Судья Яшкова И.С. |
№ 33–3200/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2018 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Душнюк Н.В., Гудковой Г.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 23 мая 2018 г. по иску Курьят Г. П., Курьята А. В. к администрации Кемского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском по тем основаниям, что (...) в результате пожара была уничтожена квартира, расположенная по адресу: (...), принадлежащая Курьяту А.В. на праве собственности. Данное жилое помещение для семьи являлось единственным. Постановлением администрации Кемского городского поселения от (...) семья Курьят Г.П. признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поставлена на учет. Истцы просили обязать ответчика предоставить им вне очереди на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в границах г. Кеми, отвечающее установленным требованиям.
Решением суда исковые требования удовлетворены, суд обязал администрацию Кемского муниципального района предоставить вне очереди Курьят Г.П. на состав семьи два человека, включая Курьят А.В., на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в г. Кемь РК, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям г. Кеми, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее (...) кв.м.
С таким решением суда не согласна администрация Кемского муниципального района, в апелляционной жалобе глава администрации Разумейчик Ю.К. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что Курьят Г.П. и Курьят А.В. не имеют права на внеочередное представление жилого помещения по договору социального найма. Жилое помещение по адресу: (...) в установленном законом порядке непригодным для проживания не признано, собственник жилого помещения с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания в администрацию Кемского городского поселения и администрацию Кемского муниципального района не обращался. Земельный участок, на котором расположено жилое помещение, для муниципальных нужд не изымался в связи с отсутствием необходимости. Курьят Г.П. была зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем сыну Курьяту А.В., поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Курьят Г.П. не является представителем Курьята А.В. и не обладает правами в отношении жилого помещения сына, который, являясь собственником жилого помещения, права на внеочередное предоставление жилого помещения не имеет до прекращения права собственности на указанную квартиру. В этой связи является неправомерным постановление администрации Кемского городского поселения от (...) №(...) о внесении изменений в состав семьи Курьят Г.П. - 2 человека, включая Курьята А.В.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Курьят А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что Курьят А.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (...). В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства Курьят А.В. и Курьят Г.П.
Согласно справке ОНД Беломорского и Кемского районов УНД ГУ МЧС России по РК от (...) № (...) в жилом доме, расположенном по адресу: г. (...), (...) произошел пожар, в результате которого строение дома уничтожено.
Курьят Г.П. постановлением администрации Кемского городского поселения от (...) № (...) признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принята на соответствующий учет. Согласно постановлению администрации Кемского городского поселения от (...) № (...) в учетное дело Курьят Г.П. внесены изменения, в составе семьи указано 2 человека.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем у истцов возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ). Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании п. 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. На основании полученного по результатам работы комиссии заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (п. 49 Положения).
В установленном порядке жилое помещение, принадлежащее истцу Курьят А.В. на праве собственности, непригодным для проживания не признано. С заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания собственник не обращался.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедура, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014).
В соответствии с разъяснениями п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» суд не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Жилой дом, в котором расположена квартира истца Курьята А.В., в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признан, не включен в региональную адресную программу, органом местного самоуправления не принято решение об изъятии жилого помещения истца для муниципальных нужд, между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения. Таким образом, у истцов не возникло право требовать предоставления другого жилого помещения взамен находящегося в собственности. Основания для внеочередного предоставления жилого помещения у истцов отсутствуют. В соответствии с договором от (...) истцам предоставлено жилое помещение маневренного фонда. Нарушения прав истцов со стороны ответчика не установлено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в соответствии с п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия принимает новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемского городского суда Республики Карелия от 23 мая 2018 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе Курьят Г. П., Курьяту А. В. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Председательствующий
Судьи