Решение по делу № 2-9/2012 от 02.02.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2012 годаТомский областной суд в составе:

председательствующего: Руди О.В.,

при секретаре: Бершанской М.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Томской области Дашевской О.С.,

при участии представителя Избирательной Комиссии Томской области Мальчуковской Е.В., представителя Думы Верхнекетского района Сиденко Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Администрации Томской области о признании бездействия Думы Верхнекетского района незаконным, об определении срока назначения даты выборов Главы Верхнекетского района и установлении порядка назначения даты выборов Главы Верхнекетского района Администрации Томской области,

установил:

Администрация Томской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Думы Верхнекетского района, выразившегося в неназначении даты выборов Главы Верхнекетского района; определении срока назначения даты выборов Главы Верхнекетского района, возложении обязанности по назначению даты выборов Главы Верхнекетского района на Думу Верхнекетского района; возложении обязанности по финансированию выборов на муниципальное образование «Верхнекетский район».

В обоснование требований указано, что полномочия Главы Верхнекетского района Сидихина А.Н. заканчиваются 11.03.2012. Поскольку датой выборов в текущем году является 11 марта, Дума Верхнекетского района в период с 11.12.2011 по 21.12.2011 должна была принять решение о назначении даты выборов Главы Верхнекетского района, опубликовав его не позднее чем через 5 дней со дня принятия. В установленный срок решение о назначении выборов представительным органом принято не было. Муниципальной избирательной комиссией выборы не назначены в виду отсутствия таковой. Указанное нарушает избирательные права жителей Верхнекетского района, что является основанием для назначения выборов судом.

Представитель заинтересованного лица Думы Верхнекетского района Сиденко Е.Д., согласившись с требованиями, указала, что муниципальная избирательная комиссия не сформирована, однако ранее ее полномочия Избирательной комиссией Томской области возлагались на постоянно действующую Территориальную избирательную комиссию. Поскольку в декабре 2011 года Избирательная комиссия Томской области отказала Думе Верхнекетского района в возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии на Территориальную избирательную комиссию, решение о назначении даты выборов в установленные сроки не было принято.

Территориальная избирательная комиссия Верхнекетского района Томской области просила о рассмотрении дела без участия представителя. В представленном письменном отзыве председатель ТИК Верхнекетского района просил требования об определении срока назначения даты выборов Главы района удовлетворить, возложить обязанность по назначению даты выборов на Думу Верхнекетского района. В обоснование указал, что Дума Верхнекетского района должна была принять решение о назначении выборов в период с 04.12.2011 по 14.12.2011, чего не сделала. Поскольку муниципальная избирательная комиссия в Верхнекетском районе не сформирована, с 2006 года ее функции осуществляла при назначении выборов территориальная избирательная комиссия Верхнекетского района.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Томской области Мальчуковская Е.В. с требованиями согласилась. Указала, что полномочия Главы Верхнекетского района Сидихина А.Н. заканчиваются 04.03.2012, а потому решение о назначении выборов Главы Верхнекетского района должно было быть принято Думой Верхнекетского района в период с 04.12.2011 по 14.12.2011, однако в указанный период выборы не назначены. Поскольку Думой Верхнекетского района в установленном порядке не сформирована муниципальная избирательная комиссия, суд общей юрисдикции вправе определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган должен назначить выборы.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора об обоснованности требований, суд пришел к выводу об их удовлетворении.

Основанием к обращению в суд явилось нарушение конституционных прав жителей Верхнекетского района избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, поскольку представительный орган муниципального образования в установленные сроки не принял решение о назначении выборов Главы Верхнекетского района.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Согласно статье 32 (ч. 2) граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет (статья 8 Федерального закона №67-ФЗ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (ч.3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона Томской области № 39-ОЗ от 12.03.2005 «О наименованиях органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Томской области» в Томской области устанавливаются следующие наименования органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных районов: представительный орган муниципального образования - Дума (наименование муниципального района); глава муниципального образования - глава (наименование муниципального района); местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация (наименование муниципального района).

Пунктом 1 ч.2 ст. 24 Устава муниципального образования «Верхнекетский район» установлено, что Глава района входит в структуру органов местного самоуправления, избирается жителями района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на 5 лет в порядке, установленном федеральными законами, законами Томской области.

Как установлено судом, 11 марта 2007 года состоялись выборы Главы Верхнекетского района, решением Муниципальной избирательной комиссии Верхнекетского района № 61 от 12.03.2007 утверждены результаты выборов, в соответствии с которыми Главой района избран Сидихин А.Н.

Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в случае, предусмотренном п.8 ст. 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября (ст. 8. Федерального закона №67-ФЗ).

Днем окончания срока, на который избирается Глава Верхнекетского района, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий Главы Верхнекетского района (ч.7 ст.13 Устава Муниципального образования «Верхнекетский район»).

Таким образом, срок полномочий действующего Главы района истекает 04.03.2012 (с учетом приведенных требований, положений ст. 112 ТК РФ о нерабочих праздничных днях с учетом постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 581 «О переносе выходных дней в 2012 году»).

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ выборы органов местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона Томской области № 29-ОЗ от 14.02.2005 «О муниципальных выборах в Томской области» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

Таким образом, решение о назначении выборов должно было быть принято представительным органом муниципального образования (Думой Верхнекетского района) в период с 04.12.2011 по 14.12.2011, опубликовано.

Судом установлено, что такое решение принято не было.

Данный вывод основан на пояснениях председателя Думы Верхнекетского района, исследованных в судебном заседании письменных доказательствах (письме Думы Верхнекетского района от 31.01.2012 № 01-08-009 о непринятии решения о назначении выборов Главы района).

В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные п.7 ст. 10, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Учитывая приведенные положения, избирательная комиссия муниципального образования «Верхнекетский район» (при ее наличии) должна была принять решение о назначении выборов Главы муниципального образования не позднее 24.12.2011.

Согласно ч.7 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, ст.20 Закона Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

Судом установлено, что избирательная комиссия муниципального образования представительным органом муниципального образования «Верхнекетский район» не сформирована, что следует из пояснений председателя Думы Верхнекетского района, представителя Избирательной комиссии Томской области, письменных доказательствах (решении Думы Верхнекетского района № 81 от 20.12.2011 о ходатайстве перед Избирательной комиссией Томской области о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию; письме Избирательной комиссии Томской области от 26.12.2011 № 01-17/1066 об отказе в возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии на Территориальную избирательную комиссию, письме Избирательной комиссии Томской области от 31.01.2012 № 01-18/121 о причинах неназначения выборов Главы Верхнекетского района).

При таких обстоятельствах, поскольку представительный орган муниципального образования «Верхнекетский район» не исполнил вышеперечисленные обязанности, возложенные на него нормативно, обосновано требование заявителя о признании бездействия Думы Верхнекетского района незаконным.

Непринятие уполномоченными органами решения о назначении выборов нарушает установленный статьей 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ принцип обязательности выборов, а также определенное ст. 32 Конституции Российской Федерации право граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

При нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (п.1 ст. 1).

В силу пунктов 5 и 6 статьи 3 Федерального закона №138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 9 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрена возможность соответствующего суда общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы, в случае если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 данной статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона №67-ФЗ органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда от

31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если обращение заявителя обусловлено бездействием соответствующих органов или должностных лиц, то суд для обеспечения условий реализации избирательных прав и права на участие в референдуме своим решением обязывает их совершить определенные действия.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ в решении суда о назначении выборов указываются: основания для назначения даты выборов, дата выборов; нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1,3 и 10 настоящей статьи будут проводиться выборы; в случае назначения даты выборов должностного лица местного самоуправления - наименование выборной должности местного самоуправления, предусмотренной уставом муниципального образования, и срок полномочий занимающего эту должность лица, который определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом; орган местного самоуправления или глава муниципального образования либо в соответствии с уставом муниципального образования иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом. Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Определяя основания для принятия решения о сроке назначения даты выборов Главы Верхнекетского района, суд полагает, они соответствуют абзацам 8 и 12 ч.1 ст. 1 Федерального закона № 138-ФЗ (выборы выборного должностного лица местного самоуправления не назначены уполномоченным органом в установленные сроки; в нарушение законодательства не реализуются конституционные права жителей, проживающих на территории муниципального образования «Верхнекетский район»).

