№ 12-80/2015
Пинежский районный суд Архангельской области
Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Быстрова 19
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
14 декабря 2015 года село Карпогоры
Судья Пинежского районного суда Архангельской области Першина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования «Кеврольское» на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Иевлевой Л.К. № 08/А-08-951-р от 26 октября 2015 года,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Иевлевой Л.К. № 08/А-08-951-р от 26 октября 2015 года администрация муниципального образования «Кеврольское» (далее - администрация МО «Кеврольское») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Законом, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации муниципального образования «Кеврольское» Скоморохов А.Я. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить, считая его незаконным и необоснованным. Земельный участок с кадастровым номером № *** перешел в собственность МО «Кеврольское» на основании п. 1.1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации вследствие отказа собственника от права собственности на него. Право собственности у муниципального образования возникло в силу закона и не зависело от желания производить администрацией на данном земельном участке выпас скота, сенокошение, производить культуры сельхозназначения. Администрация в данном случае не является субъектом вменяемого административного правонарушения, т.к. согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления не может осуществлять хозяйственную деятельность. Такие виды деятельности как выпас скота, сенокошение, производство сельскохозяйственных культур и обработка почвы не относятся к уставной деятельности администрации муниципального образования. Полагает, что по смыслу положений ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по истечении которого наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, составляет три года. Право собственности на земельный участок у муниципального образования возникло 23 января 2013 года, следовательно, срок наступления административной ответственности не наступил. Полагает, что отсутствуют доказательства события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, в действиях администрации, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании глава администрации муниципального образования «Кеврольское» Скоморохов А.Я. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Иевлева Л.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия.
Заслушав главу администрации муниципального образования «Кеврольское» Скоморохова А.Я., исследовав доводы жалобы и материалы дела в их совокупности, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо иных данных выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, полученных в соответствии с нормами КоАП РФ, которые в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ оцениваются судьей по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Иевлевой Л.К. от 23 сентября 2015 года № 951-р старшим государственным инспектором отдела организации земельного надзора Лавриненко А.А. с 8 по 14 октября 2015 года проведена плановая проверка администрации МО «Кеврольское», в ходе которой было установлено, что МО «Кеврольское» на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сельхозиспользования, кадастровый номер № *** площадью 14,8 га, который с момента регистрации права полностью не используется, о чём 14 октября 2015 года составлен соответствующий акт.
Факт неиспользования администрацией МО «Кеврольское» земельного участка с кадастровым номером № *** из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием для сельскохозяйственного производства, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 8 октября 2015 года № 087/А08-951-р, протоколом осмотра территории от 8 октября 2015 года с фототаблицей, актом проверки № 087/А08-951-р от 14 октября 2015 года и не оспаривался главой администрации Скомороховым А.Я. при рассмотрении жалобы.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № *** подтверждается уведомлением Управления Росресстра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о регистрации от 23 января 2013 года, кадастровой выпиской о земельном участке от 8 октября 2015 года № ***, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 9 октября 2015 года. Земельный участок расположен в километре от ориентира по направлению на юго-запад, адрес ориентира: <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 369 утверждён перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которого неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- на сенокосах не производится сенокошение;
- на пастбищах не производится выпас скота.
Частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Объективная сторона выражается в неиспользовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием в течение срока, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из анализа положений части 2 статьи 8.8. КоАП РФ следует вывод, что субъектами этого административного правонарушения могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, которым эти участки предоставлены с целью ведения сельского хозяйства, субъективная сторона характеризуется виной.
Администрация МО «Кеврольское» является исполнительно-распорядительным органом, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № *** возникло у администрации муниципального образования «Кеврольское» в силу пункта 1.1. статьи 19 Земельного кодекса РФ в связи с отказом собственников от прав на него, а не вследствие передачи для сельхозиспользования.
Ни положениями статей 14 и 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни Уставом МО «Кеврольское» не предусмотрено ведение сельскохозяйственной деятельности администрацией поселения.
Администрация поселения не является хозяйствующим субъектом, не может заниматься сельскохозяйственной деятельностью, следовательно, не имеет возможности использовать имеющиеся в собственности поселения земли сельскохозяйственного назначения.
Непринятие мер по передаче данного земельного участка в аренду, пользование сельхозтоваропроизводителям или в фонд перераспределения Пинежского района Архангельской области не составляет объективную сторону данного правонарушения, которая заключается в неиспользовании земель.
Таким образом, администрация МО «Кеврольское» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ее вина в совершении данного административного правонарушения отсутствует.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 этого Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Иевлевой Л.К. № 08/А-08-951-р от 26 октября 2015 года о признании администрации муниципального образования «Кеврольское» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Е. А. Першина