Решение по делу № 2а-608/2021 от 27.05.2021

<данные изъяты>

№ 2а-608/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск                                    18 июня 2021 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего – судьи Петелиной М.С.,

при секретаре – Шукуровой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело       № 2а-608/2021 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области Ткаленко Вере Владимировне, старшему приставу-исполнителю Ялуторовского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области Тарасову Александру Николаевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» (далее по тексту ООО «СААБ») обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области Ткаленко В.В., старшему приставу-исполнителю Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области Тарасову А.Н., УФССП России по Тюменской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.

Требования мотивированы тем, что 23.11.2017 г. судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области Ткаленко В.В. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении документа взыскателю по исполнительному производству №10339/17/72011-ИП от 28.04.2017 г., возбужденному на основании исполнительного документа №2-511/2017 от 15.03.2017 г., выданного мировым судьей судебного участка № 1 по Ялуторовского района Тюменской области о взыскании задолженности в размере 14151,71 руб. с должника Старцевой Ольги Александровны в пользу взыскателя ООО «СААБ». Оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя не возвращен, копию постановления об окончании исполнительного производства ООО «СААБ» не получало, тем самым бездействие судебного пристава-исполнителя носит длящийся характер и в соответствии с ч.3 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек.

Поскольку судебное решение не исполнено, административный истец считает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источника дохода, в том числе: какого числа посла истечения срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель направил запросы в банки на розыск счетов и вкладов должника, в органы ЗАГС для установления семейного положения должника (смены ФИО, установления факта смерти), в негосударственные пенсионные фонды, в Центр занятости населения на получение сведений о получении должником пособия, в Пенсионный фонд для установления СНИЛС должника и наличия места работы или получения пенсионных выплат должником, в Инспекцию Федеральной налоговой службы о регистрации в качестве ИП и является ли учредителем или директором юридического лица, в АО «Росреестр» на наличие у должника акций и облигаций или других ценных бумаг, операторам сотовой связи и местной телефонной связи с требованием указания в ответе номера телефонов и наличия на них денежных средств, в Бюро кредитных историй для получения информации о задолженности должника в других банках, в ГИБДД о зарегистрированных транспортных средствах на должника, о наличии у него водительских прав и привлечении к административной ответственности, в военкоматы, в государственные и негосударственные страховые компании на предмет страхования движимого и недвижимого имущества должника,, в Росреестр о наличии у должника недвижимого имущества, в УФМС, в лицензионную разрешительную систему на предмет зарегистрированного охотничьего оружия, в Министерство юстиции о наличии судимости; соблюдался ли организациями семидневный срок предоставления ответа на запрос, предусмотренный ч.10 ст. 69 ФЗ «№Об исполнительном производстве»; в случае не предоставления или несвоевременного предоставления ответа, привлекалась ли указанная организация к административной ответственности в соответствии со ст.19.7 КоАП РФ.

Административный истец считает, что прекращение исполнительного производства нарушает законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу действующего и неисполненного судебного акта.

В связи с чем, ООО «СААБ» просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ялуторовского МОСП Ткаленко В.В., выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству №10339/17/72011-ИП, предусмотренных ст. 68 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве»; возложить на начальника Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области обязанность отменить постановление об окончании исполнительного производства №10339/17/72011-ИП для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе №2-511/2017 от 15.03.2017 г.; в случае утраты исполнительного документа №2-511/2017 от 15.03.2017 г. обязать УФССП России по Тюменской области организовать работу по его восстановлению в соответствии с Приказом ФССП России от 28.09.2015 №455. Также просит привлечь судебного пристава-исполнителя Ткаленко В.В. к административной ответственности в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ.

Определением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 28.05.2021 г. административному истцу отказано в части принятия требований о привлечении судебного пристава-исполнителя Ткаленко В.В. к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, поскольку рассматривается и разрешается в ином порядке, а именно, в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Представитель административного истца ООО «СААБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд признаёт неявку представителя административного истца не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области Ткаленко В.В., начальник Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области Тарасов А.Н., представитель административного ответчика УФССП России по Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд признаёт неявку административных ответчиков не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Заинтересованное лицо (должник) Старцева О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Суд признаёт неявку заинтересованного лица не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости оставления заявленного административного иска без удовлетворения.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

На основании ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По настоящему административному делу административным истцом оспаривается бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству №10339/17/72011-ИП от 28.04.2017 г., возбужденному на основании исполнительного документа №2-511/2017 от 15.03.2017 г., выданного мировым судьей судебного участка № 1 по Ялуторовского района Тюменской области о взыскании задолженности в размере 14151,71 руб. с должника Старцевой Ольги Александровны в пользу взыскателя ООО «СААБ».

Судом установлено, что 23.11.2017 г. судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области Ткаленко В.В. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, согласно которому исполнительное производство №10339/17/72011-ИП от 28.04.2017 г. окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве», поскольку в ходе исполнения требований исполнительного документа невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях (л.д.37,42).

По мнению административного истца, судебный пристав-исполнитель не осуществил необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источника дохода, в связи с чем, вынесение постановления об окончании исполнительного производства и возвращении документа взыскателю в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» является незаконным. Оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя не возвращен, копию постановления об окончании исполнительного производства ООО «СААБ» не получало.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Статья 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит исчерпывающий перечень оснований возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства, в частности, в силу п. 1 ч. 1 ст. 46 данного закона, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.

Вместе с тем, проверить законность (незаконность) окончания судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области постановления об окончании исполнительного производства, факт направления (не направления) административному истцу постановления об окончании исполнительного производства, перечень исполнительных действий, проведенных (не проведенных) судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства, не представляется возможным, поскольку согласно сообщению врио начальника Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области от 08.06.2021 г. материалы исполнительного производства №10339/17/72011-ИП от 28.04.2017 г. в соответствии с актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, уничтожены за истечением срока хранения (л.д.26).

Приказом ФССП России от 30.01.2015 № 37 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения» определен трехлетний срок хранения материалов оконченных исполнительных производств по исполнению актов судебных органов, в связи с чем, сроки хранения с последующим уничтожением материалов исполнительного производства №10889/16/72011-ИП от 17.05.2016 г. Ялуторовским МОСП УФССП России по Тюменской области соблюдены.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что предъявление иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения. Соответственно, иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод лица с указанием на способ восстановления такого права.

Такая необходимая совокупность условий судом по настоящему делу не установлена.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Поскольку материалы исполнительного производства в полном объеме в настоящем деле отсутствуют по причине их уничтожения в связи с истечением срока хранения, суд приходит к выводу о принятии судебным приставом-исполнителем всех необходимых мер для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа.

Доказательств того, что ООО «СААБ» как взыскателем по спорному исполнительному производству, в период с его окончания до обращения в суд с настоящим иском, то есть с 23.11.2017 г. по 21.05.2021 г., принятые в рамках указанного исполнительного производства акты либо совершенные действия (допущенное бездействие) судебного пристава-исполнителя оспорены и признаны незаконными, не представлено.

Кроме того, положениями ч. 3 ст. 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Специальный срок на обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Разъяснения по применению, в том числе указанных норм права, даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

В соответствии с п. 11 названного Постановления административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Согласно ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (ч. 6 ст. 219 КАС РФ).

На основании ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

В соответствии с чч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.

Как следует из материалов дела, административному истцу было известно о прекращении исполнительного производства еще в 2017 году, поскольку сведения о движении исполнительного производства находятся в свободном доступе на официальном сайте ФССП России по Тюменской области, однако в суд с настоящим административным иском он обратился только 21.05.2021 г. (дата определена по почтовому штемпелю на конверте). Сведений об обращении ООО «СААБ» с жалобой на действия /бездействия судебного пристава в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу, материалы дела не содержат и административным истцом не представлены.

Исходя из предмета заявленных требований, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд и отсутствии уважительных причин для его восстановления.

Доводы административного истца об отсутствии пропуска срока на подачу административного искового заявления в связи с тем, что в рассматриваемом случае оспариваемые действия носят длящийся характер, основаны на неправильном толковании закона.

Таким образом, несоблюдение административным истцом срока на обращение в суд является в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Суд также принимает во внимание, что установленный ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» трехлетний срок для предъявления к исполнению исполнительного документа, с учетом положений ч. 3 ст. 22 настоящего Федерального закона, предусматривающей, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю, истек 23.11.2020 г. О восстановлении пропущенного процессуального срока административный истец не просил.

Кроме того, заявляя требование о возложении на УФССП России по Тюменской области обязанности организовать работу по восстановлению исполнительного документа №2-511/2017 от 15.03.2017 г. в случае его утраты, в соответствии с Приказом ФССП России от 28.09.2015 №455, административный истец объективных доказательств неполучения подлинника исполнительного документа, его утраты по вине судебного пристава-исполнителя либо при пересылке, принятия мер к его розыску, не представил. В связи с чем, оснований полагать, что исполнительный документ был утрачен по вине судебного пристава-исполнителя, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области Ткаленко Вере Владимировне, старшему приставу-исполнителю Ялуторовского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области Тарасову Александру Николаевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение суда составлено 25 июня 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> Судья -                                                                         М.С. Петелина

2а-608/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "СААБ"
Ответчики
судебный пристав-исполнитель Ялуторовский МОСП УФССП Ткаленко В.В.
судебный пристав-исполнитель Ялуторовский МОСП УФССП Тарасов А.Н.
Управление ФССП России по ТО
Другие
Маркелова Екатерина Евгеньевна
Старцева Ольга Александровна
Суд
Ялуторовский районный суд Тюменской области
Судья
Петелина Марина Сергеевна
Дело на странице суда
yalutorovsky.tum.sudrf.ru
27.05.2021Регистрация административного искового заявления
27.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2021Подготовка дела (собеседование)
15.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее