24RS0002-01-2021-000426-38
Дело №2-845/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28 «Б»
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием: представителя ответчиков администрации г. Ачинска, КУМИ администрации г. Ачинска Капустиной С.А., действующей на основании доверенностей от 29.12.2020 сроком до 31.12.2021 (т.2 л.д.178) и от 28.12.2020 сроком до 31.12.2021 (т.2 л.д.179),
ответчика Катамашвили Г.М.,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к КУМИ администрации города Ачинска Красноярского края, администрации города Ачинска Красноярского края, Пупкову М. Н., Ружниковой Н. Э., Михайленко С. С., Богатовой Т. А., Катамашвили Г. М., Костючик М. С., Иванову И. В., Соколовой М. С., действующей за себя и в интересах малолетних В.И. и А.И., Закурдяевой А. А., действующей за себя и в интересах малолетней Э.М., Лебедевой М. А., Лебедевой М. Н., Мараткановой И. А. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,
У С Т А Н О В И Л:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к КУМИ администрации г. Ачинска, Пупкову М.Н., Ружниковой Н.Э., Михайленко С.С., Богатовой Т.А., Катамашвили Г.М., Костючик М.С., Иванову И.В., Соколовой М.С, действующей за себя и малолетних В.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и А.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. о понуждении в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре: подготовить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ и выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что решением <адрес>вого Совета народных депутатов от 24.12.1986 №345 объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в., расположенный по адресу: <адрес> (далее - ОКН), принят на государственную охрану. На основании Приказа Минкультуры РФ от 13.11.2015 №15560-р ОКН зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером №. Согласно выпискам из ЕГРН помещения, расположенные в ОКН, принадлежат на праве собственности ответчикам, либо числятся в реестре муниципальной собственности. На основании акта осмотра №33 от 18.09.2015 установлена необходимость проведения работы по сохранению объекта культурного наследия: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта культурного наследия (срок выполнения - 31.12.2017); выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией (срок выполнения - 31.12.2018). Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 05.02.2016 №40 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Приказ об утверждении охранного обязательства вместе с актом техническом состояния были направлены собственникам объекта заказными письмами. На основании Приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 30.01.2020 №38 был утвержден предмет охраны объекта культурного наследия. Несмотря на истечение сроков выполнения требуемых работ, обращений в Службу со стороны законных владельцев ОКН не последовало. В 2020 году ОКН был осмотрен, о проведенном осмотре составлен акт №178 от 18.08.2020. В данном акте зафиксировано действительное состояние ОКН, а именно: выявлено выветривание раствора кирпичной кладки фундамента, нижняя часть цоколя восточного и северного углов разрушается (пп.в п. 2.2.), шелушение окрасочного слоя стен, вандальные надписи на дворовых фасадах (пп. Г п. 2.2), кровельное покрытие крыши не герметично, отсутствуют отдельные листы, водосточная система не организована (пп.д п. 2.2.) и др. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с настоящим исковым заявлением (т.1 л.д.3-7).
Определениями суда от 04.03.2021, от 29.04.2021 и от 23.06.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г. Ачинска, Закурдяева А.А., действующая за себя и в интересах малолетней дочери Э.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Лебедева М.А., Лебедева М.Н. и Маратканова И.А., а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - ООО «УО ЖСК», Региональный фонд КРМДКК (т.1 л.д.206, т.2 л.д.44,128).
Представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Горлевская Я.А., действующая на основании доверенности от 16.11.2020 сроком действия по 31.2025 (т.1 л.д.9), в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (т.2 л.д.157), представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца (т.1 л.д.114).
Представитель ответчиков администрации г. Ачинска, КУМИ администрации г. Ачинска Капустина С.А. в судебном заседании против исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1 л.д.195-197), полагая, что КУМИ администрации г. Ачинска и администрация г. Ачинска не являются надлежащими ответчиками по иску, поскольку как текущий ремонт, так и капитальный ремонт относятся к компетенции, соответственно, управляющей организации и регионального оператора по капитальному ремонту МКД. Кроме того, заявленные в иске требования об исполнении обязанностей, предусмотренных ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» противоречат установленному указанной статьей порядку, предусматривающему сначала подготовку технического задания, согласование документации и прочее. В удовлетворении иска просит отказать, поскольку истцом выбран ненадлежащий способ защиты.
Ответчик Катамашвили Г.М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований также возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных совместно с ответчиками Ружниковой Н.Э., Богатовой Т.А., Михайленко С.С., Закурдяевой А.А., Лебедевой М.А., Лебедевой М.Н. и Мараткановой И.А. (т.2 л.д.159-166), согласно которым доводы истца о направлении приказа об утверждении охранного обязательства вместе с актом технического состояния собственникам жилых помещений (квартир) еще в 2016 году не соответствует действительности, ответчиками они получены не были. Обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома в силу требований закона возложена на управляющую организацию, которая приняв на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, опосредованно обязалась принимать меры по его сохранению. Финансирование капитального ремонта многоквартирного дома осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта формируемого на счете регионального оператора. Кроме того, требуя возложить на ответчиков обязанность по подготовке проектной документации, выполнении сохранных работ, истец просит изменить установленный законом порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, предусматривающий предварительную подготовку задания на проведение работ, получения разрешения на их проведение, заключения государственной экспертизы проектной документации. Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте памятника, должны быть определены в специальном документе, выдаваемом уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к себе как собственникам жилых помещений многоквартирного дома являющего объектом культурного наследия просят отказать в полном объеме.
Ответчики Ружникова Н.Э., Михайленко С.С., Богатова Т.А., Закурдяева А.А,, действующая за себя и в интересах малолетней дочери Э.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Лебедева М.А., Лебедева М.Н. и Маратканова И.А., а также их представитель по ходатайству Казаков Е.В. (т.2 л.д.122-123), извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела путем вручения судебных повесток, направления судебных уведомлений посредством СМС-сообщений и почтовой корреспонденцией (т.2 л.д.131-132,136-140), в судебное заседание не явились, заявив ходатайство об отложении рассмотрения дела, назначенного на 14 час. 15 мин. 17.08.2021, в связи с невозможностью явки в данное судебное заседание их представителя Казакова Е.В. (т.2 л.д.167-168), оставленное судом без удовлетворения. Ранее, в ходе судебного разбирательства представитель ответчиков Казаков Е.В. против иска возражал, мотивируя тем, что ответчики не были уведомлены о наличии такого обременения на приобретаемые ими в свою собственность квартиры. Никакие акты и охранные обязательства ответчикам не направлялись, об обязанности выполнить какие-либо действия по сохранению памятника культурного наследия ответчик не были поставлены в известность. Собственники жилых помещений оплачивают за содержание дома в управляющую организацию, которая должна осуществлять эти работы, но по факту их не выполняет.
Ответчики Пупков М.Н., Костючик М.С., Иванов И.В., Соколова М.С., действующая за себя и малолетних В.И. и А.И., извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных уведомлений почтовой корреспонденцией, которая возвращена в суд за истечение срока хранения на почте (т.2 л.д.149-154), в суд не явились, возражения и ходатайства не представили.
Представители третьих лиц ООО «УО ЖСК» и Регионального фонда КРМДКК, будучи извещены надлежащим образом путем направления судебного уведомления и размещения информации о судебном заседании на официальном сайте суда (т.2 л.д.141,143-144,158). Согласно письменному отзыв представителя Регионального фонда КРМДКК – Минеевой Д.В., действующей по доверенности от 07.08.2020 сроком на один год, организация проведения капитального ремонта осуществляется фондом в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 2.12.2013 №709-П, с учетом краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемых органами местного самоуправления на три года. В 2020 году многоквартирный <адрес> в <адрес> включен в региональную программу, ремонт кровли запланирован на 2044-2046 г.г., утепление и ремонт фасада на 2038-2040 г.г., ремонт системы электроснабжения на 2044-2046 г.г., внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения на 2038-2040 г.г., ремонт фундамента на 2044-2046 г.г. Фонд не определяет многоквартирные дома, подлежащие включению или исключению из краткосрочного плана, а также вид работ. Просила дело рассмотреть без участия представителя фонда (т.2 л.д.23-24). Представителем ООО «УО ЖСК» возражения и ходатайства не представлены.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 4 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ), который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), являющуюся одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В преамбуле к Закону №73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия, ОКН) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Закона №73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 настоящего Федерального закона.
По правилам п. 2 ст. 45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 1 ст. 48 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 №345 объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану (т.1 л.д.20-27).
На основании Приказа Минкультуры РФ от 13.11.2015 №15560-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером № (т.1 л.д.28).
На основании Приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 30.01.2020 №38 был утвержден предмет охраны объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, с описанием особенностей, подлежащих обязательному сохранению (т.1 л.д.40-44).
Согласно сведениям, представленным ООО «УО ЖСК» из домовой книги, в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, расположено 11 квартир, из которых квартиры № и № предоставлены нанимателям Азизовой С.С. и Соловьевой С.Н., соответственно, по договорам коммерческого и социального найма, а квартиры №№ находятся в частной собственности, в том числе долевыми собственниками квартиры №№, в размере по 1/2 доли каждая, числятся Закурдяева А.А. и её малолетняя дочь Закурдяева Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно выписке из ЕГРН от 13.01.2017 (т.1 л.д.222-233). При этом, как установлено судом квартира № была объединена с квартирой №, а квартира № – с квартирой №.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что расположенные в спорном многоквартирном доме квартиры принадлежат ответчикам, а именно: квартира № принадлежит на праве общей долевой собственности Иванову И.В., Соколовой М.С. и их малолетним детям – В.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и А.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (т.1 л.д.180,181) по 1/4 доли каждому; квартира № принадлежит на праве собственности Пупкову М.Н.; квартира № принадлежит на праве собственности Ружниковой Н.Э.; квартира № (объединенная с квартирой №) принадлежит на праве общей долевой собственности Михайленко С.С. и Богатовой Т.А. по 1/2 доли каждому; квартира № (объединенная с квартирой №) принадлежит на праве собственности Катамашвили Г.М.; квартира № принадлежит на праве собственности Костючик М.С. Сведения о зарегистрированных правах на квартиры № и № в ЕГРН отсутствуют (т.1 л.д.74-103,236,238).
По сведениям, предоставленным Ачинским отделением Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на помещение, расположенное в квартире №№ спорного МКД, зарегистрировано за Лебедевой М.Н. и Б. (после вступления в брак – М.) И.А. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 04.05.1993, согласно записи от 12.07.1993 за №5809, а на квартиру №№ – за Лебедевой М.А. на основании договора от 15.07.1993, согласно записи от 27.08.1993 за №528 (т.1 л.д.172, т.2 л.д.172).
Квартиры 1, 9 спорного многоквартирного дома числятся в реестре муниципальной собственности г. Ачинска и составляют муниципальную казну (т.1 л.д.52).
На основании договора управления многоквартирным домом от 25.06.2018 №1324 управляющая организация ООО «УО ЖСК» обязалась обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме, решать вопросы пользования указанным имуществом, а также предоставлять услуги по управлению жилищным фондом, направленные на обеспечение сохранности имущества и на предоставление установленного уровня качества жилищных и коммунальных услуг (т.1 л.д.198-205).
Согласно акту технического состояния ОКН №33 от 18.09.2015 (т.1 л.д.45-51) в результате осмотра спорного здания установлена необходимость проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта культурного наследия (срок выполнения - 31.12.2017); выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией (срок выполнения - 31.12.2018).
По результатам проведенного технического осмотра ОКН в соответствии с составленным актом технического состояния приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 05.02.2016 №40 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (т.1 л.д.29-39).
Пунктами 13, 14 указанного охранного обязательства установлено, что состав 9перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края на основании акта технического состояния ОКН. Финансирование и организация проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранения предмета охраны ОКН, в порядке, установленном Законом №73-ФЗ, обязаны обеспечить лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 Закона №73-ФЗ.
Согласно абзацам 5 - 8 п. 11 ст. 47.6 Закона №73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц. Так как предмет данного обязательства - объект культурного наследия неделим, то в случае наличия нескольких сособственников (совладельцев) их обязанность по выполнению требований охранного обязательства является солидарной.
В соответствии с абз. 9 п. 11 ст. 47.6 Закона №73-ФЗ содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные ст.ст. 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в ст. 56.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 56.1 Закона №73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Копии приказа об утверждении охранного обязательства вместе с актом технического состояния были направлены в управляющую организацию МУП «Служба заказчика» и собственникам спорного объекта, а также в КУМИ администрации г. Ачинска заказными письмами от 08.02.2016 (т.1 л.д.53-61, т.2 л.д.101-107).
По истечении сроков выполнения требуемых работ соответствующие работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены не были. Согласно акту технического состояния №178 от 18.08.2020 (т.1 л.д.62-73), в результате осмотра спорного объекта выявлено неудовлетворительное состояние ОКН, а именно: выявлено выветривание раствора кирпичной кладки фундамента, нижняя часть цоколя восточного и северного углов разрушается (пп. «в» п. 2.2.), шелушение окрасочного слоя стен, вандальные надписи на дворовых фасадах (пп. «г» п. 2.2), кровельное покрытие крыши не герметично, отсутствуют отдельные листы, водосточная система не организована (пп. «д» п. 2.2.).
Кроме того, в разделе 5 акта указано, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются на основании настоящего акта с учетом вида объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта (п. 5.1 акта). План работ по сохранению объекта с составом (перечнем) видов работ и срокам (периодичностью) проведения таких работ направляется собственнику (законному владельцу) объекта в установленном порядке (п. 5.2 акта).
Учитывая установленные обстоятельства по настоящему делу, поскольку ответчиками не предоставлено доказательств тому, что охранное обязательство выполняется в настоящее время или было выполнено ранее, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости возложения на собственников (их законных представителей) объекта культурного наследия регионального значения – «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, а также на администрацию г. Ачинска, как орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества, обязанности исполнить содержащиеся в охранном обязательстве требования в солидарном порядке.
КУМИ администрации г. Ачинска в данном случае надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку указанными выше нормами действующего законодательства обязанность по принятию мер, направленных сохранение объектов культурного наследия возложена на муниципальное образование, в связи с чем в удовлетворении требований к данному ответчику суд считает необходимым отказать.
Возражения ответчиков о том, что обязанность по проведению текущего ремонта либо организации капитального ремонта возложена, соответственно, на управляющую организацию ООО УО ЖСК» и на Региональный фонд КРМДКК, которые должны выступать в качестве надлежащих ответчиков, не состоятельны.
С учетом положений п. 3 ст. 56.1 Закона 73-ФЗ обязанность по исполнению требований, содержащихся в охранном обязательстве в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, может быть возложена на управляющую организацию только по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем, указанное в п. 3 ст. 56.1 Федерального закона №73-ФЗ решение собственниками помещений в многоквартирном доме не принималось, доказательства принятия такого решения в материалы дела не представлены.
В свою очередь, как следует из пояснений представителя Регионального фонда КРМДКК организация проведения капитального ремонта осуществляется фондом в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 2.12.2013 №709-П, с учетом краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемых органами местного самоуправления на три года. В 2020 году многоквартирный <адрес> в <адрес> включен в региональную программу, ремонт кровли запланирован на 2044-2046 г.г., утепление и ремонт фасада на 2038-2040 г.г., ремонт системы электроснабжения на 2044-2046 г.г., внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения на 2038-2040 г.г., ремонт фундамента на 2044-2046 г.г. При этом фонд самостоятельно не определяет многоквартирные дома, подлежащие включению или исключению из краткосрочного плана, а также вид работ.
Возражения ответчиков относительно невозможности проведения ими указанных работ в силу их значительной стоимости не могут быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч.2).
С учетом субъектного состава ответчиков и особенностей бюджетного процесса суд полагает возможным установить срок для подготовки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение двух лет с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, а для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия – в течение четырех лет с даты вступления настоящего решения суда в законную силу. В остальной части исковых требований суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать солидарно администрацию города Ачинска Красноярского края, Пупкова М. Н., Ружникову Н. Э., Михайленко С. С., Богатову Т. А., Катамашвили Г. М., Костючик М. С., Иванова И. В., Соколову М. С., действующую за себя и в интересах малолетних В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Закурдяеву А. А., действующую за себя и в интересах малолетней Э.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лебедеву М. А., Лебедеву М. Н., Маратканову И. А. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре:
- подготовить в порядке, предусмотренном статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух лет с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
- выполнить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, в течение четырех лет с даты вступления настоящего решения суда в законную силу. В остальной части исковых требований – отказать.
В удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2021 года.
Решение не вступило в законную силу
Судья А.В. Попов