтно-технического предприятия (с 1993 г. АО ОТ <данные изъяты>», с 1999 г. ОАО «<данные изъяты>»). Несмотря на то, что ОАО «<данные изъяты>» не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, здравпункт при названном предприятии был создан для оказания доврачебной медицинской помощи работникам предприятия, организации и проведении профилактических мероприятий среди работников, направленных на снижение заболеваемости, мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, то есть фактически является фельдшерским здравпунктом. Работая фельдшером здравпункта она осуществляла следующие обязанности: оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях на предприятии, оказывала доврачебную помощь, осуществляла текущий санитарный надзор, организовывала и проводила противоэпидемиологические мероприятия, обеспечивала хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарственных препаратов работниками предприятия. Работа ею осуществлялась в течение полного рабочего времени. Таким образом, несоответствие наименования и вида учреждения, в котором она работала в должности фельдшера и оказывала лечебную деятельность по охране здоровья работников, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в стаж.
В судебном заседании истица Данилова Т.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также ранее данные пояснения.
Представитель истца Данилова А.Е. также поддержала исковые требования истицы по основаниям, изложенным в иске, а также доводы, изложенные в отзыве на возражения Управления Пенсионного фонда в <адрес>. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии Парфирьева Н.В. исковые требования Даниловой Т.В. не признала и просила в их удовлетворении отказать, заявив, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано обоснованно по мотивам, указанным в решении. Также добавила, что вышеуказанное предприятие не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, предусмотренным Списком профессий и должностей работников здравоохранения, санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», а также списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, у ОАО «Моргаушскавтотехсервис» не было лицензии на осуществлении медицинской деятельности.
Суд, заслушав доводы истицы, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу и материалы пенсионного дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 указанного закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До вступления в силу указанных Списка и Правил, в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при определении права на досрочную трудовую пенсию за период работы до ДД.ММ.ГГГГ применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ, а за период после ДД.ММ.ГГГГ - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ № от 22. 09.1999 г..
В соответствии с указанными выше Списками для зачета в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».
Согласно представленных документов (справок, копий приказов) и объяснений сторон в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, истица Данилова Т.В., по направлению работодателя, находилась на курсах повышения квалификации.
Суд считает, что периоды нахождения Даниловой Т.В. на курсах повышения квалификации необходимо включить в специальный стаж, поскольку в соответствии со ст.196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки и учебных отпусков являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. За периоды нахождения на курсах повышения квалификации Данилова Т.В. получала заработную плату, из которой производились налоговые отчисления и отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, требования истицы Даниловой Т.В. о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, подлежат удовлетворению.
Истица Данилова Т.В. просит включить в стаж период работы фельдшером здравпункта открытого акционерного общества «Моргаушскавтотехсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Так судом установлено, что приказом Моргаушского ремонтно-технического предприятия РАПО №к от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с производственной необходимостью для оказания лечебно-профилактической, первой неотложной медицинской помощи работникам предприятия открыта в структуре предприятия структурное подразделение здравпункт с ДД.ММ.ГГГГ. Ведена в штатное расписание должность фельдшер здравпункта.
Утверждая Список должностей и учреждений, Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, раскрывая понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждения здравоохранения», установило конкретный и ограниченный перечень должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Юридические лица могут существовать в различных организационно-правовых формах, что регулируется главой 4 Гражданского кодекса РФ, соответствующими федеральными законами и уставами. Организационно-правовой формой ОАО «<данные изъяты>» является общество (акционерное). ОАО <данные изъяты>» по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения и не является иным учреждением.
Согласно ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года к государственной системе здравоохранения относятся как подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, так и лечебно-профилактические учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, организациями помимо Минздрава РФ и министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации. К муниципальной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические учреждения, находящиеся в муниципальной собственности (ст.13 Основ), к частной лечебно-профилактической учреждения, имущество которых находятся в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой (ст.14 Основ). Собственники таких учреждений вправе давать им наименования, не совпадающие с перечнем Номенклатуры Минздрава, что не дает оснований исключать эти учреждения из числа лечебно-профилактических.
Согласно положения п.6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в том числе: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Несоответствие наименования, не является основанием для отказа в досрочном назначении пенсии.
Кроме того, как следует из материалов дела, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «<данные изъяты>», действительно здравпункт создан при Моргаушском РОСХТ в административном здании в 1978 году и действовал по 2008 год, с ДД.ММ.ГГГГ является структурным подразделением ОАО «<данные изъяты>». В должностные обязанности фельдшера здравпункта входило: 2.1 Осуществление оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. 2.2 Диагностирование типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний. 2.3 Оказание доврачебной помощи. 2.4 Осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий. 2.5 Организация и проведение профилактических прививок взрослым. 2.6 обеспечение хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарственных препаратов пациентами. 2.7 Ведение медицинской учетно-отчетной документации. 2.8 Проведение санитарно-просветительной работы среди работников по укреплению здоровья и профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни. В виду того, что должностная инструкция не входит в число документов для постоянного хранения, должностная инструкция на Данилову Т.В. не сохранилась. (л.д.15)
Как следует из исторической справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «<данные изъяты>» на основании приказа № Госкомсельхозтехники ЧАССР от ДД.ММ.ГГГГ Моргаушское РО «Сельхозтехника» переименована в Моргаушское <данные изъяты>. На основании приказа Госагропрома РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № № <данные изъяты>. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> в АО ОТ «<данные изъяты>». На основании постановления главы администрации <адрес> ль ДД.ММ.ГГГГ № АО ОТ «<данные изъяты>» зарегистрирован в ОАО «<данные изъяты>».
Согласно положению о здравпункте ОАО «<данные изъяты>», утвержденного генеральными директором ДД.ММ.ГГГГ, здравпункт создан с целью оказания работникам предприятия доврачебной медицинской помощи, является структурным подразделением ОАО «<данные изъяты>».
Как следует из показаний свидетелей ФИО6 (генерального директора ОАО «<данные изъяты>»), ФИО7 (секретаря ОАО «<данные изъяты>»), допрошенных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, оглашенных в суде, Данилова Т.В. все время работала фельдшером здравпункта ОАО «<данные изъяты>». До ДД.ММ.ГГГГ здравпункт ОАО «<данные изъяты>» относился к Моргаушской центральной районной больнице и полностью был подконтролен ей. С ДД.ММ.ГГГГ данный здравпункт стал структурным подразделением ОАО «<данные изъяты>». Данилова Т.В. была переводом принята на работу. Данилова Т.В. целый рабочий день находилась на работе и выполняла работу фельдшера, сдавала отчеты в районную больницу по лекарствам и больным.
Кроме того, согласно абз.3п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"сохраняя для лиц, осуществлявших лечебную в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2),39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на то, что ОАО «<данные изъяты>» не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям здравпункт при названном предприятии был создан для оказания доврачебной медицинской помощи работникам предприятия, организации и проведения профилактических мероприятий среди работников, направленных на снижение заболеваемости, мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усиления двигательной активности, борьбе с курением и другим вредным привычкам, то есть фактически являлась фельдшерским здравпунктом.
Доводы ответчика о том, что отсутствие у ОАО «<данные изъяты>» лицензии на осуществление медицинской деятельности несостоятельны по следующим основаниям. Отказывая в назначении пенсии, Управление Пенсионного фонда РФ в решении не ссылалось на отсутствие у ОАО «<данные изъяты>» лицензии на осуществление медицинской деятельности, а было отказано по тем основаниям, что данное предприятие не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям. В данном случае законодатель не ставит включение в специальный стаж периодов работы в названных предприятиях в зависимости от содержания лицензии.
С учетом удовлетворенных требований истицы, специальный стаж Даниловой Т.В., на момент обращения 21.12.2011 года составляет более 25 лет в сельской местности.
Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии у Даниловой Т.В. имелось право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст.98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 400 руб., суд считает необходимым возложить указанные расходы на ответчика.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу требований ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, предоставленные суду в их совокупности. Обязанность же предоставлять суду доказательства, доказать те обстоятельства, на которые имеются ссылки в обоснование либо опровержение заявленных в суд требований, закон - ст.ст.56 -57 ГПК РФ, возлагает на стороны по делу. В данном случае суд при вынесении решения исходил из тех доказательств, которые были предоставлены сторонами по делу, иных доказательств по делу не представлено и не просили исследовать их.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-198, 338 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Даниловой Татьяны Владимировны удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Даниловой Татьяне Владимировне включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы фельдшером здравпункта открытого акционерного общества «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности незаконным и отменить его в этой части.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, периоды нахождения Даниловой Татьяны Владимировны на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы фельдшером здравпункта открытого акционерного общества «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии назначить и выплачивать Даниловой Татьяне Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии в пользу Даниловой Татьяны Владимировны, уплаченную ею при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2012 года.
Судья Моргаушского районного суда
Чувашской Республики С.В. Трихалкин