ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-4526/2021
Номер дела 2-1303/2021
36RS0006-01-2021-001012-96
Строка № 067 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2021 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Мещеряковой Е.А.,
судей Квасовой О.А., Пономаревой Е.В.,
при ведении протокола с/з помощником судьи Макушевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску Савельева Виктора Владиславовича к УФСИН России по Воронежской области и УФСИН России по Мурманской области о признании незаконным отказа в сохранении районного коэффициента к пенсии при переезде из районов Крайнего Севера, о возложении обязанности включить в выслугу лет период испытательного срока, о возложении обязанности выплачивать пенсию с применением районного коэффициента
по апелляционной жалобе Савельева Виктора Владиславовича
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 11 мая 2021 г.
(судья Багрянская В.Ю.)
установила:
Савельев В.В. обратился в суд с вышеназванным иском к УФСИН России по Воронежской области, ссылаясь на нарушение ответчиком его прав как получателя пенсии по выслуге лет. В обоснование своих требований он указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ был принят на контрактную службу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, с ним заключен контракт с испытательным сроком
3 месяца, по истечении которого истцу присвоено специальное звание старший сержант. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен на пенсию по выслуге лет, на момент увольнения его выслуга составила в календарном исчислении 15 лет 18 дней, а в льготном - 22 года 18 дней. После выхода на пенсию по выслуге лет Савельев В.В. переехал на постоянное место жительство в Воронежскую область, в связи с чем обратился в УФСИН России по Воронежской области с целью назначения данного вида пенсии; при этом ответчиком не был сохранен истцу районный коэффициент в связи с отсутствием необходимого стажа службы 15 лет в районах Крайнего Севера. Выражая несогласие с таким решением ответчика, указывая на наличие оснований для включения в его стаж периода испытательного срока с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Савельев В.В. просил:
признать отказ УФСИН России по Воронежской области в сохранении районного коэффициента неправомерным;
обязать ответчика включить в его стаж службы испытательный срок с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
обязать УФСИН России по Воронежской области произвести перерасчет пенсии по выслуге лет истцу с учетом сохраненного районного коэффициента (л.д. 5-7).
В ходе рассмотрения дела районным судом в судебном заседании
26 марта 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Мурманской области (л.д. 56-58).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 11 мая 2021 г. в удовлетворении заявленных Савельевым В.В. требований отказано (л.д. 66, 67-69).
Савельев В.В. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на то, что законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, не предусматривает в качестве условия сохранения права на исчисление пенсии с применением соответствующего районного коэффициента службу не менее 15 и 20 лет на должностях рядового и начальствующего состава с присвоением специального звания, в связи с чем период прохождения им службы в органах внутренних дел в должности стажера подлежит учету в стаж, необходимый для применения районного коэффициента (л.д. 75-77).
Представитель УФСИН России по Воронежской области в возражениях на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность изложенных истцом доводов, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, жалобу Савельева В.В. - без удовлетворения (л.д. 92-93).
В судебное заседание явились: истец Савельев В.В., представитель ответчика УФСИН по Воронежской области - Лучинкин С.С.
УФСИН России по Мурманской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, судом было надлежащим образом извещено, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки представителя сведений не поступило, также как и доказательств наличия уважительных причин отсутствия его в судебном заседании.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки на момент рассмотрения дела, указанное лицо судебной коллегии не представило, в связи с чем на основании ст.и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующих, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании Савельев В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новое, которым заявленные им требования удовлетворить.
Представитель УФСИН по Воронежской области - Лучинкин С.С. в судебном заседании поддержал представленные ранее возражения на апелляционную жалобу, настаивал на оставлении решения суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и не отрицалось сторонами, что с
ДД.ММ.ГГГГ Савельев В.В. проходил службу в <данные изъяты> по контракту о службе в органах внутренних дел в должности <данные изъяты> с испытательным сроком 3 месяца и предоставлением ему всех видов довольствия, прав и льгот, созданием условий для службы в органах внутренних дел, предусмотренных действующим законодательством, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и настоящим контрактом. При этом на время испытательного срока в соответствии с вышеназванным контрактом он был принят стажером на указанную должность с распространением на него обязанностей, прав и льгот, установленных ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, для лиц, назначаемых стажерами (л.д. 10-11).
