Дело № 2-1010/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2017 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Берещанского Ю.В., при секретаре Барбашове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Ялте гражданское дело по исковому заявлению Петелиной Анфисы Семеновны к Администрации города Ялты, Романчуку Олегу Викторовичу, третье лицо Болтыхова Валентина Яковлевна о признании недействительными результатов межевания земельных участков и установлении границ земельного участка, снятии с кадастрового учета, и по встречному иск Романчука Олега Викторовича к Петелиной Анфисе Семеновне, Болтыховой Валентине Яковлевне об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Петелина А.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялты, Романчуку О.В. о признании недействительными результатов межевания земельных участков и установлении границ земельного участка, снятии с кадастрового учета.
Требования мотивированы тем, что при формировании ответчиком своего земельного участка им ошибочно была включена часть придомовой территории домовладения истицы с существующими хозяйственными постройками.
Романчук О.Б. обратился в суд со встречным исковым заявлением к Петелиной А.С., Болтыховой В.Я. об освобождении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что на земельном участке Романчука О.В. находится строения принадлежащие ответчикам по встречному иску, в связи с чем Романчук О.В. вынужден был обратиться с указанным иском в суд.
В судебном заседании представитель истицы Петелиной А.С. – Иванов А.Ю. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, против встречного иска возражал, просил отказать в удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Романчука О.В. – Годжаева О.В. против исковых требований возражала, на встречном иске настаивала и просила его удовлетворить.
Третье лицо Болтыхова В.Я. исковые требования Петелиной А.С. поддержала, против исковых требований Романчука О.В. возражала.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство от 15.03.2013 года, гр. Петелиной А.С. принадлежит на праве собственности 9/20 долей дома № (лит. «А») по <адрес>
На основании свидетельства о праве на наследство по закону Болтыховой В. Я. принадлежит на праве собственности 11/20 долей жилого дома № (лит. «А») по <адрес>
На основании государственного акта на право постоянного пользования землей, серия №-й сессии 23-го созыва Симеизского поселкового совета от 29 мая 1998 года у Петелиной А.С. и Болтыховой В.Я. находится в пользовании земельный участок по адресу: <адрес>, пл.0,0844 га, кадастровый №.
Согласно ответа Муниципального унитарного предприятия «Бюро Технической Инвентаризации» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым площадь земельного участка по адресу: <адрес> уточнена согласно геодезической съемке и составляет 0,0972 га.
Решением № 8 от 14 июня 2013 года Симеизского поселкового совета 30-й сессии 6-го созыва «О внесении изменений в п.1 и п.1.9 решения 19-й сессии Симизского поселкового совета 6-го созыва № 43 от 19.06.2012 года» п. 1.9. изложен в следующей редакции: «гр. Болтыховой В.Я., Петелиной А.С. на земельный участок ориентировочной площадью 0,0928 га - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), по адресу: <адрес>
Решением 52-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 23 апреля 2010 года № 10 «О даче разрешения на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков гражданам в собственность», решено дать разрешение на составление проекта отвода земельного участка в собственность гр. Романчуку Олегу Викторовичу в т.ч. п. 1. Дать разрешение на составление проекта отвода земельного участка в собственность следующим гражданам: 1.48. гр. Романчуку Олегу Викторовичу ориентировочной площадью 0,0400 га - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу <адрес>
Решением 57 - й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 31 августа 2010 года № 7 «О внесении дополнений в решения сессий Симеизского поссовета», в т.ч. п. 1. Утвердить генпланы застройки земельных участков и внести дополнения в решения сессии Симеизского поссовета, в части установления категории земельных участков и читать «установить категорию отводимых земельных участков «земли жилой и общественной застройки» следующим гражданам: п. 1.38. гр. Романчук О.В. - решение № 10 52-й сессии 5-го созыва от 23.04.2010 года.
Постановлением администрации города Ялты от 30 декабря 2015 года № 3835-п «О предоставлении гр. Романчук Олегу Викторовичу земельного участка, площадью 400,00 кв.м; в собственность, расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав» гр. Романчуку Олегу Викторовичу дано разрешение на завершение оформления прав земельного участка, площадью 400,00 кв.м., в собственность, расположенного по адресу: <адрес> в т.ч. п. 1: Передать в собственность Романчуку Олегу Викторовичу, в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 400,00 кв.м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, из земель населённых пунктов, с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства - (код 2.1)», в границах, указанных в кадастровом паспорте, п. 2. уполномочить - Романчука Олега Викторовича в установленный законом срок обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для государственной регистрации права собственности на земельный участок и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Законом Республики Крым от 31.07.2014, № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», п. 3. Обязать Романчука Олега Викторовича: соблюдать Правила содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленых насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённые решением 2 - й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 13.02.2015 № 18, соблюдать зону исторического ареала п. 1. «Симеиз».
Согласно заключения эксперта № 64 от 10.05.2017г., ошибка кадастрового инженера, проводившего кадастровые работы для земельного участка гр. Романчук О.В. - состоит в части неверного пересчета координат, для постановки на кадастровый учет. Также отсутствует обоснование в части включения в отвод земельного участка гр. Романчук О.В. части подпорных стен территории домовладения № по <адрес>, что частично привело к возникновению наложения. При этом перепад высот земельных участков в части наложения домовладения и участка Романчук О.В., составляет 1-4 метра, что вообще ставит под сомнение возможность использования данной части земельного участка в соответствии с целевым назначением. Так же отсутствуют сведения о наличии согласования смежества, полученного при отводе земельного участка гр. Романчука О.В. с пользователями территорией домовладения №. 3. Имеет место ошибка кадастрового инженера, проводившего кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, принадлежащего Романчук О.В. Эта ошибка частично привела к наложению земельных участков: принадлежащего гр. Романчук О.В. и придомовой территории № по <адрес>
Согласно схематического плана земельного участка жилого дома № по <адрес> по состоянию на 05.05.1978г. и по состоянию на 05.02.2009г., граница земельного участка была сформирована и ее конфигурация не изменялась.
В соответствии со ст. 50 Закона Украины «О землеустройстве», действующего на момент отвода земельного участка Романчука О.В., к проекту землеустройства обязательно должен прикладываться правоустанавливающий документ на строение, которое существует на отводимом земельном участке. У ответчика Романчука О.В. отсутствуют правоустанавливающие документы на строение литер Р, С-І, в связи с чем в согласовании проекта отвода земельного участка Романчука О.В., должно быть отказано.
Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, сокрытие ответчиком Романчуком О.В. сведений о том, что на отводимом им земельном участке расположены строения относящиеся к жилому дому № по <адрес> привело к кадастровой ошибке, выразившейся в неточности координат отводимого Романчуком О.В. земельного участка, так как на момент получения Романчуком О.В. решения о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка от 23.04.2010г. строения, вошедшие в границы отводимого Романчуком О.В. земельного участка уже существовали и располагались в границах земельного участка домовладения № по <адрес>
В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из статьи 16 этого же Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. В пункте 4 статьи 16 названного Закона о кадастре недвижимости указано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить место-положение границ земельного участка.
Согласно статье 7 указанного Федерального закона к уникальным характеристикам земельного участка, в частности, отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Исходя из смысла и содержания приведенных норм материального права, регулирующих вопросы кадастрового учета объектов недвижимости, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристики земельного участка.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с п. 5 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление кадастрового учета приостанавливается если: границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В связи с вступлением в силу Федерального закона №218-ФЗ «О Государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1 ст. 8).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч.2 ст. 8).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машиноместо, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);
2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
3) описание местоположения объекта недвижимости;
4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный но-мер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре не-движимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ч.4 ст. 8).
Также Законом о регистрации упразднено понятие кадастровой ошибки и вводится новое понятие реестровой ошибки.
Согласно ст. 61 вышеназванного закона, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч.3).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч.4).
Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч.6).
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Факт наличия строений на земельном участке домовладения № по <адрес> еще до того, как они ошибочно вошли в границы отвода земельного участка Романчука О.В., что в итоге привело к недопустимому отсечению части границ земельного участка и строений домовладения № по <адрес>, свидетельствует о законности и обоснованности требований истицы Петелиной А.С. и незаконности и необоснованности требований по встречному иску Романчука О.В..
В связи с вышеизложенным суд считает, что исковые требования Петелиной А.С. подлежат удовлетворению, а в удовлетворении встречного иска Романчука О.В. необходимо отказать.
Кроме того, при отказе в удовлетворении встречного иска Романчука О.В. суд учитывает так же, что истец не указал какую именно часть земельного участка он просит освободить, не указав размер и границы испрашиваемого земельного участка, а также не указал строения, которые подлежат сносу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Петелиной Анфисы Семеновны к Администрации города Ялты, Романчуку Олегу Викторовичу, третье лицо Болтыхова Валентина Яковлевна о признании недействительными результатов межевания земельных участков и установлении границ земельного участка, снятии с кадастрового учета, удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, который находятся в собственности Романчука Олега Викторовича в части включения в его состав земельного участка домовладения № по <адрес>
Исключить из состава земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, который находятся в собственности Романчука Олега Викторовича, наложения, указанные в приложении к пояснениям судебного эксперта ФИО, на земельный участок придомовой территории домовладения № по <адрес>, а именно следующие точки:
1 № №
2 № №
3 № №
4 № №
5 № №
6 № №
7 № №
8 № №
9 № №
10 № №
11 № №
12 № №
13 № №
14 № №
15 № №
16 № №
исключив сведения о земельном участке Романчука Олега Викторовича (кадастровый №) из Государственного кадастра недвижимости.
В удовлетворении встречного Романчука Олега Викторовича к Петелиной Анфисе Семеновне, Болтыховой Валентине Яковлевне об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строений, отказать.
Судебные расходы оставить за истцами.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья