Дело № 2-5068/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2014 года,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,
при секретаре Наговицыной К.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Ильиных В.В. в интересах несовершеннолетнего Ильиных В.Г. к департаменту образования администрации города Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Ильиных В.В. в интересах несовершеннолетнего Ильиных В.Г. обратилась в суд с иском к департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент) о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему Ильиных В.Г., х года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
В обоснование заявленных требований истец указала, что Департамент является функциональным органом администрации г. Перми, основной целью деятельности которого, является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч., дошкольного образования, а одной из задач деятельности, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий; она (истец) неоднократно обращалась в Департамент с заявлением о предоставлении ее сыну места в дошкольном образовательном учреждении, письмом Департамента за номером х от 26.03.2014 г. в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении отказано, до настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Орган местного самоуправления администрации г. Перми в лице Департамента обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Возраст Ильиных В.Г. позволяет ему быть принятым в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. Принятие мер для появления мест в будущем не может свидетельствовать о принятии мер по обеспечению местом конкретного ребенка.
Истец в письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие и исковые требования удовлетворить (л.д.27).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В письменном отзыве ответчик иск не признал, указав, что с сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест в МДОУ по дате рождения детей; Ильиных В.Г. состоит в регистре для определения в МДОУ по Свердловскому району г. Перми; на момент обращения ребенку временно не предоставлено место в детском саду; на территории г. Перми функционирует муниципальная сеть 147 МДОУ, проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети, в период с 2007-2012 годы введено дополнительно 5 855 мест; в 2013 году дошкольная сеть увеличилась на 2 554 места; в настоящее время на территории г.Перми группы возрастной категории 2-3 года полностью укомплектованы; прием в МДОУ превысит количество воспитанников МДОУ более установленных норм, а также условия лицензии и как следствие, применения установленных санкций к ДОУ, вплоть до приостановления деятельности; удовлетворение иска нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей, порядок определения детей в МДОУ, требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения (л.д. 22-25).
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 18, 43 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов(п.1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).
Согласно пунктам 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, что Ильиных В.В. является матерью Ильиных В.Г., х года рождения, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют; данный ребенок зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. х, что подтверждается свидетельством о его рождении и о регистрации по месту жительства (л.д.8,17).
Судом также установлено, что Ильиных В.В. неоднократно обращалась в Департамент с заявлением о предоставлении ее сыну места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, на обращение получила ответ Департамента от 26.03.2014 г. № х в котором сообщалось о том, что места в детских садах комплектуются по дате рождения ребенка, свободные места в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, в связи с чем место будет предоставлено в порядке очередности (л.д.9-10).
Учитывая содержание данного ответа, суд считает, что он по существу является отказом Департамента в предоставлении несовершеннолетнему Ильиных В.Г. места в дошкольном образовательном учреждении, в том числе по месту жительства, что не основано на приведенных выше положениях Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», данный отказ является незаконным, в связи с чем суд признает правомерным требование истца об обеспечении несовершеннолетнего Ильиных В.Г. места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку Конституцией РФ и Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования, но как установлено судом на основании содержания отзыва Департамента на иск, на дату разрешения настоящего дела место несовершеннолетнему Ильиных В.Г. в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, несмотря на то, что его право на получение бесплатного дошкольного образования Департаментом не оспаривается.
Доказательств того, что Департаментом приняты все меры по обеспечению несовершеннолетнего Ильиных В.Г. возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, Департаментом суду не представлено, направленным им отзывом на иск не подтверждается. При этом представленный Департаментом отзыв основанием к отказу в удовлетворении исковых требований не является.
Требование истца в части предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении именно на территории г. Перми суд также считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку несовершеннолетний Ильиных В.Г. проживает на территории муниципального городского округа – город Пермь. Причем ответчику при определении дошкольного образовательного учреждения следует учитывать принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального района, а согласно пункту 2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации города Перми от 01.03.2013 г. № 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми.
В силу изложенного обязанность по предоставлению Ильиных В.Г., х года рождения, места в муниципальном дошкольном учреждении на территории города Перми должна быть возложена на Департамент как на орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми.
При таких обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд возлагает обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить данному несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на департамент образования администрации города Перми обязанность предоставить Ильиных В.Г., х года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)
Копия верна. Судья - (О.В. Бузмакова)