№2-152/2015
РЕШЕНИЕ (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сухопаров В.И.,
при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «3» февраля 2015 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Государственного казённого учреждения Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» к Форосенко С.Н. о возмещении материального ущерба,
установил,
Государственное казённое учреждение Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» (Далее ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты») обратилось в суд с иском к Форосенко С.Н. о возмещении материального ущерба в размере <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований указано, что Форосенко С.Н. состоял в трудовых отношениях с ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» в должности <данные изъяты> пожарной части №118 отряда противопожарной службы РК №11. В период трудовой деятельности ответчику было выдано следующее вещевое имущество: <данные изъяты>. В соответствие с Приказом ГУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» №125 от 22.11.2010 «О реализации постановления Правительства РК «О вещевом обеспечении работников противопожарной службы РК» работник в случае увольнения обязан возместить стоимость предметов вещевого имущества личного пользования, сроки носки (эксплуатации) которых не истекли. 13.05.2013 Форосенко С.Н. уволен по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ. Вместе с тем, в нарушение Приказа, ответчик при увольнение не возместил Учреждению остаточную стоимость полученного им вещевого имущества личного пользования, которая составляет <данные изъяты>. Истцом в адрес ответчика направлено письмо с предложением возместить стоимость вещевого имущества личного пользования. В связи с тем, что в добровольном порядке оплата стоимости вещевого имущества личного пользования ответчиком не произведена, указанное обстоятельство послужило поводом для обращения в суд.
ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило, предоставив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, в котором также указало, что не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчик Форосенко С.Н., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика, в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в силу следующего.
Как следует из материалов дела, приказом № от 01.06.2011 Форосенко С.Н. принят на работу в пожарную часть №118 отряда противопожарной службы Республики Коми №11 ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» на должность <данные изъяты>
Согласно п.1 дополнительного соглашения №1от 29.12.2011 к трудовому договору № от 01.06.2011 ответчику была предоставлена работа по должности <данные изъяты> пожарной части №118 отряда противопожарной службы Республики Коми №11 ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты».
Из материалов дела следует, что в период трудовой деятельности и на основании постановления Правительства Республики Коми №318 от 20.09.2010 «О вещевом обеспечении работников противопожарной службы Республики Коми» ответчику было выдано следующее вещевое имущество: <данные изъяты>. Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела раздаточными ведомостями на выдачу вещевого имущества. Ведомости содержат личную подпись Форосенко С.Н., что подтверждает факт получения указанного имущества ответчиком.
Факт получения ответчиком предметов вещевого имущества личного пользования также подтверждается арматурной карточкой №
Согласно п.г ч.7 Инструкции по определению порядка выдачи, оформления соответствующих документов и осуществления контроля использования вещевого имущества, утвержденной Приказом ГУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» №125 от 22.11.2010, работник в случае увольнения обязан возместить стоимость предметов вещевого имущества личного пользования, сроки носки (эксплуатации) которых не истекли, путем взноса денежных средств непосредственно в кассу Учреждения лично или через доверенное лицо в течении 30 календарных дней с момента увольнения. Стоимость предметов вещевого имущества личного пользования определяет бухгалтерия Учреждения с учетом сроков носки.
Форосенко С.Н. с Приказом ГУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» №125 от 22.11.2010 был ознакомлен под роспись 1 июня 2012 года, что подтверждается Листком ознакомления работников пожарной части №118 отряда противопожарной службы Республики Коми №11.
На основании приказа №385-лс от 13.01.2013 трудовой договор, заключенный с Форосенко С.Н., расторгнут по инициативе работника (по собственному желанию) согласно п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что ответчик при увольнении не возместил ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» стоимость полученного им вещевого имущества личного пользования.
Согласно справке об остаточной стоимости вещевого имущества, предоставленной ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» вещевое имущество личного пользования выданное ответчику (2 <данные изъяты>) состоит на балансе Учреждения, а остаточная его стоимость составляет <данные изъяты>
08 ноября 2013 года ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» направило в адрес ответчика письмо с предложением возместить стоимость вещевого имущества личного пользования.
Данное требование ответчиком оставлено без удовлетворения, до настоящего времени стоимость вещевого имущества личного пользования ответчик ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» не возместил, что послужило поводом для обращения в суд.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
В силу абзаца 7 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасных условий труда и охраны труда работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В силу ст. 241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Как следует из пункта 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 №135н, специальная одежда, выданная работникам, является собственностью организации.
Порядок вещевого обеспечения работников противопожарной службы Республики Коми урегулирован Положением о вещевом обеспечении работников противопожарной службы Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК №318 от 20.09.2010 «О вещевом обеспечении работников противопожарной службы Республики Коми» (Далее Положение).
Согласно п.7 Положения вещевое имущество подразделяется на вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество.
Пунктом 8 Положения определено, что вещевым имуществом личного пользования являются предметы вещевого имущества, выдаваемые работникам противопожарной службы (Далее ППС) во владение и безвозмездное постоянное личное пользование.
Согласно п.11 Положения сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является срок, установленный нормой снабжения на период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находиться в пользовании работника ППС.
В силу п.17 Положения работник ППС в случае увольнения по собственному желанию, а также по основаниям, предусмотренным статьей 71, пунктами 1, 3 и 7 статьи 77, пунктами 3, 5, 6 и 11 статьи 81, пунктами 4, 5, 8 и 9 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, возмещает государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» стоимость предметов вещевого имущества личного пользования, сроки носки (эксплуатации) которых не истекли. Порядок возврата, дальнейшего использования инвентарного имущества и порядок возмещения стоимости вещевого имущества личного пользования определяется руководителем Учреждения по согласованию с органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим контроль за деятельностью Учреждения. В случае отказа от возврата предметов инвентарного имущества и возмещения стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, сроки носки (эксплуатации) которых не истекли, работник несет ответственность, установленную законодательством.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализ норм Трудового кодекса РФ, Положения о вещевом обеспечении работников противопожарной службы Республики Коми, локальных актов ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» позволяет суду сделать вывод, что при увольнении работника с работы работодатель вправе требовать возмещения стоимости вещевого имущества личного пользования, сроки носки (эксплуатации) которых не истекли при условии правильного оформления документов, подтверждающих факт, стоимость и дату выдачи спецодежды.
В судебном заседании достоверно установлено, что в период трудовой деятельности ответчиком было получено следующее вещевое имущество: 2 футболки, шапка ушанка, костюм летний, костюм зимний, ботинки берцы зимние, ремень поясной, джемпер шерстяной, головной убор летний. Сроки носки (эксплуатации) указанного имущества на момент увольнения Форосенко С.Н. со службы не истекли.
В нарушение положений Приказа ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» №125 от 22.11.2010 ответчик в течении 30 календарных дней с момента увольнения не возместил стоимость предметов вещевого имущества личного пользования.
Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Форосенко С.Н. в пользу ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» стоимости вещевого имущества личного пользования в размере <данные изъяты>, поскольку в нарушение действующего законодательства ответчик при увольнении не возместил стоимость вещевого имущества личного пользования. При этом суд принимает во внимание предоставленный истцом расчет стоимости вещевого имущества, поскольку указанный расчет ответчиком не оспорен.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственного казённого учреждения Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» к Форосенко С.Н. удовлетворить.
Взыскать с Форосенко С.Н. в пользу Государственного казённого учреждения Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» материальный ущерб в размере <данные изъяты>
Ответчик вправе подать заявление об отмене этого решения в Сыктывдинский районный суд в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.И. Сухопаров