Дело № 2а-1253/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2016 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Рудь А.А.,
при секретаре Литвиновой Н.Н.,
с участием представителя административного истца Калимулиной Г.З. – Кононенко И.А., допущенного по заявлению истца в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ,
представителя заинтересованного лица – Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю – Калимбетовой Л.Г. (по доверенности № от 01.03.2016г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калимулина Г.З. к Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю и возложении обязанности произвести перерасчет налога на имущество физических лиц
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Калимулина Г.З. обратилась в суд с указанным иском к МИФНС №12 по Красноярскому краю, обосновывая свои исковые требования тем, что 23.08.2012г. она обратилась в МИФНС России №12 по Красноярскому краю с заявлением о проведении перерасчета с 01 января 2011 года и за 2012 год налога на имущество, принадлежащего ей на праве собственности - зданиям <адрес>. К заявлению были представлены справки БТИ об измененной инвентаризационной стоимости указанных объектов недвижимости. На данное заявление от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик не отреагировал, перерасчет налога на имущество за 2011 - 2012 гг. не был произведен, начисление и взыскание налога на указанное недвижимое имущество производилось без учета изменения инвентаризационной стоимости. 16.12.2015г. она снова обратилась в МИФНС России №12 по Красноярскому краю с письменным заявлением о проведении перерасчета налога на указанное имущество, при этом просила увеличить срок для перерасчета с 2010 по 2015 гг., к заявлению представила копию заявления от 23.08.2012г., справки об измененной инвентаризационной стоимости имущества (объектов недвижимости). На заявление от 16.12.2015г. административный ответчик так же бездействовал, взыскание налога на имущество за указанный период производилось в неизменном размере. В третий раз, административный истец обратилась с заявлением в МИФНС России №12 по Красноярскому краю 23.04.2016 г. и просила отреагировать на неоднократные письменные обращения и пересчитать неправомерно начисленный налог на имущество физических лиц за указанные объекты. В ответ на данное заявление административный ответчик сообщил, что перерасчет налога не произведен по причине того, что сведения об уменьшении инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2010, 01.01.2011, 01.10.2012, 01.10.2013, 01.10.2014 в общеустановленном порядке органом БТИ в налоговый орган не представлялись, а представленные справки об уменьшении инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не являются основанием для внесения изменений в ранее представленные сведения органами технической инвентаризации. С отказом налогового органа административный истец не согласна, поскольку его бездействием нарушаются её права по уплате налога в размере законно и обоснованно исчисленного налога. Административный истец просит: признать незаконным бездействие МИФНС России №12 по Красноярскому краю, выразившееся в неосуществлении перерасчета налога на имущество физических лиц за 2011-2015 года Калимулина Г.З., в отношении недвижимого имущества - зданий №<адрес>, обязать МИФНС России №12 по Красноярскому краю произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2012- 2015 года Калимулина Г.З. в отношении недвижимого имущества - зданий №<адрес> края.
Определением суда от 08 сентября 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица (на стороне ответчика) привлечен Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю.
В судебное заседание административный истец Калимулина Г.З. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен судом надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Калимулина Г.З. - Кононенко И. А. уточнила исковые требования и просила признать незаконным бездействие МИФНС России №12 по Красноярскому краю, выразившееся в неосуществлении перерасчета налога на имущество физических лиц за 2011-2014 года Калимулина Г.З., в отношении недвижимого имущества - зданий №<адрес>; обязать МИФНС России №12 по Красноярскому краю произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2011-2014 года Калимулина Г.З., в отношении недвижимого имущества - части жилого здания по адресу <адрес>, исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости на 01.01.2011, 01.01.2012 - 7 405 339 рублей, на 10.08.2012, 01.01.2013, 01.01.2014, 01.01.2015 - 2 396 873 рублей; части жилого здания по адресу Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н Северный, № 10-2, исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости на 01.01.2011, 01.01.2012 - 7 426 018 рублей, на 10.08.2012, 01.01.2013, 01.01.2014, 01.01.2015 - 2 396 873 рублей.
Представитель административного ответчика - Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю – Ровинский А.А. (по доверенности от 20.07.2016 г.) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен судом надлежащим образом, согласно ранее представленного отзыва в удовлетворении заявленных требований просил отказать, полагая требования административного истца незаконными и необоснованными, поскольку справка БТИ об уменьшении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества не является основанием для внесения изменений в ранее предоставленные сведения органа технической инвентаризации.
Представитель заинтересованного лица – Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю – Калимбетова Л.М. (по доверенности) в судебном заседании подтвердила факт изменения в течение 2010-2013 годов инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности административному истцу Калимулина Г.З., соответствующие справки выдавались последней для предоставление в налоговый орган. Кроме этого в 2016 году налоговый орган также запрашивал в БТИ сведения об изменении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности административному истцу для правильности исчисления налога на имущество физических лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам:
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ и статьи 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Вопросы налогообложения физических лиц регулируются законодательством о налогах и сборах.
До 1 января 2015 г. правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", с 1 января 2015 г. - гл. 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Вместе с тем, Федеральным законом N 306-ФЗ от 02 ноября 2013 г. в п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.
Положения Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона N 306-ФЗ от 2 ноября 2013 г.) применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год. При этом, налог на имущество физических лиц за 2013 год исчисляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", без учета коэффициента-дефлятора (ч. 5 и 6 ст. 8 Федерального закона N 306-ФЗ от 2 ноября 2013 г.).
Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 1 января 2015 г. введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Калимулина Г.З. на праве собственности принадлежит часть жилого здания, расположенного по адресу<адрес>, а также часть жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>
Калимулина Г.З. как собственник вышеуказанных объектов является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю направляла в адрес Калимулина Г.З. налоговые уведомления и требования об уплате налога за 2010-2014г., исходя из инвентаризационной стоимости части здания, расположенного по адресу: <адрес> – 18 513 317 руб., расположенного по адресу: <адрес> – 18 565 045 рублей.
Из представленных истцом писем следует, что Калимулина Г.З. неоднократно обращалась в МИФНС России №12 по Красноярскому краю с просьбой произвести перерасчет налога на указанное имущество: за период с 01.01.2011 г. по 2012 г., ссылаясь на справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, выданные ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», однако налоговый орган отказал заявителю в перерасчете земельного налога, ссылаясь на то, что представленные справки БТИ об уменьшении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества не являются основанием для внесения изменений в ранее предоставленные сведения органа технической инвентаризации.
В соответствии с п. 9.1 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации до 01.01.2013 года сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представлялись в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с 1 января 2013г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации исключены из перечня лиц, на которые возложена обязанность по предоставлению в налоговый орган сведений об инвентаризационной стоимости.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что, расчет инвентаризационной стоимости объекта относится только к полномочиям органов технической инвентаризации и при определении инвентаризационной стоимости здания в целях обложения налогом на имущество физических лиц органами технической инвентаризации подлежали обязательному применению данные нормы права.
Действующим законодательством не предусмотрено определение инвентаризационной стоимости объекта налоговым органом, в том числе на основании данных представленных бюро технической инвентаризации. Налоговый орган не производит расчеты инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, а использует сведения об инвентаризационной стоимости имущества, полученную от уполномоченного органа,
Таким образом, до 01.01.2013 года органами технической инвентаризации ежегодно предоставлялись сведения об инвентаризационной стоимости объектов и, исходя из этих сведений, рассчитывался налог на имущество физических лиц.
Согласно заявлению Калимулина Г.З., впервые за перерасчетом налога на имущество она обратилась в налоговый орган 23.08.2012 года, представив справки об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выданные ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 01.01.2012 года.
Исходя из указанных справок об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, действительная инвентаризационная стоимость части жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2012 г., составляет 7 405 339 руб.; части жилого здания, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2012 г., составляет 7 426 018 руб.
Таким образом, инвентаризационная стоимость указанных объектов недвижимостью была изменена по сравнению с данными на 01.01.2011 года, по которым инвентаризационная стоимость части жилого здания, расположенного по адресу: <адрес> составляла 18 513 317 руб., части жилого здания, расположенного по адресу: <адрес> составляла 18 565 045 руб.
Кроме того, согласно справок об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, выданных ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», инвентаризационная стоимость части жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, на дату последней инвентаризации 10.08.2012 г. и последующие 2012-2015 гг. составляет 2 396 873 руб.; части жилого здания, расположенного по <адрес> на дату последней инвентаризации 10.08.2012 г. и последующие 2012-2015 гг. составляет 2 396 873 руб.
При таких обстоятельствах, учитывая, что органами, осуществляющими государственный технический учет до 01.01.2013 г. ежегодно предоставлялись сведения об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января текущего года, налог на указанное недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Калимулина Г.З., должен был исчисляться, исходя из инвентаризационной стоимости объектов, указанных в справках, выданных ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
Вместе с тем, из представленных налоговых уведомлений следует, что налог на недвижимое имущество Калимулина Г.З. в 2011-2014 году исчислялся, исходя из стоимости объектов, составляющей: 18 513 317 рублей по объекту, расположенному по адресу: №; 18 565 045 руб. - по объекту, расположенному по адресу: <адрес>
В соответствии со статьей 54 Налогового кодекса РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Согласно пункту 11 статьи 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц", перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
В соответствии со статьей 408 Налогового кодекса РФ в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.
Принимая во внимание положения вышеприведенных норм права, и то, что органом, полномочным определять инвентаризационную стоимость имущества, определена стоимость: объекта, расположенного по адресу: <адрес> в размере 7 405 339 руб. по состоянию на 01.01.2011г., 01.01.2012г., в размере 2 396 873 руб. по состоянию на 10.08.2012г.; объекта, расположенного по адресу<адрес>, в размере 7 426 018 руб. по состоянию на 01.01.2011г., 01.01.2012г., в размере 2 396 873 руб. по состоянию на 10.08.2012г., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Калимулина Г.З. и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений прав заявителя путем осуществления перерасчета суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2011 - 2014 год и пени, исходя из инвентаризационной стоимости имущества (налоговой базы):
объекта, расположенного по адресу<адрес>: за 2011, 2012 год – 7 405 339 руб. до 10.08.2012г. и 2 396 873 руб. с 10.08.2012г. по 31.12.2012 г.; за 2013 -2014 гг. - 2 396 873 руб.
объекта, расположенного по адресу: <адрес>: за 2011, 2012 год – 7 426 018 руб. до 10.08.2012г. и 2 396 873 руб. с 10.08.2012г. по 31.12.2012 г.; за 2013 -2014 гг. - 2 396 873 руб.
В удовлетворении требований административного истца о перерасчете налога за 2015 годы суд считает необходимым отказать, поскольку налоговое уведомление о расчете налога на имущество физических лиц за 2015 год административным истцом суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Калимулина Г.З. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю удовлетворить частично.
признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю, выразившееся в неосуществлении перерасчета налога на имущество физических лиц за 2011-2014 годы Калимулина Г.З., в отношении недвижимого имущества – жилых зданий №<адрес>
возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю обязанность по устранению допущенных нарушений прав Калимулина Г.З. путем осуществления перерасчета суммы налога на имущество физических лиц за 2011-2014 годы, исходя из инвентаризационной стоимости имущества:
- части жилого здания по адресу <адрес> на 01.01.2011г., 01.01.2012г. - 7 405 339 рублей, на 10.08.2012г., 01.01.2013г., 01.01.2014г. - 2 396 873 рублей;
- части жилого здания по адресу <адрес> на 01.01.2011г., 01.01.2012г. - 7 426 018 рублей, на 10.08.2012г., 01.01.2013г., 01.01.2014г. - 2 396 873 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 октября 2016 года.
Решение в окончательной форме составлено 11 октября 2016 года.
Председательствующий: