ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 сентября 2023 г. г. Назарово Красноярского края
Назаровский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Наумовой Е.А.,
при секретаре Цыбиной Д.А.,
с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора Слепуха Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Назаровский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» о возложении обязанности оснащения средствами оповещения работников, и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, путем оперативного информирования людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и/или ручном режиме (через микрофон) с информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей, которые должны быть слышны в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение работников, и иных лиц, в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Требования искового заявления мотивированы тем, что Назаровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства ответчиком, по результатам которой установлены нарушения указанных требований закона. Так, на основании паспорта безопасности объект МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» отнесен к четвертой категории опасности объекта (категории). Вместе с тем, при проверке установлено, что МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации. По результатам проверки МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка», по адресу: №, ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление, которое рассмотрено, требования прокурора признаны обоснованными. Требования прокурора по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не исполнены, что подтверждается объяснением заведующей дошкольного учреждения. Учитывая, что оборудование системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, является мерой применяемой к минимизации возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидации угрозы их совершения, отсутствие такой системы не позволяет должным образом обеспечить антитеррористическую защищенность объекта МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» и создает угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников данного учреждения.
В судебном заседании помощник Назаровского межрайонного прокурора Слепуха Е.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Рожкова С.А. в судебном заседании не участвовала, согласно представленным письменным пояснения по иску указала, что МБДОУ Детский сад № «Алёнка», в соответствии с уставом, является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета г. Назарово, при этом к исключительной компетенции учредителя относится осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания. Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности. Устранить выявленные нарушения возможно лишь посредством заключения контрактов для обеспечения муниципальных нужд, с использованием конкурентных способов определения поставщиков, в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг порядке. Однако, при отсутствии бюджетных средств Учреждение не вправе заключать договоры или муниципальные контракты. В силу положений ч. 2 ст. 72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, порядке и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка», являясь бюджетным образовательным учреждением, имеет определенный порядок бюджетного финансирования, предусматривающий ежегодное заложение в бюджет планируемых расходов. При утверждении объемов бюджетного финансирования муниципальных подпрограмм и мероприятий в рамках муниципальной программы " Развитие образования г.Назарово" на 2022-2023 со стороны образовательного учреждения подавались заявки на финансирование приобретения и установку указанного оборудования антитеррористической безопасности, которые не были удовлетворены. Соответственно, указанное в исковом заявлении оборудование отсутствует в образовательном учреждении по причине отсутствия целевого бюджетного финансирования со стороны учредителя -администрации города Назарово в 2022-2023.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - управление образования администрации г. Назарово Красноярского края надлежаще извещенный о судебном заседании, в судебное заседание не явился, отношения по иску не высказал.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, в случае, если истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, руководствуясь ст. 167, 233 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика надлежащим образом извещенного о рассмотрении данного дела в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Частью ч. 3.1 ст. 5 этого же Закона на юридических лиц, использующих принадлежащее им на законных основаниях имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, возложена обязанность выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации N 215 от 15.05.2018 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
Общие требования антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей установлены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Согласно пункту 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Назаровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризма», Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», в деятельности МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка», по результатам которой установлено, что указанные требования законодательства МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» надлежащим образом не исполняются.
В нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований, МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем, было выдано предписание об устранении нарушений законодательства, которое согласно ответу на представление и объяснения заведующей МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» признаны обоснованными.
При этом, требования прокурора по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, по состоянию на дату рассмотрения требований не исполнены, о чем свидетельствуют пояснения по делу представленные ответчиком.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
По смыслу п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из материалов дела следует, что МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Вместе с тем прокуратурой установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» должным образом не выполняются, внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен.
Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма, что не соответствует требованиям законодательства.
По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму прокуратурой заведующей МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» внесено 18.02.2020 представление об устранении нарушений закона, однако, до настоящего времени указанное нарушение не устранено ввиду отсутствия финансирования.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суд полагает исковые требований прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок, заявленный прокурором для устранения нарушений, суд находит разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад № 5 «Алёнка» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 5 «Алёнка» (ИНН 2456006429), расположенный по адресу: <адрес> средствами оповещения работников, и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, путем оперативного информирования людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и/или ручном режиме (через микрофон) с информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей, которые должны быть слышны в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение работников, и иных лиц, в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись Наумова Е.А.
мотивированный текст решения изготовлен 26.09.2023.
верно
судья Наумова Е.А.