Дело №
УИД: 05RS0№-30
Резолютивная часть решения объявлена –22 июля 2024 г.
Мотивированное решение изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>,
<адрес>
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Л.Н.Бычихиной, при секретаре ФИО11, участием представителя истицы ФИО5 по доверенности ФИО12, представителя Администрации МР «<адрес>» РД – ФИО14, действующего на основании доверенности № от 09.01.2024г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исковое заявление ФИО5, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 к Администрации МР «<адрес>» РД о взыскании суммы возмещения за аварийное жилое помещение в размере 2 500 000,00 рублей, солидарно,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 обратились в суд с иском к Администрации МР «<адрес>» РД о взыскании суммы возмещения за аварийное жилое помещение в размере 1 300 000,00 рублей в обосновании указав, что ФИО5, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 имеют в собственности по ? в общей долевой собственности квартиры, площадью 48,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира была оформлена в собственность граждан ДД.ММ.ГГГГ. Квартира принадлежит истцам, на основании свидетельств о государственной регистрации права, выданных ДД.ММ.ГГГГ, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
У собственников квартиры имеется также Кадастровый паспорт помещения, выданный ДД.ММ.ГГГГ, технический план помещения, выданный ДД.ММ.ГГГГ Истцы пытались прописаться в своей квартире, но им было отказано, в связи с чем было подано заявление в прокуратуру и был предоставлен ответ, в котором сообщалось, что жилой дом, расположенный в совхозе "Степной", ранее был признан ветхим жильем и встать на учет в этом доме не представляется возможным.
Также до разрешения спорного вопроса, истцы встали на регистрационный учет по месту жительства родного брата ФИО5 - ФИО2 по адресу: <адрес>, №. Узнав, что дом признан ветхим жильем, истцы обратились в администрацию <адрес> за разъяснениями о дальнейшей судьбе дома и дальнейшими действиями.
<адрес> пояснила, что всех собственников ветхого дома включат в Программу по переселению граждан из ветхого аварийного жилья. Также ФИО5 подавала заявление на включение в данную Программу ее и членов ее семьи. Но в дальнейшем администрация никак не связывалась с Истцами, не оповещала о результате рассмотрения заявления.
Так как дом признан аварийным, жить в нем не представляется возможным равно как и прописаться, иного жилья в <адрес> истцы не имеют, поэтому постоянно проживать на данной территории не было возможности, семья была вынуждена выезжать на заработки за пределы Республики.
Когда истцы заново обратились за разъяснениями, <адрес> пояснила, что в Программу по переселению граждан из ветхого аварийного жилья истцов не включили, потому что они не прописаны в жилом доме и постоянно не проживают на территории Республики Дагестан.
Тогда истцы обратились с заявлением по включению в Программу "Возращение и обустройство русского населения Республики Дагестан на 2014-2017 гг.", которая была разработана и принята <адрес>. В данную программу они были включены, однако вследствие отсутствия финансирования данной программы из Федерального и Республиканского бюджетов, реализовать ее на территории <адрес> не представлялось возможным.
Таким образом, собственникам квартиры в жилом доме не было предоставлено жилье взамен признанного аварийным, а также не было предоставлено временное жилье, чтобы истцы могли постоянно проживать на территории <адрес>. Проживать в аварийном доме также не представляется возможным.
Истцы как и другие собственники жилых помещений многоквартирного дома не получали никаких требований о сносе или реконструкции дома.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Истцы неоднократно обращались в <адрес> лично и путем письменного взаимодействия, однако никаких требований о сносе не получали.
Признание дома аварийным сопровождается его включением в особый список домов, подлежащих сносу и выкупным операциями. Жителей такого дома переселяют в новый благоустроенный дом. Основным условием является предоставление квартиры с не меньшей площадью, чем она была у собственника в аварийном доме. Истцам до настоящего времени не предоставили жилое помещение взамен аварийного. Собственник аварийного жилого помещения также имеет право получить выкупную компенсацию за аварийную жилплощадь.
В силу ч. 7 ст. 32 ЖК РФ: При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Также согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует учитывать следующее: В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Очевидно, что <адрес> намеренно не предоставляет Истцам жилье, взамен аварийной жилплощади, и не выкупает по рыночной стоимости аварийное жилье.
Так как жилье признано аварийным, то кадастровая стоимость согласно Выписке из Единого государственного реестра от 19.08.2019г. значительно занижена. Истцы неоднократно обращались в Прокуратуру (копии ответов прилагаются), но содействия в разрешении спора не оказали, предложили обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Истцы через сайт "Авито" просмотрели возможную рыночную стоимость однокомнатной квартиры от 40 до 50 кв.м. в <адрес>, так как поиск рыночной стоимости квартир в <адрес> не осуществляется сайтом. Из всех вариантов, предложенных сайтом (скриншоты прилагаются) средняя стоимость однокомнатной квартиры ровняется 1 700 000,00 рублей. С учетом расположения аварийного жилья в <адрес> Истцы считают рыночной стоимостью их аварийного жилья - 1 300 000,00 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель истцов ФИО13 увеличила исковые требования к администрации МР «<адрес>» о взыскании суммы возмещения за аварийное жилое помещение в размере 2 500 000,00 рублей, солидарно. Просит суд взыскать с <адрес> в пользу ФИО5, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 сумму возмещения за аварийное жилое помещение в размере 2500 000,00 рублей, солидарно.
ФИО5, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.
Неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, потому, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства, по правилам ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных участников судебного разбирательства.
Помимо извещений лиц, участвующих в деле, информация о дате и времени судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Кизлярского районного суда www.Kizljar-rs/dag.sudrf.ru.
В судебном заседании истица ФИО5 и её представитель ФИО13 поддержали увеличенные исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме. Считают, что ФИО23 автоматически включены в госпрограмму по переселению граждан из ветхого аварийного жилья, в связи с чем ответчик Администрация муниципального района «<адрес>» должны возместить им сумму возмещения за аварийное жилое помещение в размере 2 500 000,00 рублей, солидарно.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МР «<адрес>» ФИО14 просил суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО23, мотивируя тем, что в 1993 году ФИО10 вынес постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», которым обязали Районным и городским ФИО3 народных депутатов до ДД.ММ.ГГГГ образовать районные совместные комиссии по закреплению земель, находящихся в пользовании совхозов, колхозов, других сельскохозяйственных предприятий, и реорганизации этих хозяйств.
Согласно, приложения № к постановлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в список хозяйств, специализирующихся на откорме скота входил совхоз <адрес> РД.
Районная комиссия была создана для закрепления земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе, совхозе и другом сельскохозяйственном предприятии. Районная и внутрихозяйственная комиссия провела разграничение находящихся в пользовании совхоза <адрес> земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в индивидуальное пожизненное наследование и коллективно-долевое пользование.
Указанным постановлением колхозам, совхозам и другие сельскохозяйственные предприятия было предоставлено право передавать в собственность сельских (поселковых) ФИО3 народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты. А также право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).
Гражданке ФИО5 была передано в собственность квартира, общей площадью 48,5 кв.м. на 1 этаже с литером А, расположенная в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Между гражданкой ФИО5 и директором Администрации совхоза Степной ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ был заключён договор передачи квартиры (дома) в собственность за №.
На тот момент гражданка ФИО5 не осуществила регистрации своего права собственности на предоставленное ей жильё, квартиру общей площадью 48,5 кв.м. на 1 этаже с литером А, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В муниципальном округе «<адрес>» с 2006 года по 2009 год была утверждена и проведена муниципальная Программа «Переселения граждан Российской Федерации» из ветхого и аварийного жилищного фонда», на основании ст. 14 ЖК РФ, в целях реализации программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Для чего при администрации <адрес> была создана комиссия по выявлению граждан, проживающих в ветхом, аварийном жилище и подготовке соответствующих списков семей и жилых домов для взятия на учет и переселения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в новый возведённый жилищной фонд на территории муниципального района «<адрес>».
При этом, всех граждан, проживающих на тот момент в помещениях выявленных и признанных непригодным для проживания, а именно, расположенных по адресу: <адрес>, дом №№,2,3,4 и <адрес>, барак № и № обязали зарегистрировать свое право собственности на жилые помещения, находящиеся в указанных зданиях и предоставления в администрацию муниципального района «<адрес>» свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Федеральная программа «Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» была завершена в 2009 года с фактическим переселением всех жильцов домов, расположенных по адресу: <адрес>, дом №№,2,3,4 и <адрес>, барак № и №.
На момент проведения муниципальной программы на территории муниципального района «<адрес>» «Переселения граждан Российской Федерации» из ветхого и аварийного жилищного фонда» гражданка ФИО5 и члены её семьи в <адрес> не проживали и не были прописаны, а также гражданка ФИО5 не зарегистрировала право собственности на жилое помещение (квартиру) общей площадью 48,5 кв.м. на 1 этаже с литером А, расположенной по адресу: <адрес>, Кизлярский <адрес>, предоставленное ей по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на домовладение, выданной МО сельского поселения «сельсовет Новокохановский» ДД.ММ.ГГГГ в домовладении, расположенном по адресу: РД, <адрес>, принадлежащее гражданину ФИО4 на праве собственности, вместе с собственником в данном домовладении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы его сестра ФИО5 и племянник ФИО6, 02.05.2006г.р.
ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО5 оформляет в собственность квартиру, общей площадью 48,5 кв.м. на 1 этаже с литером А, расположенную по адресу: <адрес>, Кизлярский <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Вид права: общая долевая собственность: 1/4 за номерами 05-АА №,05 - ДА ММ55 05 -АА 683456 и 05 -АА 683454.
Соответственно при реализации администрацией муниципального района «<адрес>» программы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилого фонда» в 2008-2009 истцы в указанной квартире не проживали, так как дом был частично разрушен, и на территории сельского поселения «сельсовет Новокохановский» не находились. Для включения в данную программу Истцами необходимых документов представлено не было. Соответственно у них не возникло право на участие в данной программе.
В 2023 году гражданка ФИО5 подала исковое заявление в Кизлярский районный суд РД о взыскании с администрации муниципального района «<адрес>» суммы возмещения за аварийное жилое помещение в размере 1.300.000,00 рублей.
Свое требование гражданка ФИО5 обосновала, руководствуясь ст. 32 п.10 ЖК РФ.
А согласно ст. 32 п. 8 п.п. 8.2 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи.
Но данная норма была введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон N~ 473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2.
А в соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Так согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
При этом частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
И как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.
В статье 3 Федерального закона № 473-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы ДД.ММ.ГГГГ и вступили в законную силу.
Процедура при реализации муниципальной «Программы переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилого фонда» была осуществлена на основании положения Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Так для признания жилья аварийным или нет, а также для принятия решения о сносе, либо о ремонте или реконструкции помещения необходимо провести обследования исследуемого объекта специально созданной межведомственной комиссией органа местного самоуправления.
Согласно ст. 42 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Комиссия создается на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя).
Собственники многоквартирного дома с расположенными в нем жилыми помещениями (квартирами) или уполномоченное ими лицо, привлекается к работе в - комиссии с правом совещательного голоса.
По завершении обследования помещения комиссия принимает одно из следующих решений согласно ст. 47 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности про ведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием);
о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
После признания дома непригодным для проживания, либо аварийным в силу положений ст. 95 Жилищного кодекса РФ гражданам по их заявлениям могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда для временного проживания.
После проведения процедуры обследования помещения комиссия составляет решение в виде заключения, которое направляются в орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направляется заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома. (п. 47(1) введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтновосстановительных работ (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, после принятия комиссией при администрации муниципального района «<адрес>» решения о признании помещений, расположенных по адресу: <адрес>, №, №, № и <адрес>, барак № и №, в виде заключений за №, №, №, №, № и № от ДД.ММ.ГГГГ и согласно действующей на тот момент положение ст.32 п.8 ЖК РФ собственникам жилых помещений признанных аварийными и непригодными для проживания с их согласия было предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение в новом построенном жилом фонде согласно федеральной программе «Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда».
В период времени, начиная с 2006 года и включительно 2006 года межведомственной комиссией при Администрации МР «<адрес>» была проведена работа по выявлению аварийного и ветхого жилья, не предназначенного для проживания граждан на территории муниципального района «<адрес>».
По итогам проведённой работы комиссией были выявлены шесть жилых многоквартирных строений, расположенных по адресу: <адрес>, №, №, № и <адрес>, барак № и №, которые согласно заключениям государственной жилищной инспекцией РД от 2008 года были признаны аварийными и непригодными для проживания граждан о чем было вынесено распоряжение № «Б» от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация МР «<адрес>» закрепила следующее:
По завершении строительства нового жилья, в соответствии с федеральной программой «Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» <адрес>, переселить граждан проживающих в аварийном жилищном фонде, указанном в пункте 1 настоящего Распоряжения в новое построенное жилье.
Осуществить в установленном порядке принятие в муниципальную собственность построенное жилье.
По завершению переселения граждан в новое жилье, начальнику ЖКХ <адрес> ФИО16, произвести снос аварийных домостроений, расположенных по вышеуказанным адресам, в установленном порядке.
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Между тем в соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На момент рассмотрения спора принадлежащее истице ФИО5 на праве собственности жилое помещение, а именно квартира общей площадью 48,5 кв.м. на 1 этаже с литером А, полученная в собственность по договору№ от ДД.ММ.ГГГГ в результате распорядительных действий ответчика администрацией МР «<адрес>» было фактически изъято из владения всех собственников квартир, расположенных в помещениях, находящихся по адресам: <адрес>, №, №, № и <адрес>, барак № и № с предоставлением равноценного нового жилья.
Между тем в соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, что и было осуществлено администрацией муниципального района «<адрес>».
Администрацией МР «<адрес>» согласно ст. 199 ГК РФ в судебном заседании заявлено о применении сроков исковой давности.
Кроме того гражданкой ФИО17 был пропущен срок исковой давности для предъявления к администрации муниципального района искового заявления о возмещения денежных средств за аварийное жилое помещение в размере 1.300.000,00 рублей.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. А именно, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Гражданка ФИО5 узнала о своём праве получения от администрации МР «<адрес>» равноценного жилого помещения взамен принадлежащего ей, и признанного ветхим и аварийным, непригодным для проживания из письменного ответа прокуратуры <адрес> за № ж-2012 от 27.l2.2012 года, в котором ей сообщалось, что получить прописку в жилом доме, расположенном по адресу: РД, <адрес>, невозможно, так как дом ранее был признан ветхим и непригодным для проживания. Все жильцы были переселены ещё в 2009 году, согласно, федеральной программы «Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и дом на тот момент был фактически полностью разрушен.
Соответственно у гражданки ФИО5 возникло законное право на предъявления гражданского иска в суд об обязании администрации МР «<адрес>» о предоставлении ей равноценного жилого помещения, взамен признанного непригодным для проживания.
Так согласно статье 46 Конституции Российской Федерации: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Но для предъявления иска законом предусмотрен разумный срок (срок исковой давности) это срок для судебной защиты гражданского права конкретного лица.
Так согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «К требованиям, касающимся жилищных отношений, одним из оснований, возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и др.), применяется общий трехлетний срок исковой давности.
А на момент предъявления гражданкой ФИО5 искового заявления в суд о взыскании с администрации муниципального района «<адрес>» суммы возмещения за аварийное жильё в размере одного миллиона трёхсот тысяч рублей (1.300.000,00 рублей), если учитывать факт, получения истицей из прокуратуры <адрес> письменного ответа на её запрос о получении прописки в жилом доме, расположенном по адресу РД, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ прошло 11 лет. Если же учесть, что право собственности гражданка ФИО5 на квартиру общей площадью 48,5 кв.м. на 1 этаже с литером А, полученную ею в собственность по договору № от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то на момент предъявления иска прошло 9 лет и 5 месяцев.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинированное, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения, значимых для рассмотрения дела сведений и фактов.
Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.
Как указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ июля 2009 года № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", если в ЖК РФ не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 Гражданского кодекса РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований, возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
Соответственно срок исковой давности гражданкой ФИО5 для предъявления иска истёк.
Истцы утверждают тот факт, что они были включены в программу «Возвращение и обустройство русского населения Республики Дагестан на 2014 - 2017 годов». Данная программа должна была быть осуществлена на территории <адрес> РД, но ввиду отсутствия финансовых средств из республиканского бюджета, программа не была реализована.
Истцами не представлены суду доказательства о подаче заявления в орган местного самоуправления реализующий данную программу, так же не представлен документ о включении семьи ФИО5 в вышеуказанную программу. По данной программе планировалось образование и выделение в нескольких селах <адрес> земельных участков под строительство коттеджей. В дальнейшем планировалось рассмотреть на жилищной комиссии заявления граждан изъявивших желание участвовать в данной программе и определить соответствуют ли они предъявляемым требованиям для участия в программе. Программа не реализована, дома не построены, комиссия не собиралась, соответственно актов органов местного самоуправления о включении в программу не издавалось.
Так же истцами представлено постановление главы сельского поселения «сельсовет Новокохановский» от ДД.ММ.ГГГГ с неподтвержденным номером № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданки ФИО5 и сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Для обеспечения жильем по данной программе гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся необходимо ежегодно обновлять документы, хранящиеся в личном учетном деле. Чего не делалось ФИО5
Также в мае 2024 г. ФИО6 достиг совершеннолетия, соответственно он самостоятельно должен обратиться о постановке его на учет как инвалида нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств субъекта РФ (Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан»).
Выслушав объяснения участников, обсудив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, отзыв на возражение, исследовав письменные доказательства по делу, проверив и оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ст. 32 ЖК РФ по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. в случае когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. На момент реализации программы право собственности у истцов на квартиру в доме зарегистрировано не было (дата выдачи свидетельства о государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ).
Из копии свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за № –АА 683457, № –АА 683455, № –АА 683456 и № –АА 683454 усматривается что, ФИО5, ФИО8, ФИО7 и ФИО9 передана квартира, общей площадью 48,5 кв.м., этаж 1, литер А. Адрес местонахождения: <адрес>. Вид права: общая долевая собственность:1/4, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № /л.д.9-12/.
Из договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан видно, что Администрация с-за Степной, в лице директора с-за Степной ФИО18, действующего на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5 заключили настоящий договор. Продавец передал в собственность покупателя безвозмездно квартиру, состоящую из общей площади 48,5 кв.м., адрес местонахождения: <адрес> /л.д.23/.
Из акта осмотра территории за № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что начальником отдела архитектуры МР «<адрес>» ФИО19, начальником отдела правовой и кадровой работы МР «<адрес>» ФИО14, специалистом 2 категории АСП «сельсовет Новокохановский» ФИО20 произведен осмотр территории. Земельный участок, расположенный по <адрес>, между участками с кадастровыми номерами 05:02:000037:276 и 05:02:000037:252. Осмотром установлено следующее: при выезде было обнаружено, что ранее построенные четыре многоквартирных жилых дома находятся в разрушенном состоянии. От первого дома отсутствует признак объекта капитального строительства, второй и третий дом находятся в разрушенном состоянии и у четвертого дома отсутствует средняя часть корпуса. В архиве сельсовета многоквартирные жилые дома не числились.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ссылаясь в своем исковом заявлении на самостоятельные программы, согласно ст. 10 ГК РФ истцы злоупотребляют правом и намеренно заведомо недобросовестно вводят суд в заблуждение ссылаясь на различные программы, в которых они не участвовали, а там где имели право на обеспечение жильем не предпринимали никаких действий, для получения жилья за счет средств бюджета субъекта РФ.
Так, в ходе судебного заседания гражданка ФИО5 не представила суду доказательств, что она и члены её семьи были зарегистрированы и проживали на территории <адрес>, а также не представлены письменные доказательства о включении гражданки и членов её семьи в каких-либо муниципальных или государственным программах, подтверждающие право гражданки ФИО5 или членов её семьи на получение субсидий или социальных выплат.
При этом не исключается возможность постановки гражданки ФИО5 и членов её семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории их фактического проживания, а именно на территории <адрес>.
Суд не может при рассмотрении гражданского дела при вынесении решения выходить за рамки заявленных требований.
Так гр. ФИО5 в своём исковом заявлении требовала обязать администрацию МР «<адрес>» выплатить ей и членами её семье денежную компенсацию как лиц, являющихся собственниками аварийного помещения и включённых в программу по переселению граждан из аварийного жилья. Хотя доказательств о том, что гражданка ФИО5 и члены её семьи были поставлены на учёт в данной программе стороной истцов в суд представлено не было.
Из распоряжения № главы администрации <адрес> ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается факт создания при администрации <адрес> комиссии по выявлению граждан, проживающих в ветхом, аварийном жилище и подготовке соответствующих списков семей и жилых домов для взятия на учет и переселения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Из распоряжения № «Б» главы администрации <адрес> ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ видно, в целях предоставления жилья гражданам проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде и на основании актов межведомственной комиссии о признании непригодными для дальнейшего проживания домов в населенных пунктах <адрес>, №, №, № и <адрес>, барак № и №.
Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания усматривается, что по результатам обследования помещения в населенном пункте <адрес> необходимо снести в связи с аварийностью, изношенностью и обрушением несущих конструкций с признаками возможности в любое время обрушения, как несущих стен, так и перекрытия. Часть здания бесхозная в связи с отсутствием жильцов покинувших жилище, кроме того здание может в любое время обрушиться. Жизненно необходимые условия –отопление, водоснабжение, электрофикация, газоснабжение отсутствуют.
Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания усматривается, что по результатам обследования помещения в населенном пункте <адрес> необходимо снести в связи с аварийностью, изношенностью и обрушением несущих конструкций. Средняя часть здания обрушена, здание бесхозно в связи с отсутствием жильцов покинувших жилище, кроме того остальная часть здания может самопроизвольно в любое время обрушиться.
Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания усматривается, что по результатам обследования помещения в населенном пункте <адрес> необходимо снести в связи с аварийностью, происходящей осадкой фундаментов и трещинами на несущих стенах 5 и более см., осадка фундамента не останавливается, были установлены маяки в течении месяца трещины растут на 1 мм., при такой осадке, учитывая сейсмичность района, здание может со временем в течение 1-2 года самопроизвольно обрушиться. Жителям данного дома, было предложено найти временное жилье до строительства другого дома.
Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания усматривается, что по результатам обследования помещения в населенном пункте <адрес> необходимо снести в связи с аварийностью, происходящей осадкой фундаментов и трещинами на несущих стенах 5 и более см., осадка фундамента не останавливается, были установлены маяки в течении месяца трещины растут на 1 мм., при такой осадке, учитывая сейсмичность района, здание может со временем в течение 1-2 года самопроизвольно обрушиться. Жителям данного дома, было предложено найти временное жилье до строительства другого дома.
Из заключений о техническом состоянии жилого строения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что 8-ми квартирный 2-х этажный 2-х подъездный жилой <адрес>,№,№ и № в <адрес> находится в аварийном состоянии, подлежит сносу, так как степень износа и разрушения конструкции здания достигает 90-100% и восстановить капитальным ремонтом не представляется возможным.
Из архивной справки (об отсутствии документов) от ДД.ММ.ГГГГ за №/А-86 видно, что документы администрации МО «<адрес>», администрации МР «<адрес>»:
-решения об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>,2,3,4;
-соглашение с собственниками жилых домов, расположенных по адресу: РД, <адрес>,2,3,4;
- требования о сносе жилого дома, расположенного по адресу: РД, <адрес>,2,3,4 и квитанции, подтверждающие направление собственникам ни за какие года на хранение в муниципальный архив МР «<адрес>» не поступали.
Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
С учетом всех обстоятельств, суд считает исковые требования истцов ФИО5, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 к Администрации МР «<адрес>» РД о взыскании суммы возмещения за аварийное жилое помещение в размере 2 500 000,00 рублей, солидарно удовлетворению не подлежат, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО5, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 к Администрации МР «<адрес>» РД о взыскании с суммы возмещения за аварийное жилое помещение в размере 2 500 000,00 рублей, солидарно - отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Кизлярский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Л.Н. Бычихина
Копия верна:
Судья: Л.Н. Бычихина