Докладчик Карачкина Ю.Г. судья Петров С.Г.
апелляционное дело № 33-3899/2021 УИД 21RS0015-01-2021-000464-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Степановой Э.А.
при секретаре Владимировой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в интересах Алексеева Геннадия Сергеевича к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 17 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор Цивильского района Чувашской Республики в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Алексеева Г.С. предъявил к администрации Цивильского района Чувашской Республики вышеуказанный иск, мотивированный тем, что Алексеев Г.С., <данные изъяты> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по этому основанию постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики № от 18.02.2013 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, регистрации по месту жительства и самого места жительства он не имеет, проживает у родственников и знакомых, то есть остро нуждается в предоставлении жилого помещения. По указанным основаниям, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просил обязать ответчика по вступлении решения суда в законную силу предоставить Алексееву Г.С. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения согласно нормам предоставления жилого помещения в Цивильском районе Чувашской Республики.
В суде первой инстанции прокурор Гришин В.А. и истец Алексеев Г.С. поддержали иск, представитель ответчика администрации Цивильского района Чувашской Республики Варфоломеева Д.Р. представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации и возражения на иск, где указала, что администрация не оспаривает право истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, однако учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотрен законодателем с целью соблюдения очередности при обеспечении указанной категории лиц жилыми помещениями, очередность обеспечения граждан жилым помещением определяется временем постановки каждого из них на учет в таком качестве, несмотря на то, что администрация Цивильского района Чувашской Республики наделена государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, главным распорядителем средств республиканского бюджета на осуществление данных полномочий является Минстрой Чувашии, потому в отсутствие необходимо финансирования районная администрация не может предоставить Алексееву Г.С. жилое помещение, в связи с чем просила в иске отказать; третьи лица Минфин Чувашии и Минстрой Чувашии явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением от 17 июня 2021 года Цивильский районный суд Чувашской Республики возложил на администрацию Цивильского района Чувашской Республики обязанность с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Алексееву Г.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее благоустроенности, установленным санитарным нормам и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.
Обжаловав решение суда по мотиву нарушения норм материального права, администрация Цивильского района Чувашской Республики в лице представителя Григорьева А.В. просит о его отмене. В апелляционной жалобе автор повторно приводит доводы отзыва на иск и дополнительно указывает, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма, возникающие у муниципального образования, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, в отсутствие доведенных лимитов бюджетных средств орган местного самоуправления заключать договоры не может, тогда как вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения на дату рассмотрения дела суд не исследовал, в отсутствие необходимого финансирования, осуществляемого Минстроем Чувашии, районная администрация предоставить Алексееву Г.С. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке не может.
В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Лукина Т.В. выступила в поддержку обжалуемого решения, остальные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, не явились и явку представителей не обеспечили.
Проверив производство по делу в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене проверяемого решения не усматривает.
Из материалов дела следует, что Алексеев Г.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родители ФИО и ФИО1 лишены в отношении него родительских прав (мать – в 2004 году, отец – в 2012 году), то есть до наступления возраста 18 лет он относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей; с 2004 года Алексеев Г.С. находился под опекой <данные изъяты> ФИО2, с 2008 года – в приемной семье ФИО3, закрепление жилья за ним было невозможно, так как собственного жилья у его родителей не было; с 8 сентября 2020 года по 8 марта 2021 года он был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, жилых помещений на праве собственности не имеет; в возрасте с 18 до 23 лет относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 (пункт 1) Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст.8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (п.1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Согласно ч.12 ст.23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абз.1 ч.2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики от 18.02.2013 № Алексеев Г.С. как относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в приобретении жилья. В настоящее время состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в администрации Цивильского района Чувашской Республики под №.
Исковые требования прокурора судом первой инстанции были удовлетворены с учетом того, что Алексеев Г.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения для постоянного пользования не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жильем не обеспечен.
Судебная коллегия с изложенным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он сделан с учетом положений ст.55, 56, 57 ГПК РФ, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Ответчик ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе право Алексеева Г.С. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не оспаривал, ссылаясь лишь на то, что реализация такого права возможна в порядке очередности, однако судебная коллегия находит доводы апеллянта несостоятельными.
Так, Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не устанавливает.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не целям формирования очередности для обеспечения жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.
Такая же позиция изложена в утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, где в пункте 8 отмечено, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Также следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что указанным списком устанавливается очередность на предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения, не могут служить основанием к отмене проверяемого решения, поскольку обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не может быть поставлено в зависимость от отсутствия надлежащего финансирования указанных целей.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит и потому остается без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Цивильского района Чувашской Республики – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи: Ю.Г. Карачкина
Э.А. Степанова
Мотивированное апелляционное определение составлено 15.09.2021.