Решение по делу № 33-3522/2022 от 06.09.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Болдохонова С.С.                               поступило 06.09.2022 года

Номер дела суда 1 инст. 2-2822/2022                № 33-3522/2022

УИД 04RS0018-01-2022-003402-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2022 года                                                       гор. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ивановой В.А.,

судей коллегии Васильевой С.Д., Богдановой И.Ю.Ю

при секретаре Масловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчановой В.С. к ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья», Министерству имущественных отношений Республики Бурятия об обязании предоставить иное жилое помещение по договору найма взамен аварийного,

по апелляционной жалобе истца Молчановой В.С.

на решение Октябрьского районного суда гор.Улан-Удэ от 01 июля 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Молчановой В.С. к ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья», Министерству имущественных отношений Республики Бурятия об обязании предоставить иное жилое помещение по договору найма взамен аварийного оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Богдановой И.Ю., выслушав участника судебного разбирательства, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

В суд обратилась Молчанова В.С. с иском к ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» об обязании предоставить иное жилое помещение по договору найма взамен ранее предоставленного жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что между ней и ответчиком 27 октября 2014 года был заключен договор найма специализированного жилого помещения, согласно которому ей как лицу из числа детей-сирот было предоставлено жилое помещение в <...>. По истечении пяти лет, в 2019 году квартира передана ей по договору социального найма. Поскольку в январе 2020 года указанное жилье было признано аварийным, подлежащим реконструкции, однако до настоящего времени реконструкция не произведена, кроме того, жилое помещение расположено менее чем 40 метров от кладбища, что является самостоятельным основанием для признания многоквартирного дома не пригодным для проживания.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

В судебном заседании истец Молчанова В.С. требования уточнила, просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение взамен ранее предоставленного непригодного для проживания, по месту её жительства в гор.Улан-Удэ. Суду пояснила, что предоставленное ей жилье в пос.Баргузин не пригодно для проживания. Фактически она постоянно проживает в гор.Улан-Удэ, поскольку она имеет ребенка-инвалида нуждающегося в лечении, которое он получает в специализированных организациях города, а кроме того, ребенок посещает специализированную школу. В предоставленной ей в пос.Баргузин квартире она жила до 2015 года, после чего выехала для проведения ребенку операции.

Представитель ответчика ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» по доверенности Дамбаева В.Л., возражала против удовлетворения требований, пояснила, что жилое помещение было передано истцу по договору социального найма, исключено из специализированного жилищного фонда Республики Бурятия, потому ГБУ «РСЦ «Семья» является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия по доверенности Симонова О.А. также возражала против удовлетворения требований указывая, что истцу было предоставлено жилое помещение, которое подлежит реконструкции, т.е. в дальнейшем оно будет реконструировано и пригодно для постоянного проживания.

Представители третьих лиц – Министерство социальной защиты населения РБ и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований истца.

    В апелляционной жалобе истец Молчанова В.С. просит решение суда отменить указывая, что ей было предоставлено аварийное жилье, потому её права на жилье как ребенка-сироты остались нереализованными.

     Согласно письменных возражений представителя ответчика ГБУ «РСЦ «Семья» и третьего лица Минсоцзащиты РБ по доверенностям Тыгылдыровой В.Д., просит решение суда оставить без изменения указывая, что действительно, по результатам экспертизы жилого помещения по <...>, Межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, поскольку эксперты указали, что для дальнейшей безопасной эксплуатации здания необходимо произвести полную реконструкцию основных несущих элементов с составлением проектно-сметной документации и исследованием грунтов. Однако, поскольку квартира является собственностью Республики Бурятия, оснований для возложения обязанности по предоставлению истцу жилья взамен непригодного, не имеется, т.к. на ГБУ «РСУ «Семья» полномочия по распоряжению государственным имуществом не возложены, при этом истец в Списке нуждающихся в жилье по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на обеспечение специализированным жильем не состоит, снята с учета, т.к. реализовала свое право на обеспечение её специализированным жильем.

Судебная коллегия при рассмотрении апелляционной жалобы истца установила, что исходя из требований Молчановой, принимая во внимание, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена законодательством на Министерство социальной защиты населения РБ, при этом указанное Министерство по данному делу выступало третьим лицом, а не ответчиком, за счет которого могли быть удовлетворены требования истца, участие указанного лица в качестве соответчика при разрешении данного спора необходимо.

По указанным обстоятельствам, в соответствии с п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия определением перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ и привлекла к участию в деле в качестве соответчика Министерство социальной защиты населения РБ.

    Согласно п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В связи с указанным, судебная коллегия полагает, что решение суда, как постановленное с нарушением норм процессуального права, подлежит отмене.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Молчанова В.С. просила решение суда отменить указывая, что проживать в предоставленной ей квартире невозможно, т.к. она не пригодна для проживания, она проживала в квартире в течении года и в зимнее время на стенах образовывался лед, было очень холодно и т.д.. По искам её соседей по дому, их жилье было признано не пригодным для проживания.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия по доверенности Симонова О.А. возражала против удовлетворения требований за счет Минимущества указывая, что жилье было предоставлено истцу как ребенку-сироте, сведений о признании жилья непригодным для проживания не имеется.

Представитель ответчиков ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» и Минсоцзащиты РБ по доверенностям Тыгылдырова В.Д. в судебное заседание не явилась, направив суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель третьего лица Минстрой РБ, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явился по неизвестным суду причинам.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункта 9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия".

В соответствии со ст. 6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с п.п.3, 4, 5 п.3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 года № 88, указанное министерство уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В структуру Министерства социальной защиты населения РБ, утвержденную Постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 года № 88, входит ГБУ РБ «РРЦ «Семья».

Полномочия Учредителя ГБУ РБ «РРЦ «Семья» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом ГБУ РБ «РРЦ «Семья» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Бурятия.

Учредителем ГБУ РБ «РРЦ «Семья» является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и выполняет возложенные учредителем функции согласно Устава, утвержденного 29.04.2015 года, в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным ПостановлениемПравительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 «О дополнительныхгарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» уполномоченным органом исполнительной власти попредоставлению жилых помещений специализированного жилищного фондаявляется Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (пункт 2).

Статьей 109 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Требования для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами – истец Молчанова В.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В связи с указанным, 27 октября 2014 года ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» заключил с Молчановой В.С. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ..., предоставив ей в пользование жилье по адресу: <...>.

По истечении пяти лет, 19 декабря 2019 года между теми же лицами был заключен договор социального найма в отношении указанного жилья.

    То обстоятельство, что спорное жилое помещение относилось к специализированному жилому помещению специализированного жилищного фонда следует из материалов дела.

Указанное жилое помещение находится в республиканской собственности, было включено в специализированный жилищный фонд Республики Бурятия и закреплено на праве оперативного управления за ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья».

В материалы дела представлен протокол заседания Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия от 31 января 2020 года из которого следует. что по жилому помещению, расположенному по адресу <...> представлен заключение экспертной организации ООО «Регион-эксперт» № 117-/2019 с выводом об аварийном состоянии многоквартирного дома. Принято комиссией решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции на основании рекомендации экспертов: для дальнейшей безопасной эксплуатации здания необходимо произвести полную реконструкцию основных несущих элементов с составлением проектно-сметной документации и исследованием грунтов.

Суд апелляционной инстанции истребовал указанное Техническое заключение экспертной организации ООО «Регион-эксперт» № 117-/2019 от 15.10.2019 года. Согласно выводов экспертов - техническое и эксплуатационное состояние внешних и внутренних конструкций, согласно выявленным дефектам объекта, расположенного <...> является аварийным.

Также в заключении указано, что исходя из проведенного обследования ориентировочная восстановительная стоимость конструктивных элементов жилого дома превышает 93%, что в свою очередь охарактеризовывает нецелесообразность проведения восстановительных работ.

Кроме того, из заключения следует, что выявленные дефекты, за исключением поврежденных деревянных дверей, имеют характер образования вследствии многочисленных нарушений строительных нормативов при строительстве (возведении) объекта исследования.

В соответствии с положениями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Вышеуказанное Техническое заключение экспертизы, принятое межведомственной комиссией ответчиков, является допустимым, поскольку содержит полные сведения о состоянии спорного объекта недвижимости

При таких обстоятельствах возможно прийти к выводу, что предоставленное истцу жилое помещение является опасным для проживания, более того, непригодными для постоянного проживания. Жилое помещение изначально, с момента его строительства и предоставления истцу в пользование, являлось непригодными.

Таким образом, учитывая, что предоставленное истцу жилье непригодно для проживания, требование истца о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания подлежит удовлетворению, поскольку установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что уполномоченным органом исполнительной власти РБ Министерством социальной защиты населения РБ возложенная законом обязанность по предоставлению истцу жилого помещения пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства надлежаще не исполнена.

Ответчики в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представили каких-либо доказательств, опровергающих приведенные стороной истца доводы и представленных доказательств.

Поскольку в силу п. 8 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005 года № 102 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является именно Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, и оно осуществляет реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, обязанность по восстановлению нарушенного права истца должна быть возложена именно на него.

Поскольку ответчиком Министерством социальной защиты населения РБ обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, пригодного для проживания, не исполнена, истец фактически жильем не обеспечена, на Министерство социальной защиты населения РБ надлежит возложить обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен ранее предоставленного жилого помещения по месту учета истца как ребенка-сироты, нуждающейся в жилье.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения обязанностей на ГБУ РБ «РРЦ «Семья» и Минимущество РБ не имеется, в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам надлежит отказать.

При этом доводы истца о том, что она должна быть обеспечена жилым помещением по месту её постоянного жительства – в гор.Улан-Удэ, не принимаются во внимание, поскольку истец состояла на учете как нуждающаяся по месту жительства в Баргузинском районе РБ, достоверных сведений о месте её проживания и регистрации в гор.Улан-Удэ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда гор.Улан-Удэ от 01 июля 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, предоставить Молчановой В.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям санитарных и технических норм, в Баргузинском районе Республики Бурятия, взамен ранее предоставленного ей жилого помещения по адресу: <...>

В удовлетворении требований к ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» и Министерству имущественных отношений Республики Бурятия, отказать

    Председательствующий:

Судьи:

33-3522/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Молчанова Виктория Сергеевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
ГБУ Республиканский ресурсный центр Семья
Другие
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Богданова Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
06.09.2022Передача дела судье
26.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
17.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2022Передано в экспедицию
17.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее