Решение по делу № 2-1255/2022 от 08.04.2022

24RS0-07

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года <адрес>

Лесосибирский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Пупковой Е.С.,

при секретаре Полухиной М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Акционерному обществу «<адрес>» о возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с иском о возложении на Закрытое акционерное общество «<адрес> (в настоящее время - АО «Новоенисейский ЛХК») обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести вывозку оставленной древесины в объёме 14,0 кб.м.; восстановить уничтоженный лесосечный столб в количестве 1 шт., в лесосеке , в выделе , квартала Говорковского участкового лесничества, КГБУ «Невонское лесничество».

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли <адрес> и ЗАО «<адрес>» заключен договор аренды лесного участка -з, согласно которому Агентство лесной отрасли <адрес> передает во временное пользование ЗАО «<адрес> на 46 лет, земельный участок, общей площадью га, имеющий номер учетной записи в государственном реестре , расположенный, в том числе, в квартале Говорковского участкового лесничества КГБУ «Невонское лесничество».

Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ, заготовка древесины ЗАО <адрес> осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мастером леса участкового Говорковского лесничества, КГБУ «Невонское лесничество» Мякишевым С.В., в присутствии представителя ЗАО «<адрес> Стахурлова Д.А., произведен осмотр мест рубок расположенных в квартале , выделе , лесосеке Говорковского участкового лесничества КГБУ «Невонское лесничество».

По результатам проведенного осмотра выявлено нарушение лесного законодательства в виде оставления невывезенной древесины в установленный лесной декларацией срок, в объеме 14,0 кб.м., а также уничтожению лесосечного столба, в количестве - 1 шт.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Договора ЗАО «Новоенисейский ЛХК» обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам осмотра составлено сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок, схема к сообщению, акт осмотра лесосеки, в которых отражен факт нарушения требований лесного законодательства.

В результате нарушения требований лесного законодательства АО «<адрес>» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 2877 рублей, что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой.

Государственным инспектором по охране леса Нищенковым В.В. в отношении ЗАО «<адрес> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Административное правонарушение ЗАО «<адрес>» совершено ДД.ММ.ГГГГ, срок давности привлечения к ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, постановлением исполняющего обязанности руководителя КГКУ «Лесная охрана» Скипор М.В. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении ЗАО «Новоенисейский ЛХК» прекращено по п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Выявленное в действиях ЗАО «Новоенисейский ЛХК» административное правонарушение влечет угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также создает угрозу чрезвычайной ситуации.

Допущенный факт оставления невывезенной древесины свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, о причинении вреда объекту природной среды.

Лесосечный (деляночный) столб несет информацию об отведенной лесосеке (деляне), видах и периоде рубки. Столбы ставятся по углам лесосеки (деляны), тем самым обозначают ее в натуре. Лесосечный столб ориентирует лесозаготовителей и не позволяет при осуществлении рубок выйти за пределы отведенной лесосеки, предупреждает незаконную рубку, служи ориентиром для спасательных служб и указывает точное местонахождение заблудившегося человека в лесу. Лесосечный столб является важным лесоустроительным знаком.

Представитель истца – КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.4).

В судебное заседание представитель ответчика ЗАО «Новоенисейский ЛХК» ФИО7, действующая на основании доверенности, не явилась, надлежащим образом извещена о дате и месте рассмотрения дела, направила письменный отзыв, согласно которому - ответчик не оспаривает факт нарушения лесного законодательства. Данное обстоятельство обусловлено отсутствием возможности проезда к указанной территории, так как в период распутицы и в зимнее время проезда к данной территории нет. Кроме того, в связи с введением режима ЧС в лесах <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ все силы ответчика направлены на тушение лесных пожаров. В этой связи ответчик просит изменить срок устранения нарушений лесного законодательства на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

Представители третьих лиц: КГБУ «Невонское лесничество», Министерства лесного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явились, судом надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д.46;47), об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не представили.

С учетом обстоятельств дела, отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно статье 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как экологической системе или как о природном ресурсе.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статье 25 Лесного Кодекса РФ лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, в том числе заготовки древесины.

В силу части 2 статьи 16.1 Лесного кодекса РФ (в редакции, на момент спорных правоотношений), лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений.

После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки (ч. 3 ст. 16.1 ЛК РФ).

Аналогичные требования закреплены в статье 23.2 Лесного кодекса, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осмотра лесосеки.

Согласно пункту 2 данного Порядка осмотр лесосек, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - лица, осуществляющие осмотр лесосек).

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 78 указанного Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений, и части 3 статьи 23.1 ЛК РФ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (действуют с ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 12 данных Правил при заготовке древесины запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков; не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Аналогичные положения содержались в Правилах заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , действовавших до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 20 Правил, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды лесного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-25), ответчику АО «Новоенисейский ЛХК» во временное пользование для заготовки древесины, сроком на 46 лет, предоставлен лесной участок, из состава земель лесного фонда, общей площадью 31152 га, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре 3355-1, расположенный, в том числе, в квартале Говорковского участкового лесничества КГБУ «Невонское лесничество».

Согласно подпункту «а» пункта 1 Договора ЗАО «<адрес>» обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством.

Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ, заготовка древесины ЗАО «Новоенисейский ЛХК» осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мастером леса участкового Говорковского лесничества, КГБУ «Невонское лесничество» Мякишевым С.В., в присутствии представителя ЗАО « <адрес> Стахурлова Д.А. произведен осмотр мест рубок расположенных в квартале , выделе , лесосеке Говорковского участкового лесничества КГБУ «Невонское лесничество» (л.д.12-13).

По результатам проведенного осмотра выявлено нарушение лесного законодательства в виде оставления невывезенной древесины в установленный лесной декларацией срок, в объеме 14,0 кб.м., а также уничтожении лесосечного столба, в количестве - 1 шт.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам осмотра составлено сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок, схема к сообщению, акт осмотра лесосеки в которых отражен факт нарушения требований лесного законодательства (л.д.12-13; 14-16).

В результате нарушения требований лесного законодательства АО «<адрес>» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 2877 рублей, что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой (л.д.17; 18;).

Государственным инспектором по охране леса Нищенковым В.В. в отношении ЗАО «<адрес>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении ЗАО «Новоенисейский ЛХК» прекращено по п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (д.<адрес>).

Совокупность представленных доказательств подтверждает факт допущения ответчиком нарушений требований лесного и противопожарного законодательства, поскольку после окончания рубки древесина не удалена.

При этом судом, бесспорно, установлен объем невывезенной древесины– 14,0 кб.м., а также факт уничтожения лесосечного (деляночного столба – 1 шт., указанное ответчиком не оспаривается, и иного суду, вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ, не представлено.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 35 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), способы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, установлены ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об об охране окружающей среды" (далее - Закона об охране окружающей среды) и соответствуют гражданско-правовым способам, указанным в ст. 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела, вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (п.17).

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Учитывая вышеизложенное, требования истца о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства обоснованы и подлежат удовлетворению, при этом суд не находит оснований изменить способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Учитывая реальное исполнение решения суда, суд считает, что обязанность по устранению нарушений лесного законодательства следует возложить на ответчика в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.

Статьей 333.19 Налогового кодекса РФ установлено, что при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления неимущественного характера для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 6000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Акционерное общество « вывезти оставленную древесину в объёме 14,0 кб.м.; восстановить уничтоженный лесосечный столб в количестве 1 шт., в Говорковского участкового лесничества, КГБУ» Невонское лесничество», в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Акционерного общества «<адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Председательствующий Е.С. Пупкова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1255/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
ЗАО "Новоенисейский лесохимический комплекс"
Другие
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
КГБУ "Невонское лесничество"
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Пупкова Е.С.
Дело на странице суда
lesosib.krk.sudrf.ru
08.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2022Передача материалов судье
11.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2022Подготовка дела (собеседование)
08.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее