УИД: 39RS0014-01-2020-000241-51 дело № 2а-200/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Полесск 25 июня 2020 года
Судья Полесского районного суда Калининградской области рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело № 2а-225/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области Александрову Александру Николаевичу №), о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,-
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском, просит взыскать с Александрова А.Н. №) недоимку и пени по транспортному налогу за 2017 год. В обоснование требований административный истец сослался на то, что пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. Согласно данным, полученным от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, за административным ответчиком в 2017 году были зарегистрированы следующие транспортные средства:
Автомобиль грузовой <данные изъяты>.
Моторная лодка <данные изъяты>,
Автомобиль легковой <данные изъяты>
Инспекция должным образом уведомляла ответчика о подлежащей уплате суммы транспортного налога за 2017 год путем направления в 2018 году соответствующего налогового уведомления, а затем направила ответчику требование об уплате недоимки и пеней по транспортному налогу. Требование об оплате недоимки и пеней по транспортному налогу за 2017 год ответчиком не исполнено. Недоимка и пени по транспортному налогу за 2017 год составляет в общем размере 5072,78 руб., из них, налог 4987,00 руб., пени 85,78 руб., которые налоговая инспекция просит взыскать с ответчика. Так как обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, административным ответчиком исполнена не была, налоговый орган направил ему требование об уплате налога, которое также не было исполнено, поэтому налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 11.10.2019 мировой судья Полесского судебного участка выдал судебный приказ № 2а-1666/2019, а затем, по заявлению Александрова А.Н., отменил его 21.10.2019.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
При подаче административного искового заявления административный истец указал, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощённого (письменного) производства.
Административный ответчик представил суду два чека-ордера ПАО Сбербанк, подтверждающие погашение недоимки по транспортному налогу за 2017 год от 29.05.2020 на сумму 4987,00 и пени от 22.06.2020 на сумму 85,78 рублей.
Исследовав письменные материалы дела, материалы архивного административного дела № 2а-1666/2019, представленные мировым судьей Полесского судебного участка Калининградской области, суд приходит к следующему.
В соответствии подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Кодексом страховые взносы.
Согласно административному иску, и документам, представленным суду из МРЭО ГИБДД УМВД по Калининградской области, в налоговый период 2017 года за Александровым А.Н. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
автомобиль грузовой <данные изъяты>
моторная лодка <данные изъяты>
автомобиль легковой <данные изъяты>
Поэтому, согласно абз.1 ст. 357 НК РФ в налоговый период 2017 года Александров А.Н. являлся плательщиком транспортного налога.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
10.10.2018 налоговым органов в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 21856649 от 05.10.2018 об уплате в срок до 06.12.2018 транспортного налога за 2017 год в размере 8324,00 рублей с содержанием расчёта этого налога.
В связи с тем, что в установленный законом срок налоговая обязанность Александрова А.Н. не была исполнена, налоговый орган 24 февраля 2019 года в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ, произвел перерасчет, подлежащего уплате транспортного налога и направил в адрес Александрова А.Н. требование № 24054 от 09.02.2019 об уплате в срок до 01.04.2019 недоимки по транспортному налогу за 2017 год в уточненным размере 4987,00 рублей, пени по транспортному налогу в размере 85,75 рублей.
11 октября 2019 года мировой судья Полесского судебного участка Калининградской области на основании заявления налогового органа выдал судебный приказ № 2а-1666/19 о взыскании с Александрова А.Н. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 4987,00 рублей; пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 85,78 рублей, а всего в сумме 5072,78 рублей.
Также с Александрова А.Н. в доход местного бюджета была взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
21.10.2019 мировой судья Полесского судебного участка Калининградской области вынес определение об отмене судебного приказа № 2а-1666/19 в связи с поступившими возражениями Александрова А.Н.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (ч.5 ст.138 КАС РФ).
Из содержания п. 1 ст. 48 НК РФ также следует, что заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, административный истец в праве был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье не позднее 2 октября 2019 года.
Однако, как усматривается из архивного административного дела № 2а-1666/19 Полесского судебного участка Калининградской области, МИ ФНС России № 10 по Калининградской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 11.10.2019, то есть с пропуском срока, установленного п.1 ст. 48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.
Хотя в силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, данная норма должна рассматриваться во взаимосвязи с п.2 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ, поскольку подлежит применению в случаях соблюдения налоговым органом общих сроков обращения в суд общей юрисдикции, и не может рассматриваться как самостоятельное основание для удовлетворения исковых требований в любые произвольные сроки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2017 год в отношении Александрова А.Н. налоговым органом пропущен.
Являясь профессиональным участником данных правоотношений, налоговый орган не мог не знать о пропуске им срока обращения в суд (к мировому судье), доказательств уважительности причин пропуска срока ни мировому судье, ни при подаче настоящего административного иска налоговый орган не представил, о восстановлении данного пропущенного срока не просил.
На основании изложенного, руководствуясь ч.5 ст.138, ст.ст. 175-176, 178-180, 290, 293 КАС РФ, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области к Александрову Александру Николаевичу (№) о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2017 год отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья подпись А.А. Старикова