Определяя период, в течение которого уполномоченный орган должен принять решение о назначении выборов, суд исходит из приведенных выше положений ч.ч. 3, 7 и 9 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ о днях, определенных днями голосования на выборах в органы местного самоуправления и сроке принятия такого решения. В связи с чем полагает, он должен быть определен с 15 июля по 25 июля 2012.

Поскольку в Томской области принят закон «О муниципальных выборах в Томской области» № 29-ОЗ, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов, то он наряду с Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» и Уставом муниципального образования «Верхнекетский район» подлежит применению при проведении соответствующих выборов в органы местного самоуправления.

Исполнение настоящего решения в части обеспечения проведения выборов, в том числе по их финансированию за счет средств бюджета муниципального образования, суд считает необходимым возложить на представительный орган муниципального образования (Думу Верхнекетского района) в соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона №138-ФЗ.

Организующей выборы и проведение выборов, а также обеспечивающей подготовку к ним должна быть назначена Территориальная избирательная комиссия Верхнекетского района, поскольку правовых оснований к возложению на избирательную комиссию Томской области обязанности по формированию временной избирательной комиссии не имеется, учитывая наличие действующего представительного органа муниципального образования «Верхнекетский район», а также действующей территориальной избирательной комиссии Верхнекетского района (п.9 ст. 10, ч.4 ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ, п.4 ст. 20 Закона Томской области № 29-ОЗ от 14.02.2005).

При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области № 40/266 от 06.12.2006 сформирована Территориальная избирательная комиссия Верхнекетского района.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области № 40/267 от 06.12.2006 на указанную Территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Верхнекетский район».

При этом из текста названного постановления № 40/267 от 06.12.2006 не следует, что срок возложения полномочий ограничен проведением какой-либо избирательной компании либо временным периодом, при том, что Территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе (ч.2 ст.26 Федерального закона № 67-ФЗ).

К тому же в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (утвержденных постановлением ЦИК Российской Федерации от 17.02.2010 № 192/1337-5) срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии (п. 2.4).

Данные рекомендации приняты ЦИК Российской Федерации в пределах полномочий, установленных п.9 ст. 21 Федерального закона № 67-ФЗ.

При этом, как предусмотрено в ст. 54 Регламента Центральной Избирательной Комиссии России, ЦИК России, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, референдуме и об обеспечении прав граждан на участие в голосовании по отзыву депутатов, выборных должностных лиц, в голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, других участников избирательного процесса, референдума, голосования по отзыву, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию ЦИК России.

В пункте 13 ст. 21 Закона о гарантиях избирательных прав закреплено полномочие ЦИК России в пределах своей компетенции издавать инструкции по вопросам единообразного применения указанного Закона, обязательные для исполнения.

Поскольку Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий подготовлены в целях единообразного применения положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с учетом практики его реализации при формировании территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, суд полагает ошибочным довод представителя Избирательной комиссии Томской области о том, что положения указанных Методических рекомендаций не обязательны для применения избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

признать незаконным бездействие Думы Верхнекетского района по обеспечению конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, выразившееся в неназначении выборов Главы муниципального образования «Верхнекетский район».

Возложить на Думу Верхнекетского района обязанность по принятию решения о назначении выборов Главы муниципального образования «Верхнекетский район» сроком на пять лет в период с 15 июля 2012 по 25 июля 2012 года в соответствии с порядком и сроками, установленными Федеральным законом № 67-ФЗ от12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» и Уставом муниципального образования «Верхнекетский район».

Обязанность по организации, подготовке и проведению выборов Главы муниципального образования «Вернекетский район» возложить на Территориальную избирательную комиссию Верхнекетского района.

Исполнение решения суда в части обеспечения подготовки и проведения выборов Главы муниципального образования «Верхнекетский район», включая финансирование за счет средств бюджета муниципального образования «Верхнекетский район», возложить на Думу Верхнекетского района.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Руди

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2012 годаТомский областной суд в составе:

председательствующего: Руди О.В.,

при секретаре: Бершанской М.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Томской области Дашевской О.С.,

при участии представителя Избирательной Комиссии Томской области Мальчуковской Е.В., представителя Думы Верхнекетского района Сиденко Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Администрации Томской области о признании бездействия Думы Верхнекетского района незаконным, об определении срока назначения даты выборов Главы Верхнекетского района и установлении порядка назначения даты выборов Главы Верхнекетского района Администрации Томской области,

установил:

Администрация Томской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Думы Верхнекетского района, выразившегося в неназначении даты выборов Главы Верхнекетского района; определении срока назначения даты выборов Главы Верхнекетского района, возложении обязанности по назначению даты выборов Главы Верхнекетского района на Думу Верхнекетского района; возложении обязанности по финансированию выборов на муниципальное образование «Верхнекетский район».

В обоснование требований указано, что полномочия Главы Верхнекетского района Сидихина А.Н. заканчиваются 11.03.2012. Поскольку датой выборов в текущем году является 11 марта, Дума Верхнекетского района в период с 11.12.2011 по 21.12.2011 должна была принять решение о назначении даты выборов Главы Верхнекетского района, опубликовав его не позднее чем через 5 дней со дня принятия. В установленный срок решение о назначении выборов представительным органом принято не было. Муниципальной избирательной комиссией выборы не назначены в виду отсутствия таковой. Указанное нарушает избирательные права жителей Верхнекетского района, что является основанием для назначения выборов судом.

Представитель заинтересованного лица Думы Верхнекетского района Сиденко Е.Д., согласившись с требованиями, указала, что муниципальная избирательная комиссия не сформирована, однако ранее ее полномочия Избирательной комиссией Томской области возлагались на постоянно действующую Территориальную избирательную комиссию. Поскольку в декабре 2011 года Избирательная комиссия Томской области отказала Думе Верхнекетского района в возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии на Территориальную избирательную комиссию, решение о назначении даты выборов в установленные сроки не было принято.

Территориальная избирательная комиссия Верхнекетского района Томской области просила о рассмотрении дела без участия представителя. В представленном письменном отзыве председатель ТИК Верхнекетского района просил требования об определении срока назначения даты выборов Главы района удовлетворить, возложить обязанность по назначению даты выборов на Думу Верхнекетского района. В обоснование указал, что Дума Верхнекетского района должна была принять решение о назначении выборов в период с 04.12.2011 по 14.12.2011, чего не сделала. Поскольку муниципальная избирательная комиссия в Верхнекетском районе не сформирована, с 2006 года ее функции осуществляла при назначении выборов территориальная избирательная комиссия Верхнекетского района.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Томской области Мальчуковская Е.В. с требованиями согласилась. Указала, что полномочия Главы Верхнекетского района Сидихина А.Н. заканчиваются 04.03.2012, а потому решение о назначении выборов Главы Верхнекетского района должно было быть принято Думой Верхнекетского района в период с 04.12.2011 по 14.12.2011, однако в указанный период выборы не назначены. Поскольку Думой Верхнекетского района в установленном порядке не сформирована муниципальная избирательная комиссия, суд общей юрисдикции вправе определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган должен назначить выборы.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора об обоснованности требований, суд пришел к выводу об их удовлетворении.

Основанием к обращению в суд явилось нарушение конституционных прав жителей Верхнекетского района избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, поскольку представительный орган муниципального образования в установленные сроки не принял решение о назначении выборов Главы Верхнекетского района.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Согласно статье 32 (ч. 2) граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет (статья 8 Федерального закона №67-ФЗ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (ч.3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона Томской области № 39-ОЗ от 12.03.2005 «О наименованиях органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Томской области» в Томской области устанавливаются следующие наименования органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных районов: представительный орган муниципального образования - Дума (наименование муниципального района); глава муниципального образования - глава (наименование муниципального района); местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация (наименование муниципального района).

Пунктом 1 ч.2 ст. 24 Устава муниципального образования «Верхнекетский район» установлено, что Глава района входит в структуру органов местного самоуправления, избирается жителями района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на 5 лет в порядке, установленном федеральными законами, законами Томской области.

Как установлено судом, 11 марта 2007 года состоялись выборы Главы Верхнекетского района, решением Муниципальной избирательной комиссии Верхнекетского района № 61 от 12.03.2007 утверждены результаты выборов, в соответствии с которыми Главой района избран Сидихин А.Н.

Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в случае, предусмотренном п.8 ст. 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября (ст. 8. Федерального закона №67-ФЗ).

Днем окончания срока, на который избирается Глава Верхнекетского района, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий Главы Верхнекетского района (ч.7 ст.13 Устава Муниципального образования «Верхнекетский район»).

Таким образом, срок полномочий действующего Главы района истекает 04.03.2012 (с учетом приведенных требований, положений ст. 112 ТК РФ о нерабочих праздничных днях с учетом постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 581 «О переносе выходных дней в 2012 году»).

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ выборы органов местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона Томской области № 29-ОЗ от 14.02.2005 «О муниципальных выборах в Томской области» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

Таким образом, решение о назначении выборов должно было быть принято представительным органом муниципального образования (Думой Верхнекетского района) в период с 04.12.2011 по 14.12.2011, опубликовано.

Судом установлено, что такое решение принято не было.

Данный вывод основан на пояснениях председателя Думы Верхнекетского района, исследованных в судебном заседании письменных доказательствах (письме Думы Верхнекетского района от 31.01.2012 № 01-08-009 о непринятии решения о назначении выборов Главы района).

В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные п.7 ст. 10, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Учитывая приведенные положения, избирательная комиссия муниципального образования «Верхнекетский район» (при ее наличии) должна была принять решение о назначении выборов Главы муниципального образования не позднее 24.12.2011.

Согласно ч.7 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, ст.20 Закона Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

Судом установлено, что избирательная комиссия муниципального образования представительным органом муниципального образования «Верхнекетский район» не сформирована, что следует из пояснений председателя Думы Верхнекетского района, представителя Избирательной комиссии Томской области, письменных доказательствах (решении Думы Верхнекетского района № 81 от 20.12.2011 о ходатайстве перед Избирательной комиссией Томской области о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию; письме Избирательной комиссии Томской области от 26.12.2011 № 01-17/1066 об отказе в возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии на Территориальную избирательную комиссию, письме Избирательной комиссии Томской области от 31.01.2012 № 01-18/121 о причинах неназначения выборов Главы Верхнекетского района).

При таких обстоятельствах, поскольку представительный орган муниципального образования «Верхнекетский район» не исполнил вышеперечисленные обязанности, возложенные на него нормативно, обосновано требование заявителя о признании бездействия Думы Верхнекетского района незаконным.

Непринятие уполномоченными органами решения о назначении выборов нарушает установленный статьей 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ принцип обязательности выборов, а также определенное ст. 32 Конституции Российской Федерации право граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

При нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (п.1 ст. 1).

В силу пунктов 5 и 6 статьи 3 Федерального закона №138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 9 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрена возможность соответствующего суда общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы, в случае если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 данной статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона №67-ФЗ органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда от

31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если обращение заявителя обусловлено бездействием соответствующих органов или должностных лиц, то суд для обеспечения условий реализации избирательных прав и права на участие в референдуме своим решением обязывает их совершить определенные действия.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ в решении суда о назначении выборов указываются: основания для назначения даты выборов, дата выборов; нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1,3 и 10 настоящей статьи будут проводиться выборы; в случае назначения даты выборов должностного лица местного самоуправления - наименование выборной должности местного самоуправления, предусмотренной уставом муниципального образования, и срок полномочий занимающего эту должность лица, который определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом; орган местного самоуправления или глава муниципального образования либо в соответствии с уставом муниципального образования иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом. Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Определяя основания для принятия решения о сроке назначения даты выборов Главы Верхнекетского района, суд полагает, они соответствуют абзацам 8 и 12 ч.1 ст. 1 Федерального закона № 138-ФЗ (выборы выборного должностного лица местного самоуправления не назначены уполномоченным органом в установленные сроки; в нарушение законодательства не реализуются конституционные права жителей, проживающих на территории муниципального образования «Верхнекетский район»).

Определяя период, в течение которого уполномоченный орган должен принять решение о назначении выборов, суд исходит из приведенных выше положений ч.ч. 3, 7 и 9 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ о днях, определенных днями голосования на выборах в органы местного самоуправления и сроке принятия такого решения. В связи с чем полагает, он должен быть определен с 15 июля по 25 июля 2012.

Поскольку в Томской области принят закон «О муниципальных выборах в Томской области» № 29-ОЗ, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов, то он наряду с Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» и Уставом муниципального образования «Верхнекетский район» подлежит применению при проведении соответствующих выборов в органы местного самоуправления.

Исполнение настоящего решения в части обеспечения проведения выборов, в том числе по их финансированию за счет средств бюджета муниципального образования, суд считает необходимым возложить на представительный орган муниципального образования (Думу Верхнекетского района) в соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона №138-ФЗ.

Организующей выборы и проведение выборов, а также обеспечивающей подготовку к ним должна быть назначена Территориальная избирательная комиссия Верхнекетского района, поскольку правовых оснований к возложению на избирательную комиссию Томской области обязанности по формированию временной избирательной комиссии не имеется, учитывая наличие действующего представительного органа муниципального образования «Верхнекетский район», а также действующей территориальной избирательной комиссии Верхнекетского района (п.9 ст. 10, ч.4 ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ, п.4 ст. 20 Закона Томской области № 29-ОЗ от 14.02.2005).

При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области № 40/266 от 06.12.2006 сформирована Территориальная избирательная комиссия Верхнекетского района.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области № 40/267 от 06.12.2006 на указанную Территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Верхнекетский район».

При этом из текста названного постановления № 40/267 от 06.12.2006 не следует, что срок возложения полномочий ограничен проведением какой-либо избирательной компании либо временным периодом, при том, что Территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе (ч.2 ст.26 Федерального закона № 67-ФЗ).

К тому же в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (утвержденных постановлением ЦИК Российской Федерации от 17.02.2010 № 192/1337-5) срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии (п. 2.4).

Данные рекомендации приняты ЦИК Российской Федерации в пределах полномочий, установленных п.9 ст. 21 Федерального закона № 67-ФЗ.

При этом, как предусмотрено в ст. 54 Регламента Центральной Избирательной Комиссии России, ЦИК России, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, референдуме и об обеспечении прав граждан на участие в голосовании по отзыву депутатов, выборных должностных лиц, в голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, других участников избирательного процесса, референдума, голосования по отзыву, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию ЦИК России.

В пункте 13 ст. 21 Закона о гарантиях избирательных прав закреплено полномочие ЦИК России в пределах своей компетенции издавать инструкции по вопросам единообразного применения указанного Закона, обязательные для исполнения.

Поскольку Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий подготовлены в целях единообразного применения положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с учетом практики его реализации при формировании территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, суд полагает ошибочным довод представителя Избирательной комиссии Томской области о том, что положения указанных Методических рекомендаций не обязательны для применения избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

признать незаконным бездействие Думы Верхнекетского района по обеспечению конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, выразившееся в неназначении выборов Главы муниципального образования «Верхнекетский район».

Возложить на Думу Верхнекетского района обязанность по принятию решения о назначении выборов Главы муниципального образования «Верхнекетский район» сроком на пять лет в период с 15 июля 2012 по 25 июля 2012 года в соответствии с порядком и сроками, установленными Федеральным законом № 67-ФЗ от12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» и Уставом муниципального образования «Верхнекетский район».

Обязанность по организации, подготовке и проведению выборов Главы муниципального образования «Вернекетский район» возложить на Территориальную избирательную комиссию Верхнекетского района.

Исполнение решения суда в части обеспечения подготовки и проведения выборов Главы муниципального образования «Верхнекетский район», включая финансирование за счет средств бюджета муниципального образования «Верхнекетский район», возложить на Думу Верхнекетского района.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Руди

2-9/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Томской области
Другие
Дума Верхнекетского района
Суд
Томский областной суд
Судья
Руди Ольга Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.tms.sudrf.ru
02.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2012Передача материалов судье
02.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2012Судебное заседание
13.02.2012Судебное заседание
22.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее