Решение по делу № 2-2028/2022 от 16.11.2022

61RS0017-01-2022-003042-89

Дело № 2-2028/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2022 года               г. Красный Сулин, Ростовской области

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Галагановой О.В.,

при секретаре Пухальской П.А.,

с участием помощника Красносулинского городского прокурора Ростовской области Потехина А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Шахтеновская СОШ, Управлению образования Красносулинского района об обязании оборудовать здание образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, суд,

УСТАНОВИЛ:

Красносулинский городской прокурор обратился в Красносулинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Шахтеновской Средней общеобразовательной школе (далее по тексту МБОУ Шахтеновская СОШ ), Управлению образования Красносулинского района Ростовской области с иском, в котором просил обязать оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами(средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ Шахтеновская СОШ    по выполнению указанных работ.

Иск мотивирован тем, что Красносулинской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму в МБОУ Шахтеновская СОШ, в ходе которой установлено, что образовательном учреждении в нарушение п.24, 31 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией.

По данному факту городской прокуратурой ранее в адрес директора МБОУ Шахтеновская СОШ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе рассмотрения которого администрацией образовательной организации до настоящего времени так и не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников организации во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц.

Представитель истца – помощник Красносулинского городского прокурора Потехин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления образования Красносулинского района и представитель ответчика МБОУ Шахтеновская СОШ, представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

По смыслу ст.7 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно пункту "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Согласно п.п. «д», «м» п. 24 указанных Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте(территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в МБОУ Шахтеновская СОШ в нарушение п.31 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией. Данные обстоятельства в судебном заседании подтверждены копией Представления в адрес директора МБОУ Шахтеновская СОШ от 15.08.2022, копией ответа от 09.09.2022 директора образовательного учреждения на Представление прокурора, копией приказа №45 от 09. 09.2022 о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.

Управление образования Красносулинского района по отношению к образовательному учреждению обладает властными полномочиями и является распорядителем бюджетных средств, т.е. распределяет полученные на свой счет бюджетные средства на оплату по конкретным договорам, заключенным образовательными учреждениями, и соответствующим статьям расходов.

С учетом изложенного суд считает, что отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы(средства) экстренного оповещения, отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся и работников организации во время образовательного процесса.

Доказательств оборудования здания МБОУ Шахтеновская СОШ системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности обучающихся, работников учреждения во время образовательного процесса, иных лиц, находящихся на объекте охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению в части возложения на МБОУ Шахтеновская СОШ обязанности по принятию мер по созданию безопасных условий обучения, а именно: оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами(средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Выполнение возложенных судом на ответчиков обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права обучающихся, работников образовательных учреждений, иных лиц, находящихся на объекте на антитеррористическую безопасность, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

Разрешая вопрос об установлении срока исполнения настоящего решения в соответствии со ст.204 ГПК РФ, суд полагает возможным установить его равным 6 месяцам, поскольку указанный срок является разумным, соответствует сложности работ, их объему, финансовым затратам за счет соответствующих бюджетных средств.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Красносулинского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МБОУ Шахтеновская СОШ (ОГРН 1026102161139) в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Управление образования Красносулинского района (ИНН6148002811) в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда осуществить финансирование МБОУ Шахтеновская СОШ по выполнению указанных работ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                  О.В. Галаганова

Решение в окончательной форме принято 29.12.2022г.

2-2028/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Красносулинский городской прокурор Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ Шахтеновская СОШ
Управление образования Красносулинского района
Другие
ОВО по г. Гуково и Красносулинскому району филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области"
ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Ростовской области"
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Судья
Галаганова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
krasnosulinsky.ros.sudrf.ru
16.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2022Передача материалов судье
18.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2022Подготовка дела (собеседование)
30.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2023Дело оформлено
26.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее