№ 2-2108/2022
УИД 67RS0003-01-2022-002681-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20-21 апреля 2023 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Шнытко С.М.,
судей: Филенковой С.В., Коженовой Т.В.,
при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Геращенко Павла Владимировича, Шеденкова Олега Юрьевича, Журавкова Алексея Олеговича, Шадурова Алексея Александровича, Архипова Дмитрия Валерьевича, Кандабарова Павла Павловича, Бочарова Сергея Анатольевича, Кононова Максима Юрьевича, Семенова Алексея Николаевича, Терешковой Александры Павловны, Егорова Юрия Михайловича, Боровикова Игоря Викторовича, Клещевой Даны Владимировны к Муниципальному бюджетному учреждению «Спецавто», Администрации г. Смоленска о взыскании недополученной заработной палаты и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, компенсации морального вреда, с апелляционной жалобой Администрации города Смоленска на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 5 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., объяснения представителя Администрации г. Смоленска Сигановой В.О., поддержавшей доводы жалобы, возражения истцов Геращенко П.В., Шеденкова О.Ю., Журавкова А.О., Архипова Д.В., Кандабарова П.П., Бочарова С.А., Кононова М.Ю., Семенова А.Н., Терешковой А.П., Егорова Ю.М., Боровикова И.В., Клещевой Д.В., Шадурова А.А., представителя Шадурова А.А. – Антоновой О.Ю., представителя МБУ «СпецАвто» Алиева Р.Н., Петровой О.В., представителя ГУ – представителя СООО «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Кулешова В.В., объяснения представителя Администрации Смоленской области Флиманкова Ю.Л.,
установила:
истцы обратились в суд с вышеизложенными требованиями к ответчикам, в обоснование которых указали, что работают в МБУ «СпецАвто» в следующих должностях: Геращенко П.В. с 20.11.2019 в должности старшего мастера участка; Шеденков О.Ю. с 21.06.2019 в должности водителя; Журавков А.О. с 18.07.2018 в должности мастера участка; Шадуров А.А. с 01.05.2015 в должности начальника отдела материально-технического снабжения; Архипов Д.В. с 07.05.2018 в должности водителя; Кандабаров П.П. с 04.03.2019 в должности начальника службы безопасности; Бочаров С.А. с 13.08.2018 в должности электрогазосварщика 6 разряда; Кононов М.Ю. с 08.05.2018 в должности системного администратора; Семенов А.Н. с 01.01.2014 в должности водителя; Терешкова А.П. с 27.0.2019 в должности юрисконсульта; Егоров Ю.М. с 30.09.2016 в должности слесаря по ремонту автотракторной техники 5 разряда; Боровиков И.В. с 22.05.2018 в должности главного инженера; Клещева Д.В. с 01.11.2018, с 05.04.2021 в должности контрактного управляющего. Муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» осуществляет деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находится в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска. Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляет деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: уборка территорий уличной дорожной сети, включающая в себя подметание, полив, очистку ото льда и снега, а также посыпание песком и солью улиц и автомобильных дорог муниципального образования. Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществляется по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н.
11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Администрация города Смоленска в установленном законом порядке, отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализовало такую возможность и МБУ «СпецАвто», вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако, за период с 1 января 2020 года и по настоящее время заработная плата работникам МБУ «СпецАвто» выплачивается не в полном объеме, поскольку ее начисление производится без учета общих принципов регулирования правоотношений по оплате труда, установлению гарантий и льгот, предусмотренных положениями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства.
Размер начисляемой истцам тарифной ставки (оклада) ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Не соответствует утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчисляются тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что в совокупности приводит к заниженному начислению оплаты временной нетрудоспособности, осуществляемой ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Уточнив заявленные исковые требования и, представив суду соответствующий расчет, просят суд о взыскании с работодателя недополученной заработной платы в пользу:
Геращенко П.В. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 1308293 руб. 83 коп.;
Шеденкова О.Ю. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 814459 руб. 57 коп.;
Журавкова А.О. за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 в размере 506038 руб. 49 коп.;
Шадурова А.А. за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 в размере 1784618 руб. 55 коп.;
Архипова Д.В. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 323783 руб. 77 коп.;
Кандабарова П.П. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 1209900 руб. 68 коп.;
Бочарова С.А. за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 в размере 456717 руб. 36 коп.;
Кононова М.Ю. за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 в размере 601901 руб. 66 коп.;
Семенова А.Н. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 748514 руб. 11 коп.;
Терешковой А.П. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 562007 руб. 25 коп.;
Егорова Ю.М. за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 в размере 412805 руб. 80 коп.;
Боровикова И.В. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 1461692 руб. 16 коп.;
Клещевой Д.В. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 875090 руб. 86 коп.,
с возложением на МБУ «СпецАвто» обязанности по дальнейшему начислению и выплате заработной платы истцам с учетом положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. на весь период действия такового; взыскать с МБУ «СпецАвто» компенсацию морального вреда по 100000 рублей в пользу каждого из истцов; обязать МБУ «СпецАвто» произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ, налогам и сборам в ИНФС России по г. Смоленску, подать уточненный электронный реестр в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ; обязать Администрацию г. Смоленска и МБУ «СпецАвто» внести изменения в локальные нормативные акты МБУ «СпецАвто», регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 годы с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства; обязать Администрацию г. Смоленска выделить денежные средства МБУ «СпецАвто» для осуществления истцам выплат в соответствии с заявленными исковыми требованиями.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
Взыскана с Муниципального бюджетного учреждения «Спецавто» недополученная работниками за период с 01.03.2021 по 01.10.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов, в пользу:
Геращенко Павла Владимировича - 1 308 293 руб. 83 коп.;
Шеденкова Олега Юрьевича - 814 459 руб. 57 коп.;
Архипова Дмитрия Валерьевича - 323 783 руб. 77 коп.;
Кандабарова Павла Павловича - 1 209 900 руб.68 коп.;
Семенова Алексея Николаевича - 748 514 руб. 11 коп.;
Терешковой Александры Павловны - 562 007 руб. 25 коп.;
Боровикова Игоря Викторовича - 1 461 692 руб. 16 коп.;
Клещевой Даны Владимировны - 875 090 руб. 86 коп.,
с возложением на МБУ «СпецАвто» обязанности по дальнейшему начислению и выплате заработной платы данным истцам с учетом положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. на весь период действия такового.
Взыскана с Муниципального бюджетного учреждения «Спецавто» недополученная работниками за период с 01.04.2021 по 01.10.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов, в пользу:
Журавкова Алексея Олеговича - 506 038 руб. 49 коп.;
Шадурова Алексея Александровича - 1 784 618 руб. 55 коп.;
Бочарова Сергея Анатольевича - 456 717 руб. 36 коп.;
Кононова Максима Юрьевича - 601901 руб. 66 коп.;
Егорова Юрия Михайловича - 392 324 руб. 73 коп.,
с возложением на МБУ «СпецАвто» обязанности по дальнейшему начислению и выплате заработной платы данным истцам с учетом положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. на весь период действия такового.
С Муниципального бюджетного учреждения «Спецавто» взыскана компенсация морального вреда по 5000 рублей в пользу каждого из истцов.
В случае отсутствия у МБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию г. Смоленска к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, а в целях реализации возможности по повышенной оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения, начиная с 01.10.2022, обязать Администрацию г. Смоленска выделить МБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства.
МБУ «СпецАвто» обязано произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам на социальное и медицинское страхование во внебюджетные фонды РФ, произвести соответствующие отчисления налогов и сборов в ИФНС России по г. Смоленску, а также подать уточненный электронный реестр в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Администрация г. Смоленска и МБУ «СпецАвто» обязаны внести изменения в локальные нормативные акты МБУ «СпецАвто», регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников дорожной отрасли, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2022 год с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, дополнений к ней Администрация г.Смоленска просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований.
Указывает, что МБУ «Спецавто» не относится к отрасли дорожного хозяйства, занимается деятельностью в области жилищно-коммунального хозяйства, также не имеет специальной техники для выполнения условий Соглашения по автодорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы с целью проектирования, строительства, ремонта дорог, участие в ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и тому подобное.
Соглашение по автодорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и региональных отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом введение тарифной ставки рабочих 1 разряда в территориальных органах управления автомобильными дорогами осуществляется с участием соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации, поэтому органы местного самоуправления не могли повлиять на заключение соглашения. Ошибочен вывод суда о том, что при заключении указанного Соглашения на федеральном уровне допускается возможность его распространения на всех работодателей отрасли, поскольку в полномочиях Министерства труда России это право отсутствует. Любые соглашения в силу части 3 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащие финансовые обязательства за счет средств бюджета, заключаются при обязательном участии соответствующих органов местного самоуправления. Управление дорожного хозяйства г.Смоленска имело право, как юридическое лицо, выступать ассоциированным членом «РАДОР», получать консультации, однако это не означает, что и Администрация г.Смоленска выступает в этом качестве. Суд в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации обязал Администрацию г.Смоленска взять на себя финансовые обязательства в соответствии с указанным Соглашением, тогда как существует лимит расходования выделяемых бюджетных средств на текущий год.
Судебной коллегией в апелляционной инстанции в соответствии со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика муниципального бюджетного учреждения «СпецАвто» на Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «СпецАвто», третьего лица Государственного учреждения – Смоленское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области, в подтверждение чего представлены выписки из ЕГРЮЛ.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, дополнений к ней и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают дополнительные гарантии в сфере оплаты труда работников отрасли.
Учитывая, что юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является установление фактического вида деятельности, осуществляемой МБУ «СпецАвто», с оценкой возможности отнесения таковой к деятельности в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск, суд принял во внимание следующее.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ) даёт понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание дорог» пп.12 ст.3 Закона № 257-ФЗ определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
К действиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения, п. 1 ст. 12 данного Закона относит ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации, а Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") возлагает на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, обязанность по их содержанию в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Такими нормами и правилами, в свою очередь, являются государственные стандарты Российской Федерации, в числе которых, "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст.
Например, п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости, а пункт 8.8, что формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 10 м. от пешеходного перехода.
Ливневая канализация - наружная канализационная сеть, предназначенная для отведения атмосферных сточных вод, требования к устройству и содержанию которой для автомобильных дорог, определены в ГОСТ Р 59611-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.08.2021 № 689-ст).
Таким образом, безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе, и проводимыми мероприятиями по очистке проезжих частей от грязи, мусора, снега и наледи, формировании снежных валов, предотвращении скользкости, сгребании грунтовых наносов, планировке обочин, содержании ливневых канализаций и т. п. мероприятий, в силу чего, выполнение таковых является деятельностью по содержанию автомобильных дорог.
При этом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ).
В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В обеспечение реализации данных полномочий, постановлением Администрации г. Смоленска от 20.12.2010 с 1 января 2011 года учреждено муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто», путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения «СпецАвто», функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация города Смоленска (т. 1 л.д. 185).
Положениями Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Администрации города Смоленска от 06.05.2010 № 826-адм. с изменениями, внесенными Постановлением г. Смоленска от 20.12.2010 № 838-адм.; Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм.; Постановлением г. Смоленска от 21.12.2016 № 145 утверждено, что МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг ( т. 1 л.д. 170-200).
Соглашениями о предоставлении субсидии из бюджета г. Смоленска МБУ «СпецАвто» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания выделяются субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств бюджета г. Смоленска по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 0409 (в объеме 99,4 % от общего финансирования на 2022 год) и 0503 (в объеме 0,6 % от общего финансирования на 2022 год) (т.1 л.л. 123-126, 102-106).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования местного значения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа.
Согласно п.1.6 Положения об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, Управление является главным распорядителем бюджетных средств, в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 названного Кодекса.
Разрешая возникший спор, суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что подавляющее большинство видов деятельности МБУ «СпецАвто» субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что в совокупности с вышеприведенными нормами бюджетного законодательства в части исполнения финансовой дисциплины свидетельствует о необходимости отнесения муниципального бюджетного учреждения к отраслевому учреждению дорожного хозяйства.
Согласно материалам дела, и представленной главным бухгалтером МБУ «СпецАвто» информации, в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения находится земельный участок, расположенный по адресу ..., площадью 2372 кв.м. с кадастровым номером №, от уплаты земельного налога на который, Учреждение полностью освобождено, как организация занятая государственными автомобильными дорогами общего пользования, имеющая в своем хозяйственном ведении производственные объекты, предназначенные для целей ремонта и содержания федеральных и региональных автомобильных дорог (пп.2 п.1 ст. 395 НК РФ).
Суд также принял во внимание, что с 01.07.2022 путем внесения изменений в ЕРГЮЛ, изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Таковой обозначен под номером 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей ( т.3 л.д. 131).
Вопреки доводам апелляционной жалобы Администрации г.Смоленска совокупность представленных доказательств указывает, что фактической деятельностью МБУ «Спецавто» является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены имеющимися доказательствами.
Так, из материалов дела усматривается, что Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм пункт 1.5 Устава МБУ «СпецАвто» был изложен в следующей редакции:
«Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска».
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 29.04.2016 № 152 утверждено Положение об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
Анализ муниципальных заданий, утвержденных начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованных МБУ «СпецАвто», свидетельствует о возложении на Учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как «организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе». Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
К форме и условиям выполнения таких работ отнесены: посыпка улиц и площадей противогололедными материалами, сдвигание снега, подметание территорий, сгребание в валы или кучи дорожными машинами и тракторами. Сгребание снега с формированием вала, сгребание снега на перекрестках, удаление снежного вала шнекороторными снегоочистителями. Сбор мусора вдоль дорог, погрузка и вывоз на полигон. Погрузка и вывоз снега с улиц города, утилизация снега на свалке. Ручная уборка снега – подметание, очистка от снега и наледи, зачистка после механизированной уборки, посыпка тротуаров. Механизированная уборка – подметание, посыпка псс. Механическое подметание проезжей части и прилотковой части. Мойка проезжей части, мойка прилотковой части, поливка проезжей части. Механическое подметание щеткой. Сгребание грунтовых наносов, планировка обочин.
Уборка тротуаров и островков безопасности: ручная уборка – подметание, зачистка после механизированной уборки, мойка тротуаров.
Содержание ливневой канализации включает в себя следующие виды работ: промывка трубопроводов, установка и чистка решеток, ремонт колодцев, замена люков, очистка лотков и кюветов с вывозом ила.
