РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 13 марта 2019 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Берсеневой Н.В.,
при секретаре Кирпичёвой Е.Ю.,
с участием истца О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску О.А. к администрации Ембаевского муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец О.А. обратилась в суд с иском к ФИО3 образования <адрес> о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что истец зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Вместе с ней зарегистрированы и проживают ее дочь Е.Д и муж Д.С. Указанное жилое помещение было предоставлено СПК «Ембаевский» на основании договора найма комнаты в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ. С момента предоставления и до настоящего времени истец проживает в указанном жилом помещении, а также несет расходы на его содержание. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу А70-7798/2018 жилое строение – общежитие многоквартирный дом, расположенное по адресу: <адрес> передано в муниципальную собственность ФИО3 МО. Решение Арбитражного суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. На обращение истца ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с просьбой о заключении договора социального найма, истец получила письменный отказ ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что она не принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма в категории «малоимущие». С данным отказом истец не согласна, считает, что она была вселена в жилое помещение на законных основаниях и приобрела право пользования спорным жилым помещением.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: СПК «Ембаевский», конкурсный управляющий Н.А.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования уточнила, просила признать отказ ФИО3 в заключении с ним договора социального найма жилого помещения незаконным. В остальной части заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что комната в общежитии была ей предоставлена СПК «Ембаевский» в 2012 году как работнику СПК «Ембаевский». С момента предоставления жилого помещения она постоянно проживает в нем, несет расходы по его содержанию, зарегистрирована в жилом помещении. Другого жилья не имеет. В настоящее время брак между ней и Д.С. расторгнут.
Представитель ответчика – ФИО3 МО <адрес> в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Представитель третьего лица СПК «Ембаевский» и конкурсный управляющий Н.А., в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Суд, заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь требованиями закона, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между СПК «Ембаевский» с одной стороны (Наймодатель) и О.А. с другой стороны (Наниматель) заключен договор № найма комнаты, по условиям которого: Наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи во владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из трех комнат общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, комната 3, принадлежащее ему на праве собственности. В соответствии с п.11 Договора сторонами предусмотрено, что настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по требованию наймодателя в случае увольнения нанимателя из СПК «Ембаевский». (л.д.9-11).
Из объяснений истца в судебном заседании установлено, что комната была предоставлена ей в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с работой в СПК «Ембаевский», что подтверждается трудовой книжкой истца и трудовым договором.
С момента предоставления жилого помещения истец вселилась в него, была зарегистрирована по месту проживания, до настоящего времени в комнате постоянно проживает, оплачивают коммунальные услуги, несет расходы по ее содержанию, что подтверждается выпиской из финансового лицевого счета (л.д.15), объяснениями истца в судебном заседании.
Доказательств обратного суду представлено не было.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО3 образования <адрес> возложена обязанность принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества – общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании вышеуказанного решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Ембаевским муниципальным образованием зарегистрировано право собственности на общежитие по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ФИО3 МО с заявлением о заключении с ней договора социального найма на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается пояснениями истца в судебном заседании. Согласно ответу ФИО3 исх. № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении договора социального найма вышеуказанного жилого помещения (л.д.12). В качестве обоснования отказа в заключении договора социального найма указано, что в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в <адрес>» из ФИО3 жилого фонда имеют граждане, признанные в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поставленные на учет в категории «малоимущие».
В силу ст. 10, 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, факт принятия решения о передаче здания общежития, которое находилось в государственной собственности и было на балансе СПК «Ембаевский», в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации отраженной в Постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» Поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или ФИО3 предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Из данной правовой нормы следует, что и в отношении служебных жилых помещений, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ст.ст.60, 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ, договором социального найма.
В силу ст. 64 Жилищного кодекса РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец вселилась в комнату № общежития в <адрес> на законных основаниях, на основании договора коммерческого найма жилого помещения, до передачи общежития в муниципальную собственность, истец проживает в данной комнате по настоящее время, место жительства не меняла, другого жилого помещения не имеет, своевременно и в полном объеме производит плату за коммунальные услуги, фактически осуществляет пользование спорной комнатой и по существу выполняет обязанности нанимателя жилого помещения, каких-либо требований об освобождении жилого помещения как со стороны собственника жилого помещения - ФИО3 МО, так и третьих лиц к О.А. не поступало.
Анализ изложенных выше обстоятельств в их совокупности дает суду основание сделать вывод о том, что спорная комната была предоставлена О.А. в установленном законом порядке до передачи дома в муниципальную собственность в связи с чем, с истцом, проживающим в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма. Отказывая в заключении договора социального найма, ответчиком не было учтено, что поскольку спорное жилое помещение не предоставлялось О.А. впервые, а имело место изменение правоотношений сторон в связи с изменением правового статуса жилого помещения при его передаче в муниципальную собственность, то положения Жилищного кодекса Российской Федерации о порядке предоставления жилого помещения по договору социального найма не распространяются на отношения, возникающие при изменении правового статуса жилого помещения.
При установленных обстоятельствах суд считает исковые требования о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> подлежащими удовлетворению.
Поскольку собственником общежития в настоящее время является ФИО3 образование <адрес>, следовательно, в силу норм Жилищного кодекса РФ обязанность по заключению договора социального найма возлагается на ФИО3 ФИО3 образования. Поэтому требования истца о возложении на ФИО3 МО обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.3, 10, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования О.А. – удовлетворить.
Признать незаконным отказ ФИО3 образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО3 образования <адрес> заключить с О.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) Н.В. Берсенева
Копия верна.
Подлинник решения подшит в дело №
Дело хранится в Тюменском районном суде <адрес>
Решение вступило (не вступило) в законную силу «___»__________201__г.
Судья Н.В. Берсенева