Дело № 2-400/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт. Каа-Хем 08 мая 2024 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Хертек Ч.К., при секретаре Сат А.А., с участием прокурора ФИО1, представителя третьего лица – ГКУ «Центр занятости населения Республики Тыва ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Кызылского межрайонного прокурора ФИО3 в интересах Российской Федерации, Республики Тыва к ФИО4 о взыскании незаконно полученной выплаты в виде пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Кызылского межрайонного прокурора ФИО3 в интересах Российской Федерации, Республики Тыва обратился в суд с иском к ФИО4 о взыскании незаконно полученной выплаты в виде пособия по безработице, указав, что ФИО4. обратился через портал Госуслуги с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, предоставив документы, подтверждающие его право на получение выплаты пособия по безработице. При этом ответчик предупрежден, что в случае регистрации лицом, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации обязан сообщить об этом факте в органы службы занятости, в случае выявления факта получения пособия обманным путем, выплата пособия прекращается с одновременными снятием с учета в качестве безработного и сумма пособия, полученного обманным путем, подлежит возврату. На основании приказа ГКУ РТ «Центр занятости населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4. выплачено пособие по безработице на период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. Вместе с тем в период получения пособия по безработице, а именно ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, то есть стал самозанятым гражданином, при этом продолжал состоять на учете безработных и получать пособие по безработице, скрыв факт самозанятости. Таким образом в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4. незаконно получил выплату в виде пособия по безработице на общую сумму <данные изъяты>. Просит взыскать с ФИО4. в пользу Министерства труда и социальной политики Республики Тыва незаконно полученную выплату в виде пособия по безработице на общую сумму <данные изъяты>.
Прокурор ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Ответчик ФИО4. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - ГКУ РТ «Центр занятости населения Республики Тыва» по доверенности ФИО2 поддержала исковые требования прокурора.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения") определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми являются граждане работающие по трудовому договору, проходящие государственную службу соответствующего вида, муниципальную службу или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), кроме граждан, участвующих в оплачиваемых общественных работах, для которых указанные работы не являются подходящей работой, и граждан, работающих членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми являются также зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее также - индивидуальные предприниматели).
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" безработные граждане - граждане Российской Федерации, признанные безработными в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, гражданам Российской Федерации осуществляются следующие социальные выплаты пособие по безработице.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" безработным гражданам назначается пособие по безработице, размер которого определяется в соответствии со статьями 45, 47 и 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице назначается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В силу положений ст. 40 Закона о занятости населения, нарушение требований указанного Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон о занятости населения гласит, что контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения осуществляет государственная служба занятости населения, включающая: 1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 3) государственные учреждения службы занятости населения.
Введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 4 ст. 15 вышеназванного Закона органам службы занятости предоставлено право запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
Таким образом, положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4. обратился с заявлением о постановке на учет в качестве безработного.
Приказом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признан безработным.
Из листа учета посещений гражданина для подбора подходящей работы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4. являлся на регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям о начисленных суммах за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ гг. ФИО4. за период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ получил пособие в размере <данные изъяты>.
Из личного дела следует, что ФИО4. является плательщиком НПД с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 снят с регистрационного учета в целях поиска подходящего работы.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, судом установлено, со стороны ФИО4. имеется недобросовестность, поскольку он ввел в заблуждение ГКУ РТ «Центр занятости населения <адрес>», не сообщив, что зарегистрирован в качестве самозанятого, то есть налицо незаконное получение ФИО4 выплаты в виде пособия по безработице в сумме <данные изъяты>.
ФИО4. доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, а именно по возврату незаконно полученной выплаты в виде пособия по безработице, суду не предоставил.
В связи с указанным, исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Тыва к ФИО4 о взыскании незаконно полученной выплаты в виде пособия по безработице, подлежат удовлетворению.
Кроме того, поскольку расходы понесены за счет субсидий из федерального бюджета и бюджета Республики Тыва, они подлежат взысканию с ответчика в пользу Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, осуществляющего интересы Российской Федерации и Республики Тыва в данной сфере.
Поскольку истец, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО4. не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в доход бюджета муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора ФИО3 в интересах Российской Федерации, Республики Тыва к ФИО4 о взыскании незаконно полученной выплаты в виде пособия по безработице, удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 (паспорт серии № №) в пользу Министерства труда и социальной политики Республики Тыва незаконно полученную выплату в виде пособия по безработице, в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в размере <данные изъяты> в бюджет муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ч.К. Хертек