Судья: Попова Е.В. адм.дело №33а-7620/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2016 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сказочкина В.Н.
судей – Лазаревой М.А. и Шилова А.Е.
при секретаре – Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Никитина И.В. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 04 марта 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Никитина И.В. к отделу военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти об оспаривании решения призывной комиссии г.о.Тольятти - отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А, судебная коллегия
установила:
Никитин И.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании заключения призывной комиссии отдела военного комиссариата Самарской области по г. Тольятти (далее – призывная комиссия) от 24.04.2015, которым он признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
Ссылаясь на то, что оспариваемое решение вынесено с нарушениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 просил признать незаконным и отменить оспариваемое решение призывной комиссии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Никитин И.В. просит решение суда отменить, административное исковое заявление удовлетворить.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. Извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со статьями 22, 25, 26, 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В силу положений п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 5.1 указанного Федерального закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения, о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Эти же требования содержатся в п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, согласно которому, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Аналогичные положения закреплены в п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Приведенные законоположения содержат гарантии обеспечения привлечения к военной службе только тех лиц, которым она не противопоказана по состоянию здоровья.
В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Частью 1 статьи 10 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. п. " в, г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 "Об утверждении положения о воинском учете" определено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Согласно ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в суд в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения).
Из материалов дела следует, что Никитин И.В., 01.07.1987 года рождения с 14.01.2004 состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти.
Решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти от 24.04.2015 №4У Никитин И.В. признан годным к военной службе, категория годности В, согласно абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас.
Согласно материалам личного дела призывника Никитин И.В. имел две отсрочки от прохождения военной службы:
1) с 27.07.2010 по 15.07.2010 на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе",
2) с 30.11.2010 по 2013 год на основании пп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Отделом военного комиссариата в период времени с 2013 по 2015 годы неоднократно направлялись обращения начальнику У МВД России по г.Тольятти об установлении местонахождения гражданина Никитина И.В. которому не представилось возможным вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия.
Согласно многочисленным рапортам сотрудников военкомата и сотрудников полиции о проводимых ОРМ по проверке призывника Никитина И.В. по его домашнему адресу в вышеуказанный период времени вручить ему повестку для явки в военкомат не удалось, поскольку дверь квартиры никто не открывал, со слов неустановленного мужчины, призывник Никитин И.В. проживает в <адрес>.
Однако проведенные сотрудниками военкомата и сотрудниками полиции в отношении Никитина И.В. мероприятия результатов не принесли, местонахождение лица, подлежащего призыву, установить не удалось.
В отдел военного комиссариата Никитин И.В. явился лишь 23.04.2015, после достижения им возраста 27 лет, то есть предельного возраста призыва.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Никитиным И.В. возложенных на него законом обязанностей, что привело к непрохождению им военной службы по призыву с 01 января 2014 года, не имея на то законных оснований.
Данные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
При таких обстоятельства, суд первой инстанции отказывая в удовлетворении требований, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое истцом заключение призывной комиссии от 24.04.2015 (протокол N 4У) принято в пределах компетенции, предоставленной ему законом.
В материалах личного дела отсутствуют доказательства наличия у истца предусмотренных законом оснований для отсрочки от призыва за период с 2013 по 2015 годы, либо для освобождения его от прохождения военной службы.
Суждение подателя жалобы о том, что в соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не могут быть признаны не прошедшими военную службу по призыву без законных оснований граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по достижении ими 27 летнего возраста, не соответствуют требованиям вышеприведенных федеральных норм в совокупности.
Все доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 04 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никитина И.В. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: