Дело 2-3600/2015
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
2 сентября 2015 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего Широковой Т.П.
При секретаре Метелкиной И.С.
С участием прокурора Антонова Ю.А.
С участием представителя ФИО3 – ФИО6 (по доверенности)
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах муниципального образования «<адрес>» и ФИО3 к ФИО2 о признании права собственности муниципального образования «<адрес>» на жилые помещения в общежитии,
У с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «<адрес>» и ФИО3 к ФИО1 о признании права собственности муниципального образования «<адрес>» на жилое помещение, а именно на комнату за № общей площадью 24 кв.м. расположенную на 11-м этаже в здании общежития по адресу: Пермь, Бульвар Гагарина, 36. Обязать Управление Росреестра внести в ЕГРП сведения о прекращении права собственности ФИО2 на вышеуказанную комнату, а также сведения о праве собственности муниципального образования «<адрес>» не указанное выше жилое помещение. Заявленные требования обосновывает тем, что здание общежития предназначено для совместного пользования между ПНИТИ и проектным институтом «СТЭМП».. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 работающему в АООТ «СТЭМП» АО «ПНИТИ» был выдан ордер за № на право занятия комнаты 1146 в вышеуказанном общежитии. В результате обмена семья ФИО3 стала проживать в комнате 1132, в которой до настоящего время проживает семья ФИО3. Здание по адресу: Бульвар Гагарина, 36 является общежитием и до 1993 года находилось в ведении ОАО «ПНИТИ». Сделка по передаче здания общежития в собственность ОАО «ПНИТИ» совершена в нарушение действующего законодательства, поскольку данный объект являлся жилым фондом и в силу закона не мог быть приватизирован. Право собственности на вышеуказанные жилые помещения принадлежало муниципальному образованию <адрес>.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен. Представитель ФИО3 поддержал заявленные прокурором исковые требования.
Ответчик ФИО2 о дне слушания дела извещен, в судебное заседание не явился, отзыв по иску не представил.
Представитель 3-го лица – Управления Росреестра в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен. Представлен отзыв на иск, из которого следует, что требования, заявленные к Управлению, можно отнести к ненадлежащему способу защиты нарушенного права. Аннулирование записи в ЕГРП, возложение обязанности на государственный орган совершить определенные действия невозможно без оспаривания его решений. Просит суд принять во внимание, что в судебный акт, вынесенный в рамках искового производства о рассмотрении спора по существу. Не может содержать требование об обязании регистрирующего органа исполнить указанный акт и внести соответствующие записи в ЕГРП. Управление не уклоняется от проведения государственной регистрации. При предоставлении в Управление необходимых для государственной регистрации документов, государственная регистрация будет проведена в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации прав.
Представитель 3-х лиц – ФИО9», ФИО8 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены по имеющимся адресам регистрации.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
При акционировании Государственного проектного института «<данные изъяты>» часть 15-ти этажного здания общежития по адресу: <адрес>, Бульвар Гагарина, 36 включено в уставный капитал <данные изъяты>».
Впоследствии часть здания, в том числе и комната 1132 неоднократно перепродавалась.
ДД.ММ.ГГГГ на часть здания с 11 по 15 этажи зарегистрировано право собственности ООО «Колсалтинг-Р», право собственности за которым прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на часть здания общежития с 11 по 15 этажи зарегистрировано право собственности за ООО «УралСервис», право собственности за которым прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на часть здания зарегистрировано право собственности за ЗАО «Арктика», за которым ДД.ММ.ГГГГ право собственности прекращено.
ДД.ММ.ГГГГ на часть здания общежития зарегистрировано право собственности за ЗАО «Управляющая компания «Арктика», право собственности за которым прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на квартиру за № зарегистрировано право собственности за ООО «Арвинг», право собственности которого прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на спорную квартиру зарегистрировано право собственности за ФИО8, право собственности за которых прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на спорную квартиру зарегистрировано право собственности за ФИО2
Суд, соглашаясь с позицией прокурора, считает, что сделка по передаче части здания общежития в собственность от ОАО «<данные изъяты> ФИО2 совершена в нарушение действующего законодательства. Поскольку данный объект на момент регистрации права являлся жилым фондом и в силу закона не подлежат приватизации.
В силу ст.18 закона РФ от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждения в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении учреждений. должен быть передан в хозяйственное введение или оперативное управление правопреемников этих предприятий. Учреждения (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В силу ст.4,7 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред.от 20.07.2004) находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.
Согласно ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред.от 22.08.20004) «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могут быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты относятся к Федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с п.2 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 (ред.от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации. краев. Областей. Автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санк-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п.1 Приложения 3 вышеуказанного Постановления к объектам государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов относится, в том числе, жилищный и нежилой фонд.
Из положений законодательства, действовавшего в период приватизации <данные изъяты>» следует, что общежития являются жилыми помещениями и относятся к жилищному фонду.
Следовательно, в силу прямого указания закона, действующего на момент включения спорного недвижимого имущества в состав ОАО «<данные изъяты>», спорные помещения по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> относились к объектам муниципальной собственности и подлежали передаче в собственность органов местного самоуправления, поскольку являлись жилищным фондом.
При таких обстоятельствах, право собственности на спорное общежитие у ответчика не возникло, включение его в состав имущества ответчика является неправомерным.
В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ «№ 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166).
При указанных выше обстоятельствах сделка по приватизации <данные изъяты>» спорного жилого помещения в силу ст.168 ГК РФ является ничтожной.
Учитывая, что ОАО «СТЭМП» не являлось собственником спорного жилого помещения в здании общежития по Б.Гагарина. 36, следовательно, право собственности на спорное жилое помещение не могло быть передано по сделкам купли-продажи с 3-ми лицами.
Таким образом, право собственности на спорное жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> в силу закона принадлежит муниципальному образованию «<адрес>».
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Никаких доказательств в опровержение заявленных исковых требований ни со стороны ответчика, ни со стороны 3-х лиц не представлено.
Решение вступившее в законную силу, является основанием для внесения Управлением Росреестра по <адрес> в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений о праве муниципальной собственности, а так же основанием для внесения записи о прекращении права собственности ФИО2 на указанное выше жилое помещение.
Суд соглашается с позицией, высказанной представителем Управления Росреестра о том, что управление не уклоняется от проведения государственной регистрации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 24 ░░.░. ░░ 11-░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>
░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░: