Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Першиной Е.Ю., с участием представителя истца –помощника прокурора города Радужный Борисовой Ю.А., при помощнике судьи Гандзюке О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Радужный, действующего в интересах пенсионера Полищук Владимира Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города обратился в суд с иском в интересах пенсионера Полищук Владимира Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в котором просит взыскать компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 3 045,00 руб.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Полищука В.Н. в ходе которой было установлено, что последний выезжал на отдых в 2023 году в с. Единка Приморского края. Так, ДД.ММ.ГГГГ Полищук В.Н. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по вопросу выплаты компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Указанные документы рассмотрены и принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 63 964 руб. При этом исходя из предоставленных пенсионером проездных документов общая сумма фактически понесенных Полищуком В.Н. расходов воздушным и автотранспортом составила 67 224,00 (с учетом сборов за оформление). Полищук В.Н. осуществлял проезд по маршруту Радужный-Нижневартовск-Владивосток-пгт. Терней-с.Единска-пгт. Терней-Уссурийск-Владивосток-Нижневартовск. Стоимость по маршруту Радужный – Нижневартовск – Владивосток – пгт. Терней – с. Единка (к месту отдыха) - пгт. Терней;Уссурийск – Владивосток – Нижневартовск (обратно) составила 63 964,00 руб. (за вычетом сбора за оформление), указанная сумма выплачена Отделением и не учитывалась при расчете иска. При этом в выплате компенсации за проезд автотранспортом (автобус) по маршруту пгт. Терней – Уссурийск пенсионеру отказано в связи с отсутствием проездных документов согласно п. 9 Правил № 176, билет по направлению не соответствует требованиям, необходим кассовый чек. Вместе с тем, Полищук В.Н. представил автобусный билет, который соответствует требованиям, которые установлены Приложением № 1 Правил № 1586. Так, в билете типа № 1, представленном заявителем, указаны следующие реквизиты: наименование – «Проездной документ», серия и номер билета – «ГЛ * 040118»; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира – «Автобус»; зона действия билета – «ст. Терней – ст. Уссурийск»; дата отправления – «27.08»; время отправления – «16:30»; дата прибытия – «28.08»; время прибытия – «06:00»; место – «№23»; сумма – «3 045 руб.»; дата продажи билета – «27.08»; время продажи билета – «16:00» (п. 2 Приложения № 1). Согласно объяснениям Полищука В.Н., данным в прокуратуре г. Радужный, он приобрел указанный билет в автобусе у кондуктора на станции пгт. Терней, оплатил наличными денежными средствами, кондуктор вырезал ему билет по форме, при этом кассовый чек не выдавал. Указанное свидетельствует о том, что пенсионером указанный билет приобретен и использован в целях проезда из места отдыха. При этом п. 9, 10 Правил не предусмотрено, предоставление документов о стоимости проезда, как требует отделение, а указано лишь о необходимости подачи заявления установленного образца и проездных документов. Полищуком В.Н. понесены расходы на основании проездных документов, в пределах, установленных пунктом 10 Правил, то есть в пределах стоимости в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении. При таких обстоятельствах Полищук В.Н. имеет право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда, учитывая тот факт, что отделением не оспаривается факт проезда по указанному маршруту. Таким образом, сумма компенсации, подлежащая оплате по маршруту Радужный – Нижневартовск – Владивосток – пгт. Терней – с. Единка, с. Единка – пгт. Терней, - Уссурийск – Владивосток - Нижневартовск (без учета сборов за оформление) составляет 67 009,00 руб. (63 964,00 (выплачено) + 3 045,00 руб.). Отделением предоставлена часть компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 63 964,00 руб. Таким образом, сумма неоплаченных Полищуку В.Н. затрат на проезд к месту отдыха и обратно составила 3 045,00 руб. (маршрут пгт. Терней – г. Уссурийск). Исковое заявление о взыскании сумм с Отделения предъявляется в интересах Полищука В.Н. на основании ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с тем, что последний не имеет реальной возможности в настоящее время самостоятельно в судебном порядке отстоять свои нарушенные конституционные права, поскольку является пенсионером и у него отсутствуют специальные познания, необходимые для обращения в суд, а также отсутствуют денежные средства на адвоката и уплату государственной пошлины.
В ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствии ответчика, Пенсионный фонд просит принять решение по заявленным требованиям в соответствии с действующим законодательством (л.д. 47)
В судебном заседании истец Полищук В.Н. не явился, о дате и времени судебного заедания извещен надлежащим образом (л.д. 53, 54), просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 40).
Помощник прокурора города Радужный Борисова Ю.А. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, своего представителя для участия не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 47).
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело рассмотрено при указанной явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокуратурой города на основании обращения Полищука В.Н. проведена проверка доводов, изложенных в его обращении, в ходе которой установлено, что последний осуществлял проезд по маршруту: Радужный – Нижневартовск – Владивосток – пгт. Терней – с. Единка, с. Единка – пгт. Терней, - Уссурийск – Владивосток – Нижневартовск.
Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В целях реализации ст. 34 Закона постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Пунктом 3 Правил установлено, что компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно п. 5 Правил при следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов (направлением электронных проездных (перевозочных) документов (билетов) с использованием подсистемы единого личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов (п. 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда).
На основании п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении. Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.
Таким образом, государством гарантировано право на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха и обратно из средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации исключительно неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера.
Выплата компенсации проезда должна производиться в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.
Установлено, что Полищук В.Н. является получателем пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Полищук В.Н. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по вопросу выплаты компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Указанные документы рассмотрены и принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 63 964 руб. При этом в выплате компенсации за проезд автотранспортом (автобус) по маршруту пгт. Терней – Уссурийск пенсионеру отказано в связи с отсутствием проездных документов согласно п. 9 Правил №, билет по направлению не соответствует требованиям, необходим кассовый чек. Иные причины отказа в выплате компенсации в обозначенном решении не отражены.
Согласно искового заявления указано на то, что Полищук В.Н. представил автобусный билет, который соответствует требованиям, которые установлены Приложением № Правил №. Так, в билете типа №, представленном заявителем, указаны следующие реквизиты: наименование – «Проездной документ», серия и номер билета – «ГЛ * 040118»; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира – «Автобус»; зона действия билета – «ст. Терней – ст. Уссурийск»; дата отправления – «27.08»; время отправления – «16:30»; дата прибытия – «28.08»; время прибытия – «06:00»; место – «№23»; сумма – «3 045 руб.»; дата продажи билета – «27.08»; время продажи билета – «16:00» (п. 2 Приложения № 1). Согласно объяснениям Полищука В.Н., данным в прокуратуре г. Радужный, он приобрел указанный билет в автобусе у кондуктора на станции пгт. Терней, оплатил наличными денежными средствами, кондуктор вырезал ему билет по форме, при этом кассовый чек не выдавал. Указанное свидетельствует о том, что пенсионером указанный билет приобретен и использован в целях проезда из места отдыха. При этом п. 9, 10 Правил не предусмотрено, предоставление документов о стоимости проезда, как требует отделение, а указано лишь о необходимости подачи заявления установленного образца и проездных документов. Полищуком В.Н. понесены расходы на основании проездных документов, в пределах, установленных пунктом 10 Правил, то есть в пределах стоимости в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении. При таких обстоятельствах Полищук В.Н. имеет право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда, учитывая тот факт, что отделением не оспаривается факт проезда по указанному маршруту.
Данные обстоятельства ответчиком фактически не оспорены. Иного не предоставлено.
К выплате не принят билет на автобус по направлению пгт. Терней – г. Уссурийск, в связи с не соответствием требованиям, согласно п. 9 Правил № 176, необходим кассовый чек, на сумму 3 045,00 руб.
При этом исходя из предоставленных пенсионером проездных документов общая сумма, фактически понесенных Полищуком В.Н. расходов по маршруту Радужный – Нижневартовск – Владивосток – пгт. Терней – с. Единка, с. Единка – пгт. Терней, - Уссурийск – Владивосток - Нижневартовск составила 67 224,00 руб.
Сумма неоплаченных Полищуку В.Н. затрат на проезд к месту отдыха и обратно составила 3 045,00 руб. (маршрут пгт. Терней – г. Уссурийск).
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены и какими-либо доказательствами не опровергнуты.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которые предоставляются как лицам, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, так и лицам, проживающим в указанных районах и местностях, в частности, неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем (преамбула, статья 1).
Таким образом, целями установления указанных гарантий и компенсаций является возмещение негативного воздействия на здоровье лиц, осуществляющих трудовую деятельность и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятных природно-климатических факторов.
В этих целях в статье 4 названный закон предусмотрел финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для указанных лиц, согласно которой гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, эти гарантии и компенсации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов - расходными обязательствами муниципальных образований. Для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, гарантии и компенсации осуществляются за счет средств работодателя.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 г. N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, пунктом первым которых предусмотрено, что эти Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Как следует из пункта 10 указанных Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Закрепленный законодательством механизм предоставления гражданам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и определения ее размера подразумевает возможность выбора способа получения льготы, предусмотренной статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1, и обеспечивает учет особенностей транспортного сообщения.
Такое регулирование в равной мере распространяется на всех неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, которые находятся в одинаковом положении, что обеспечивает защиту их интересов.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 утверждены Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила перевозки).
Правилами перевозок пассажиров установлено, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам (пункт 27). Билет должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 1, на билете допускается размещение дополнительных реквизитов, в том числе реквизитов кассового чека (пункт 28).
В разовом билете для проезда в автобусе пригородного (междугородного) сообщения (тип N 1) должно быть указано, в частности, наименование, серия и номер, зона действия, дата и время отправления, сумма, дата продажи билета (п. 2 указанного Приложения N 1).
В реквизите "зона действия билета" указываются номера маршрутов регулярных перевозок, на которых принимается к оплате соответствующий билет (в случае, если билет предназначен для проезда между любыми остановочными пунктами указанных маршрутов), либо номера указанных маршрутов и наименование пункта посадки (высадки) пассажира или зон отправления и прибытия (в случае, если билет предназначен для проезда между указанными остановочными пунктами указанных маршрутов или указанными зонами) (п. 12 указанного Приложения N 1).
При этом, проездной документ по указанному маршруту содержит информацию о маршруте следования, дате и времени отправления и прибытия, дате и времени продажи билета, номере места, и не вызывает сомнение в его фактическом использовании.
При таких обстоятельствах, решение ответчика от от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 63 964 руб. в части непринятия проездного документа по маршруту следования пгт. Терней – г. Уссурийск нельзя признать законным и обоснованным, учитывая и тот факт, что Отделением не оспаривается факт проезда по указанному маршруту, а пункт 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176, подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определении Конституционного Суда РФ N 38-О от 02 февраля 2006 года.
Истолкование действующих норм как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно по указанным пенсионным органом основаниям не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.
Установлено, что сумма неоплаченных затрат Полищуку В.Н. составила 3 045,00 руб., следовательно, исковые требования прокурора города подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Радужный, действующего в интересах пенсионера Полищука Владимира Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно – удовлетворить.
Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ОГРН/ИНН №) в пользу Полищука Владимира Николаевича (<данные изъяты>) компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 3 045,00 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ Першина Е.Ю.
Копия верна
Подлинный документ находится в гражданском деле № № (УИД №) Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение в законную силу не вступило. ДД.ММ.ГГГГ
Судья Першина Е.Ю.