Содержание остановок общественного транспорта – подметание снега, мусора, очистка от наледи, посыпка ППС, очистка урн с вывозом на полигон, ремонт остановок.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2), принятому и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 № 14-ст группировка 81 - деятельность по обслуживанию зданий и территорий, включающая в себя, в том числе уборку улиц, удаление снега и льда, услуги по уходу за территорией, наряду с проектированием ландшафтного дизайна и/или строительством, установку проходов, перегородок, площадок, заборов, изгородей, водоемов и подобных объектов на территории.
Приведенный выше перечень работ осуществляется организациями жилищно-коммунального хозяйства, однако, перечисленные работы связаны с обслуживанием зданий и территорий, прилегающих к этим зданиям, а так же территорий, занимаемых объектами культурно-массового назначения, городскими скверами, парками, площадями и т.п., за исключением улично-дорожной сети, работы по содержанию которой, общероссийским классификатором видов экономической деятельности выделены в отдельную, самостоятельную группу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность представленных доказательств указывает, что фактической деятельностью МБУ «СпецАвто» является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Администрация г. Смоленска не обязана исполнять условия федерального отраслевого соглашения, участия в принятии и подписании которого, не принимала, были предметом исследования суда первой инстанции и признаны правомерно несостоятельными.
Так, согласно положениям статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 названного Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой указанной статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Инициируя настоящий спор, истцы настаивали на необходимости применения данного Отраслевого соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников муниципального бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г.Смоленск.
Судом установлено, что 11.12.2019 подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Росавтодором, Союзом работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" 11.12.2019.
Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются:
работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
работодатели в лице их представителей:
Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союз работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей "АСПОР", и уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени);
Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение Соглашения от их имени).
1.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно.
Таким образом, суд пришел к выводу об отнесении Соглашения к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", выступающего со стороны работодателей.
Материалами дела установлено, что Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.
Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».
Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.
Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (Протокол ЛЗ 39 от 05 июня 2019 года) Управление дорожного хозяйства и строительства г.Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».
Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Суд указал, что положениями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен порядок заключения и подписания отраслевых соглашений, а так же механизм распространения таковых на работодателей, осуществляющих свою деятельность в той или иной хозяйственной отрасли.
Прямым способом участия в соглашении является возможность подписания такового через непосредственное членство или делегирование полномочий в сообществе отраслевых объединений работодателей, в данном случае, таких как Федеральное дорожное агентство, Союз работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР, Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР".
Дополнительно статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в данном случае Министр труда и социальной защиты Российской Федерации, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
В соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 30.08.2019 года № Э3 - 210 письмом от 09.09.2019 года № ИС-407 Ассоциация «РАДОР» предложила своим членам для рассмотрения и предложений проект Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы.
7.02.2020 года письмом № ИС-73 (Л2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация «РАДОР» проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
При таких обстоятельствах Администрация г.Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.
С учетом положений ст. 45, 47 ТК РФ суд пришел к выводу о том, что на Администрацию г. Смоленска, МБУ «СпецАвто» и работников данной организации распространяются положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, условия которого, работодателем не исполнялись.
Также в обоснование своей правовой позиции Администрация г. Смоленска указывает, что согласно части 2 статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Администрации города необходимо было принять на себя финансовые обязательства, связанные с Соглашением, до направления проекта решения Смоленского городского Совета о бюджете города Смоленска на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение Главе города Смоленска, то есть до 12 ноября 2019 года.
Учитывая, что в коллективных переговорах в ходе разработки проекта данного Соглашения органы местного самоуправления города Смоленска не участвовали, его публикация осуществлена 20.01.2020, а письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 марта 2020 г. № 14-4/10/В-1851 с предложением о присоединении работодателей к Соглашению опубликовано в СМИ «Российская газета» № 62 только 24.03.2020, т.е. после принятия бюджета на 2020 и плановый период 2021-2022 годы, у Администрации города Смоленска в 2020 году не возникло связанных с исполнением Соглашения обязательств.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о не признании изложенных фактов обстоятельствами, освобождающими Администрацию г. Смоленска от обязанности по исполнению анализируемого Соглашения.
Будучи принятым на федеральном уровне, указанное отраслевое соглашение действительно содержит обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых будет осуществляться за счет средств муниципального бюджета, в силу чего, оно должно заключаться с обязательным участием соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом, указанные органы выступают стороной соглашения, т.е. являются представителями работодателя.
Работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей хозяйственной отрасли и по каким-либо причинам не имеющий возможности принять на себя финансовые обязательства по федеральному отраслевому соглашению, в том числе и силу непосильного бремени на муниципальный бюджет, должен использовать процедуру отказа от присоединения к отраслевому соглашению.
Поскольку в трудовом законодательстве отсутствуют критерии оценки мотивов отказа работодателя, а у Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нет полномочий по признанию отказа не мотивированным, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии механизма непринятия подобного рода отказа, реализация которого является основополагающей гарантией защиты прав работодателя.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения ст.45 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие, что соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, о нераспространении положений спорного Соглашения на Администрацию г.Смоленска, опровергаются вышеуказанными выводами суда. В подтверждение в решении имеется ссылка на аналогичную позицию Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 16 октября 2007 г. №723-О-О по делу администрации муниципального образования "Котлас" и муниципального учреждения "Служба благоустройства МО "Котлас" об оспаривании конституционности положений частей седьмой и восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая требования истцов о взыскании в их пользу недополученной за период действия соглашения заработной платы, суд исходил из того, что анализ системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «СпецАвто», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 г. не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего оплата по ним не производилась.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Материалами дела установлено, что 20.11.2019 между МБУ «СпецАвто» и Геращенко П.В. заключен трудовой договор № 74, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Геращенко П.В. на работу в структурное подразделение «Руководители, специалисты и служащие» на должность старшего мастера участка (района), с тарифной ставкой (окладом) 22602 руб. (т.1, л.д. 11-14).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Геращенко П.В. составляла 22602 руб., а с 01.10.2020 – 23280 руб. (т.1, л.д. 9).
21.06.2019 между МБУ «СпецАвто» и Шеденковым О.Ю. заключен трудовой договор № 39, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Шеденкова О.Ю. на работу в структурное подразделение «Специализированная уборка территорий города» на должность водителя МАЗ ЭД-244, с тарифной ставкой (окладом) 73 руб. 28 коп. (т.2, л.д. 8-11).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Шеденкова О.Ю. составляла 18727 руб., а с 01.10.2020 – 19289 руб. (т.2, л.д. 12).
18.07.2018 между МБУ «СпецАвто» и Журавковым А.О. заключен трудовой договор № 65, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Журавкова А.О. на работу в структурное подразделение «Руководители, специалисты и служащие» на должность мастера участка, с тарифной ставкой (окладом) 8970 руб. (т.6, л.д. 8-11).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Журавкова А.О. составляла 15499 руб., а с 01.10.2020 – 15964 руб. (т.6, л.д. 12).
07.04.2015 между МБУ «СпецАвто» и Шадуровым А.А. заключен трудовой договор № 28, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Шадурова А.А. на работу в структурное подразделение «Руководители, специалисты и служащие» на должность инженера-сметчика, с тарифной ставкой (окладом) 6500 (т.4, л.д. 8).
Приказом работодателя от 01.05.2015 № 1061 Шадуров А.А. переведен на новое место работы на должность начальника ОМТС, с тарифной ставкой (окладом 20000 руб.) (т.4, л.д. 9-12).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Шадурова А.А. составляла 33488 руб., а с 01.10.2020 – 34493 руб. (т.4, л.д. 13).
07.05.2018 между МБУ «СпецАвто» и Архиповым Д.В. заключен трудовой договор № 41, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Архипова Д.В. на работу в структурное подразделение «Хозяйственный парк» на должность водителя ГАЗ-3102, с тарифной ставкой (окладом) 73 руб. 28 коп. (т.3, л.д. 182-188).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Архипова Д.В. составляла 12639 руб., а с 01.10.2020 –13018 руб. (т.3, л.д. 189).
21.07.2017 между МБУ «СпецАвто» и Кандабаровым П.П. заключен трудовой договор № 96, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Кандабарова П.П. на работу в структурное подразделение «Руководители, специалисты и служащие» на должность мастера по ремонту трансопрта, с тарифной ставкой (окладом) 10480 руб. (т.5, л.д. 10-13).
Приказом работодателя от 04.03.2019 № 1105 Кандабаров П.П. переведен на должность начальника службы безопасности, заключено соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору от 21.07.2017 № 96 (т.5, л.д. 14-15).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Кандабарова П.П. составляла 31089 руб., а с 01.10.2020 – 32022 руб. (т.5, л.д. 9).
13.08.2018 между МБУ «СпецАвто» и Бочаровым С.А. заключен трудовой договор № 73, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Бочарова С.А. на работу в структурное подразделение «Ремонтно-механическая мастерская» на должность электрогазосварщика без спецоценки, с тарифной ставкой (окладом) 89 руб. 98 коп. (т.2, л.д. 75-78).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Бочарова С.А. составляла 15501 руб., а с 01.10.2020 –15966 руб. (т.2, л.д. 74).
08.05.2018 между МБУ «СпецАвто» и Кононовым М.Ю. заключен трудовой договор № 43, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Кононова М.Ю. на работу в структурное подразделение «Руководители, специалисты и служащие» на должность системного администратора, с тарифной ставкой (окладом) 8970 руб. (т.2, л.д. 126-129).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Кононова М.Ю. составляла 14023 руб., а с 01.10.2020 – 14444 руб. (т.2, л.д. 130).
01.01.2014 между МБУ «СпецАвто» и Семеновым А.Н. заключен трудовой договор № 166, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Семенова А.Н. на работу в структурное подразделение «Специализированная уборка территорий города» на должность водителя КАМАЗ-65115 КО-823-10, с тарифной ставкой (окладом) 57 руб. 04 коп. (т.5, л.д. 183).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Семенова А.Н. составляла 18 727 руб., а с 01.10.2020 – 19 289 руб. (т.5, л.д. 184).
27.02.2019 между МБУ «СпецАвто» и Терешковой А.П. заключен трудовой договор № 9, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Терешковой А.П. на работу в структурное подразделение «Руководители, специалисты и служащие» на должность юрисконсульта, с тарифной ставкой (окладом) 13156 руб. (т.5, л.д. 126-129).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Терешковой А.П. составляла 20573 руб., а с 01.10.2020 – 21190 руб. (т.2, л.д. 125).
30.09.2016 между МБУ «СпецАвто» и Егоровым Ю.М. заключен трудовой договор № 48, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Егорова Ю.М. на работу в структурное подразделение «Ремонтно-механическая мастерская» на должность слесаря по ремонту автотракторной техники 5-го разряда, с тарифной ставкой (окладом) 14950 руб. (т.1, л.д. 210-213).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Егорова Ю.М. составляла 14023 руб., а с 01.10.2020 –14444 руб. (т.1, л.д. 209).
22.05.2018 между МБУ «СпецАвто» и Боровиковым И.В. заключен трудовой договор № 48, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Боровикова И.В. на работу в структурное подразделение «Руководители, специалисты и служащие» на должность главного инженера, с тарифной ставкой (окладом) 24128 руб. (т.3, л.д. 8-11).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Боровикова И.В. составляла 35979 руб., а с 01.10.2020 – 37 058 руб. (т.3, л.д. 13).
01.11.2018 между МБУ «СпецАвто» и Клещевой Д.В. заключен трудовой договор № 102, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ от указанной даты о принятии Клещевой Д.В. на работу в структурное подразделение «Руководители, специалисты и служащие» на должность специалиста в сфере закупок, с тарифной ставкой (окладом) 11960 руб. (т.2, л.д.177, 179-181).
Согласно приказу работодателя от 05.04.2021 № 57 л/c Клещева Д.В. переведена на должность контрактного управляющего, с тарифной ставкой (окладом) в размере 27556 руб. (т.2, л.д. 178).
Согласно справке работодателя, в соответствии со штатным расписанием от 29.11.2019, тарифная ставка (оклад) Клещевой Д.В. по должности специалист в сфере закупок составляла 18727 руб., от 01.10.2020 – тарифная ставка (оклад) составляла 19289 руб. Переведена с 05.04.2021 на должность контрактного управляющего с окладом 27556 руб. (т.2, л.д. 182).
Оплата труда истцов осуществляется на основании локальных нормативных актов Учреждения, однако, ее начисление и выплата с 01.01.2020 осуществляется без учета дополнительных гарантий и льгот, установленных отраслевым Соглашением, так как размер установленной тарифной ставки (оклада) ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Не соответствует, по мнению истцов, утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчисляются тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что в совокупности приводит к заниженному начислению оплаты временной нетрудоспособности, осуществляемой ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Позиция Администрации г. Смоленска о неправомерности увеличения премий, выплата которых не является гарантированной, не принята судом во внимание, так как суд пришел к выводу о необходимости индексации уже выплаченных работникам сумм, исчисление которых, локальные нормативные акты МБУ, утвержденные Администрацией г. Смоленска, ставят в процентную зависимость от полученного работником размера тарифного оклада. Следствием вывода суда о необходимости увеличения такого оклада, является и вывод о необходимости увеличения премиальных выплат.
Аналогичным образом суд оценил и возможность оплаты водителей по 8-му тарифному разряду, несмотря на то, что тарификация рабочих и служащих дорожного хозяйства осуществляется на основании «Квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и других служащих», утвержденного постановлением Минтруда России от 01.08.1998 № 37 ЕТКС (выпуски 1,2,3), в которым максимальный тарифный разряд водителя седьмой.
Ссылка в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца судебной коллегией отклоняется, поскольку ничем не подтверждена, контррасчет в суд не представлен. Судом апелляционной инстанции данному ответчику такая возможность была инициирована, от реализации которой представитель Администрации г. Смоленска отказался.
На основании приказов работодателя Геращенко П.В. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 7 календарных дней, начиная с 01.08.2022 по 07.08.2022; продолжительностью 21 календарный день, начиная с 11.07.2022 по 31.07.2022; продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 16.08.2021 по 29.08.2021 (т.7, л.д. 33-35).
Шеденков О.Ю. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 28 календарных дней, начиная с 11.08.2021 по 07.09.2021; продолжительностью 28 календарных дней, начиная с 05.07.2022 по 01.08.2022 (т.7, л.д. 68-69).
Журавков А.О. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 27 календарных дней, начиная с 18.07.2022 по 13.08.2022; продолжительностью 1 календарный день – 17.07.2022; продолжительностью 28 календарных дней, начиная с 08.07.2021 по 04.08.2021 (т.7, л.д. 84-86).
Шадуров А.А. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 08.11.2021 по 21.11.2021 (т.7, л.д. 122).
Архипов Д.В. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 14.06.2022 по 27.06.2022; продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 13.09.2021 по 26.09.2021; продолжительностью 11 календарных дней, начиная с 07.06.2021 по 18.06.2021; продолжительностью 3 календарных дня, начиная с 19.06.2021 по 21.06.2021 (т.7, л.д.49-52).
Кандабаров П.П. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 16 календарных дней, начиная с 14.06.2022 по 29.06.2022; продолжительностью 12 календарных дней, начиная с 05.09.2022 по 16.09.2022; продолжительностью 28 календарных дней, начиная с 01.09.2021 по 28.09.2021 (т.7, л.д. 94-96).
Кононов М.Ю. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 4 календарных дня, начиная с 09.08.2022 по 12.08.2022; продолжительностью 12 календарных дней, начиная с 25.07.2022 по 05.08.2022; продолжительностью 5 календарных дней, начиная с 08.11.2021 по 12.11.2021; продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 04.08.2021 по 17.08.2021 (т.7, л.д. 57-60).
Семенов А.Н. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 7 календарных дней, начиная с 14.05.2022 по 20.05.2022; продолжительностью 21 календарных день, начиная с 21.05.2022 по 10.06.2022; продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 10.07.2021 по 23.07.2021 (т.7, л.д. 74-76).
Терешкова А.П. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 28 календарных дней, начиная с 18.07.2022 по 14.08.2022 (т.7, л.д. 117).
Егоров Ю.М. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 28 календарных дней, начиная с 14.06.2022 по 11.07.2022; продолжительностью 28 календарных дней, начиная с 15.06.2021 по 12.07.2021 (т.7, л.д. 40-41).
Боровиков И.В. находился в дополнительном отпуске за ненормированный рабочий день продолжительностью 3 календарных дня, начиная с 01.08.2022 по 03.08.2022; находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 18.07.2022 по 31.07.2022; находился в дополнительном отпуске за ненормированный рабочий день продолжительностью 3 календарных дня, начиная с 02.08.2021 по 04.08.2021; находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 14.02.2022 по 28.02.2022; находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 19.07.2021 по 01.08.2021 (т.7, л.д. 101-105).
Клещева Д.В. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 7 календарных дней, начиная с 06.09.2022 по 12.09.2022; продолжительностью 7 календарных дней, начиная с 30.08.2022 по 05.09.2022 (т.7, л.д. 110-111).
Сведения о предоставлении отпусков за рассматриваемый период времени в отношении истца Бочарова С.А. работодателем представлены не были.
В средний заработок для расчета отпускных включают выплаты, предусмотренные системой оплаты труда организации, начисленные работнику за расчетный период (ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы). Расчетный период для начисления отпускных составляет 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска (п. 4 Положения). Перерасчет отпускных осуществлен с учетом удовлетворения требований истцов о взыскании недополученной заработной платы в пределах сроков исковой давности, то есть, заработная плата в попадающие в расчетный период календарные месяцы до мая 2021 года, учитывается по фактически начисленному работодателем размеру, а, начиная с мая 2021 года, ее размер устанавливается настоящим судебным решением.
Механизм оплаты труда работников МБУ «СпецАвто» установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 г.г., принятого на общем собрании трудового коллектива 18.03.2020, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм., Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто», утвержденного Генеральным директором МБУ «СпецАвто» 01.10.2019, штатными расписаниями Учреждения ( т. 1 л.д. 201-238).
Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто» определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п.1.7)
Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто» предусмотрено текущее и единовременное премирование (п.2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении № 1.
В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатного расписания.
Тарификация рабочих и служащих дорожного хозяйства осуществляется на основании «Квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и других служащих», утвержденного постановлением Минтруда России от 01.08.1998 № 37 ЕТКС (выпуски 1,2,3), постановления Минтруда России от 06.07.1996 № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих», постановления Правительства РФ от 21.03.1994 № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов).
Фактически заработная плата рабочих должностей МБУ «СпецАвто» с 2018 года состоит из минимальных должностных окладов (тарифных ставок), установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018 год в размере 8845 рублей, увеличенных на тарифный коэффициент, определенный Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто». Дополнительно работникам начисляется стимулирующая премиальная выплата, исчисляемая в процентом соотношении к окладу. При этом, величина такого соотношения зависит от занимаемой должности и устанавливается Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто».
В случае выполнения работниками работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, в соответствии с положениями ТК РФ, им производится дополнительная оплата за сверхурочную работу, ночную работу, работу в выходные и праздничные дни, расширенный объем работ (интенсивность труда), совмещение должностей.
Анализ данной системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «СпецАвто», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 года не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего, оплата по ним не производилась.
Постановлением Администрации г. Смоленска «О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений города Смоленска» с 01.10.2019 размеры базовых окладов работников МБУ «СпецАвто» были повышены в 1,043 раза.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 22.10.2020 № 2301-адм «О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений города Смоленска» с 01.10.2020 размеры базовых окладов были повышены в 1,03 раза.
Вместе с тем, отраслевым Соглашением по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы предусмотрено:
3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
3.2. Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.
3.3. Указанный в пункте 3.1. указанного Соглашения размер базовой (минимальной) тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.
Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1. указанного Соглашения.
Приложение № 1 к Отраслевому соглашению содержит тарифную сетку по оплате труда с указанием разрядов оплаты и соответствующих им тарифных коэффициентов. Данная тарифная сетка составлена с учетом минимального межтарифного коэффициента.
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения на территории Смоленской области установлена:
- в 2021 году Постановлением администрации Смоленской области от 28 января 2021 года № 44, в размере 12 038,00 рублей;
- в 2022 году Постановлением администрации Смоленской области от 13 декабря 2021 года № 794, в размере 13 241,00 рубль.
Минимальная тарифная ставка согласно п. 3.1 Отраслевого соглашения должна была составлять:
-в 2021 году 12 038,00 х 1.15 = 13 843,70 рублей;
-в 2022 году 13 241,00 х 1.15 = 15 227,15 рублей.
В средний заработок для расчета отпускных включают выплаты, предусмотренные системой оплаты труда организации, начисленные работнику за расчетный период (ч. 2 ст. 139 ТК РФ, п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы). Расчетный период для начисления отпускных составляет 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска (п. 4 Положения). В рассматриваемом случае перерасчет отпускных должен быть осуществлен с учетом удовлетворения требований истцов о взыскании недополученной заработной платы в пределах сроков исковой давности, то есть, заработная плата в попадающие в расчетный период календарные месяцы до мая 2021 года, учитывается по фактически начисленному работодателем размеру, а, начиная с мая 2021 года, ее размер устанавливается настоящим судебным решением.
Суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет, нашел его обоснованным. При этом, возражая против заявленных требований Администрацией г. Смоленска в суд первой инстанции расчет задолженности по заработной плате не представлялся.
В апелляционной инстанции ответчиком МБУ «СпецАвто» представлены помесячные расчетные листки заработной платы истцов за спорный период, которые судебной коллегией приняты в качестве нового доказательства на основании ст. 327.1 ГПК РФ, исследованы и проверены в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ.
Однако, учитывая положения ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не может принять в качестве основания для изменения судебного решения представленные МБУ «СпецАвто» расчетные листки заработной платы истцов, из которых следует, что размер задолженности по заработной плате составляет иную сумму, данные, на основании которых заработная плата истцов рассчитана в указанных размерах, не приведены.
При этом ответчик Администрация г. Смоленска, оспаривая размер взысканной в пользу истцов заработной платы, не обосновала невозможность представления в суд доказательств, подтверждающих свои доводы, а также своего расчета суммы задолженности перед истцами по заработной плате.
Суд правильно указал в решении, что Фонд социального страхования исполняет обязательства по начислению и оплате застрахованным работникам периода их временной нетрудоспособности, начиная с четвертого дня заболевания, после получения от работодателя необходимых сведений, в том числе, и по размеру полученного работниками заработка за 24 месяца, предшествующих наступлению страхового случая. В этой связи, перерасчет произведенных выплат может быть произведен Фондом в случае исполнения работодателем обязанности по осуществлению дополнительных отчислений по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ и подаче уточненного электронного реестра в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом учтено, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации исчисляются со всех видов выплат, начисленных работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Осуществление работодателем предусмотренной законодательством обязанности производить отчисления (налогов и страховых взносов) призвано обеспечить социальные гарантии работника.
Следствием исполнения данного решения будет восстановление потенциальных пенсионных прав работника, а также осуществление ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ перерасчета оплаты временной нетрудоспособности истцов.
Удовлетворяя требования о возложении обязанности на Администрацию г. Смоленска и МБУ «СпецАвто» внести изменения в локальные нормативные акты Учреждения, регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 годы с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства, суд исходил из того, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Так как Трудовой кодекс Российской Федерации распространяет на МУБ «СпецАвто» и Администрацию г. Смоленска обязанность по исполнению условий отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, локальные нормативные акты Учреждения в части установления механизма и системы оплаты труда работников должны быть приведены в соответствие с его положениями. Однако, не исполнение данного правила, не освобождает работодателя от обязанности по реализации условий Отраслевого Соглашения.
Поскольку установлен факт нарушения трудовых прав работников, судом, в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, индивидуальные особенности потерпевшего, а также требования о разумности и справедливости, судом взыскана в пользу истцов денежная компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей каждому.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции. Несогласие Администрации г.Смоленска с выводами суда основано на собственной оценке приведенных выше юридически значимых обстоятельств, что не является основанием к отмене судебного решения.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 5 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 мая 2023 г.