Приказом УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ
№ старший прапорщик внутренней службы Савельев В.В. уволен из органов уголовно-исполнительной системы с должности <данные изъяты> во выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Его выслуга лет составила в календарном исчислении
15 лет 18 дней, в льготном исчислении - 22 года 18 дней (л.д. 22).
Пунктом 2 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.
№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» установлено, что за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ответу УФСИН России по Воронежской области от
ДД.ММ.ГГГГ на обращение Савельева В.В. истцу не был сохранен районный коэффициент при выезде из районов Крайнего Севера в Воронежскую область на постоянное место жительства, поскольку у него отсутствует необходимый стаж службы 15 лет в районах Крайнего Севера. При этом истцу было разъяснено ответчиком, что при исчислении пенсионного стажа в период службы не подлежит включению период прохождения стажировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
Разрешая заявленные истцом требования о сохранении районного коэффициента к пенсии при переезде из районов Крайнего Севера, о возложении обязанности на ответчика включить в выслугу лет период испытательного срока, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенной нормой Закона Российской Федерации от
12 февраля 1993 г. № 4468-1, Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ Савельев В.В. проходил службу в должности стажера, что может быть отнесено к трудовой, но не к служебной деятельности, учитываемой при исчислении пенсионного стажа.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Доводы апелляционной жалобы Савельева В.В. о наличии оснований для включения в его стаж службы в районах Крайнего Севера в целях сохранения районного коэффициента периода испытательного срока с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работы в должности стажера), основаны на неверном толковании истцом норм материального права, а потому повлечь отмену постановленного решения не могут.
В период службы Савельева В.В. в органах внутренних дел действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (далее по тексту Положение).
Согласно п. 1 ст. 1 Положения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации <*> являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Статьей 6 Положения предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются специальные звания.
Специальные звания от рядового юстиции до старшины юсти����������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????���???? ?? ??�?�???????????�?�?�??Й?��?Й?j�????????????J?J????�?????????????J?J???h?�?j�????
Звания начальствующего состава органов внутренних дел являются пожизненными. При прекращении службы к имеющемуся специальному званию добавляются слова «в отставке» (абз. 3).
В соответствии с п.1 ст. 8 Положения на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в полицию - не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование.
На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего (п. 3).
На должности среднего и старшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, окончившие специальные курсы по программе, утвержденной министром внутренних дел Российской Федерации (п. 4).
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 8 Положения должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность. Прием на службу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел Российской Федерации. Приказ объявляется сотруднику органа внутренних дел под расписку.
Из ст. 12 Положения следует, что для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен.
Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта (п. 2).
На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения (п. 3).
В соответствии с п. 5 ст. 12 Положения испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.
При этом п. 2 указанной статьи предусмотрено, что на период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.
Ранее действующим законодательством также не было предусмотрено присвоение специального звания стажеру, что сторонами по настоящему гражданскому делу не оспаривалось.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ также предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел - это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Положения ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ регулируют правоотношения стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел, в том числе в целях назначения пенсии за выслугу лет и предоставления иных социальных гарантий, которые устанавливают, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации (пп. 10 п. 2), срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел (пп. 11 п. 2).
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 38 Федерального закона от
30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются, в том числе, периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются, в том числе, для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (в календарном или льготном исчислении) (пп. 1 п. 4 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.№ 342-ФЗ).
Из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» следует, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются, в том числе, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Из приведенных положений законодательства в их системной взаимосвязи следует, что имеют отличия выслуга лет (для назначения пенсии) и служба в органах внутренних дел ( служба на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел с присвоением специального звания), в связи с чем гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку до ДД.ММ.ГГГГ Савельев В.В. проходил службу в должности стажера, период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в пенсионный стаж, необходимый именно для сохранения за ним районного коэффициента.
Таким образом, поскольку условием сохранения пенсионеру права на исчисление пенсии с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства является условие о прохождении службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, а у Савельева В.В. подобного рода стаж с учетом не включения в него периода испытательного срока с ДД.ММ.ГГГГ до
ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, является законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных им требований о признании незаконным отказа ответчика в сохранении ему районного коэффициента к пенсии при переезде из районов Крайнего Севера и возложении обязанности выплачивать пенсию с применением данного коэффициента.
Доводы апелляционной жалобы Савельева В.В. об обратном в целом не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, иное толкование закона и не содержат ссылки на новые обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене судебного решения.
Разрешая данный спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 11 мая 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Савельева Виктора Владиславовича – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи коллегии