№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 февраля 2016 года город Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Боднарчука О.М.,
с участием прокурора Верхотуровой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Драговоз А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Норильска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КГБУЗ «<данные изъяты>» о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование заявленных требований указал, что при проведении прокуратурой проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите установлено, что в собственности ответчика имеются нежилые отдельно стоящие здания, расположенные по адресам: <адрес>. Согласно Уставу ответчика целью создания Учреждения является оказание услуг гражданам для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения. Предметом деятельности учреждения является медицинская помощь и иные виды разрешенных действующим законодательством услуг, предоставляемых гражданам. В вышеуказанных зданиях согласно Уставу Учреждения расположены его структурные подразделения, таким образом, занимаемые ответчиком здания относятся к объектам социальной инфраструктуры. При эксплуатации нежилых зданий администрация ответчика обязана создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. До настоящего времени таковые ответчиком не созданы, лестничные марши, ведущие к главным входам в здания, не оборудованы пандусами, что нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на их социальную поддержку и защиту, обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гарантированных Конституцией РФ прав. Просит обязать администрацию КГБУЗ «<данные изъяты>» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, расположенным по адресам: <адрес>, путем установки пандусов на лестничных маршах, ведущих к главным входам в здания, в срок до 01.09.2016.
В судебном заседении прокурор Верхотурова Т.М. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика КГБУЗ «<данные изъяты>» - Р.., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель 3-его лица - Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте слушания дела. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал в отзыве на исковое заявление, что КГБУЗ «<данные изъяты>» поступило в ведение Министерства здравоохранения Красноярского края с 01.01.2014, является краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения и обладает правами юридического лица, в силу чего самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем имеющимся у него на праве оперативного управления имуществом. Здания, занимаемые ответчиком для осуществления уставной деятельности, являются государственной собственностью Красноярского края и переданы учреждению в оперативное управление. Функции и полномочия собственника имущества от имени субъекта осуществляют правительство Красноярского края и агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Министерство здравоохранения Красноярского края осуществляет финансовое обеспечение деятельности подведомственных ему учреждений, в том числе ответчика, посредством предоставления им субсидий на выполнение государственного задания и на иные цели. Министерством обязательства по финансовому обеспечению учреждения выполняются в полном объеме. При этом ответственности по обязательствам Учреждения Министерство не несет.
Представитель 3-его лица - Правительства Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания и рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал, письменных возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель 3-его лица - Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому нежилые здания, расположенные по адресам: <адрес>, учитываются в реестре государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «<данные изъяты>», функции и полномочия учредителя ответчика которого осуществляет Министерство здравоохранения Красноярского края.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассматривается судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, изучив письменные пояснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 19 Конституции РФ гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, определяется Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995).
В силу ст. 2 указанного Федерального закона социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Одной из таких мер являются законодательно установленные требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 (в редакциях, действовавших до 01.01.2016 и после указанной даты) обязанность создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы власти ее субъектов, органы местного самоуправления, а также на организации независимо от организационно-правовых форм. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены Строительными нормами и правилами (СНиП) 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятыми Постановлением Госстроя РФ 16.07.2001 №73 (в ред. Приказа Минрегионразвития РФ № 605 от 27.12.2011), предусматривающими, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли; лестницы дублируются пандусами с поручнями, а при необходимости другими средствами подъема.
По смыслу ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, каковыми являются учреждения здравоохранения.
Как установлено судом, нежилое здания, расположенные по адресам: <адрес>, являются государственной собственностью Красноярского края и на праве оперативного управления закреплены за Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «<данные изъяты>», что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности Красноярского края на данные нежилые здания, выписками из реестра государственной собственности Красноярского края и другими материалами дела.
В соответствии с Уставом КГБУЗ «<данные изъяты> 1» Учреждение является юридическим лицом, находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Красноярского края. Основным видом деятельности учреждения является оказание медицинской помощи. В силу п. 1.13 Устава в своем составе учреждение имеет структурные подразделения, не обладающие правами юридического лица, в том числе расположенные по адресам: <адрес>.
Таким образом, переданные в оперативное управление ответчику нежилые здания по указанным адресам являются объектами социальной инфраструктуры.
Как следует из содержания иска, пояснений прокурора и подтверждается представленным ответчиком паспортами доступности объектов для лиц с ограничениями жизнедеятельности, составленных на основании анкет обследования закрепленных за ответчиком на праве оперативного управления нежилых зданий по адресу: <адрес>, входы в здания поликлиник не оборудованы пандусами, что не обеспечивает беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в помещение в поликлиники.
Вышеприведенные обстоятельства (отсутствие пандуса на лестничных маршах главного входа в здание поликлиник) представителем ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с п.п. 1.6, 1.9 Устава КГБУЗ «<данные изъяты>» Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и обособленное имущество, самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, обязано осуществлять текущий и капитальный ремонт переданного ему имущества.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ст.ст. 123.22, 296 ГК РФ, ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995, суд приходит к выводу, что обязанность по устранению недостатков используемых ответчиком объектов, отнесенных к объектам социальной инфраструктуры, о которых указано в исковом заявлении, лежит именно на КГБУЗ «<данные изъяты>».
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, исполнение которых возложено на ответчика, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, объемов требуемых работ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока выполнения работ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом определение конкретного срока выполнения работ (до 01.09.2016), как того просит истец, противоречит буквальному толкованию положений ст. 206 ГПК РФ.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор при подаче иска в защиту неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что предусмотренные законом основания к освобождению ответчика от уплаты государственной пошлины отсутствуют, в соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ суд полагает необходимым взыскать с КГБУЗ «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 11.02.2016.