дело № 3а-235/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2019 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Дерябиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Николая Константиновича к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Алексеев Н.К. обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2891 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> <адрес>.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 08 августа 2013 года утверждена в размере 9 234 750,21 руб. Однако согласно отчету №, составленному <данные изъяты> ФИО2), его действительная рыночная стоимость 3 605 000 руб.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости приводит к нарушению прав административного истца.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определённой представленным отчетом.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Красносельского муниципального района Костромской области, как лицо в соответствии со статьёй 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации получающее доход от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также доход от продажи таких земельных участков.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца Алексеева Н.К. – Бурковым А.Д. представлены дополнения к отчету об оценке рыночной стоимости, согласно которым рыночная стоимость объекта недвижимости определена в размере 3796 000 рублей.
Административные исковые требования уточнены на основании представленных дополнений к отчету.
В судебном заседании представитель административного истца Алексеева Н.К. – Бурков А.Д. уточнённые административные исковые требования поддержал, просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 3796 000 рублей, суду пояснил, что пересмотр кадастровой стоимости необходим административному истцу ввиду намерений выкупить земельный участок.
Административный истец Алексеев Н.К. в судебное заседание не явился.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, представители заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области, администрации Красносельского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений по заявленным требованиям не представили.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, допросив свидетеля ФИО2, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2891 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, на основании договора аренды № 5239 от 18 сентября 2013 года администрация Красносельского муниципального района Костромской области передала в пользование Сорокину Евгению Семеновичу /л.д. 7-10/, который соглашением от 16.02.2017 г. передал права и обязанности по договору аренды Алексееву Николаю Константиновичу /л.д. 11-12/. По условиям договора аренды (пункт 3.1.) размер арендной платы исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 08 августа 2013 года утверждена в размере 9 234 750,21 руб. /л.д. 16/.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка №, составленный <данные изъяты> ФИО2). Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 08 августа 2013 года определена в отчете (с учетом представленных в него дополнений) в размере 3 796 000 руб. /л.д. 17-84, дополнения к отчету/.
Выводы отчета об оценке рыночной стоимости подтверждены оценщиком ФИО2 при допросе в качестве свидетеля в судебном заседании.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Датой подачи заявления следует считать дату обращения с этим заявлением в суд – 27 июня 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 2891 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 796 000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░