Решение по делу № 2-1948/2018 от 05.07.2018

Дело 2-1948/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2018 года город Иваново

Ленинский районный суд города Иванова в составе:

председательствующего по делу – судьи Пискуновой И.В.

при секретаре судебного заседания – Спиридоновой М.В.,

с участием:

представителя истца – по доверенности Силиной В.А.,

представителя ответчика – по доверенности Крутовой Ю.П.,

представителя третьего лица – по доверенности Криулиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова гражданское дело

по иску Мисюровой Марии Николаевны к Администрации города Иванова о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Мисюрова М.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Иванова о понуждении к действию.

Иск мотивирован тем, что истица является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Мисюрова В.Г., 03.11.1925 года рождения, не имеет жилого помещения, проживает в квартире по адресу: <адрес> А, <адрес>, которая принадлежит ее дочери – ФИО8 Истице, как вдове участника ВОВ, должны предоставляться меры социальной поддержки, в том числе на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения.

Истица обратилась в Администрацию города Иванова с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку совместное проживание с Морозовой Е.В. невозможно. Ответчику представлен пакетом необходимых документов. Однако ей было отказано на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ и п.2 ч.1 ст.15 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. №50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма по территории Ивановкой области».

Истица считает данный отказ прямым уклонением от выполнения своих обязанностей Администрацией города Иванова.

Исходя из этого, истица просит суд предоставить Мисюровой Марии Николаевне, как члену семьи участника ВОВ, жилое помещение вне очереди согласно существующему законодательству.

Впоследствии истица изменила предмет иска, ссылаясь на то, что она жилья не имеет, намеренно не ухудшала свои жилищные условия, является вдовой ветерана ВОВ, признание ее малоимущей не требуется, просит суд обязать Администрацию города Иванова выплатить Мисюровой М.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в размере 1.104.768 руб.

В судебном заседании представитель истицы – по доверенности Силина В.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика – Администрации города Иванова по доверенности Крутова Ю.П. исковые требования не признала, пояснив, что Администрация города Иванова не наделена полномочиями по выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения вдовам инвалидов Великой Отечественной войны. Администрация города Иванова осуществляет постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условия. Также сообщила, что Мисюрова М.Н. является членом семьи собственника жилого помещения, принадлежащего ее дочери – ФИО8, по адресу: <адрес> А, <адрес>, где уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого проживающего (3 человека) составляет 16,7 кв.м, что составляет более 10 кв.м учетной нормы.

Таким образом, на основании постановления Администрации города Иванова от 26.03.2018 № 357 «Об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации города Иванова от 21.03.2018 № 11» истице было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-03, а именно: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель третьего лица – Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Криулина А.М. исковые требования не поддержала, пояснив, что постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и относится к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства граждан. В списках ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, представленных администрацией городского округа Иванова в Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Мисюрова М.Н. не значится.

Ответчик не наделен полномочиями по выплате ЕДВ на приобретение жилого помещения вдовам инвалидов Великой Отечественной воины. Предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Департаментом по письменным заявлениям граждан - получателей жилья.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая ФИО1 социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 названного Закона, к мерам социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 21 ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Ивановской области от 15 апреля 2015 г. № 138-п «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилого помещения в собственность, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета» формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной воины является предоставление им жилого помещения (индивидуального жилого дома (части дома), квартиры (части квартиры), комнаты), отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного, применительно к условиям населенного пункта (в том числе сельской местности) либо предоставление им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения с последующим приобретением и оформлением жилого помещения в их собственность.

Судом установлено, что Мисюрова Мария Николаевна является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 23 мая 1999 года, что подтверждается свидетельством о браке, справкой Военного комиссара Фрунзенского и Ленинского районов города Иванова Ивановской области от 11.12.2017 года, свидетельством о смерти, венным билетом (л.д.12, 13, 15, 64).

Мисюрова М.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> А, <адрес>. Собственником данной квартиры является дочь истицы – ФИО8 (л.д.37, 38, 44).

27 февраля 2018 года Мисюрова М.Н. обратилась в Администрацию города Иванова с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свое заявление мотивировала отсутствием жилого помещения, указав в нем, что относится к категории вдов инвалида ВОВ. Вместе с заявлением ответчику был представлен пакет документов (л.д.57).

На основании постановления Администрации города Иванова от 26 марта 2018 года № 357 «Об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации города Иванова от 21 марта 2018 года № 11» истице отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона Ивановской области от 17.05.2006 №50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» - представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.55, 107, 108).

Истица считает данный отказ прямым уклонением Администрации города Иванова от выполнения своих обязанностей.

Согласно п.11 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Ивановской области от 05.12.2014 № 102-ОЗ «О формах и порядке предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета» предусмотрено право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 17-19, 21, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного спора является установление нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий. Свою нуждаемость Мисюрова М.Н. мотивирует тем, что она не имеет никакого жилого помещения, не является членом семьи своей дочери, как собственника жилого помещения, жить совместно с которой не представляется возможным.

В силу пунктов 1-3 части 1 ст.51 ЖК РФ, статьи 12 Закона Ивановской области от 17.05.2006 года №50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области», гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещений;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Из материалов дела следует, что Мисюрова М.Н. не является нанимателем или собственником жилых помещений, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.12.2017 года (л.д.50). Однако Мисюрову М.Н. следует считать членом семьи собственника жилого помещения, исходя из следующего.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещении относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользовании данным жилым помещением наравне в его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Из материалов дела следует, что Мисюрова М.Н. с дочерью Морозовой Е.В., являющейся собственником <адрес> А по <адрес>, совместно проживают в данном жилом помещении с 03.09.1975 года, что подтверждается справками МКУ в МФЦ в городе Иванове, поквартирной карточкой, актом проверки жилищных условий от 22.02.2018 года (л.д.89) и не отрицалось лицами, участвующими в деле.

Доводы представителей истицы в судебном заседании о том, что Мисюрова М.Н. не ведет с ФИО8 совместное хозяйство, не имеет общий бюджет, суд считает несостоятельными, поскольку жилищное законодательство не ставит статус гражданина, как члена семьи собственника жилого помещения, в зависимость от наличия совместного хозяйства и общего бюджета. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положения ч.1 ст.31 ЖК РФ, в частности, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещен и не требуется установления актов ведении ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной или иной поддержки.

Таким образом, для признания Мисюровой М.Н. членом семьи своей дочери, как собственника жилого помещения, не требуется установления факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной помощи или иной поддержки и т.д.

Представленный договор найма, заключенный между Мисюровой М.Н. и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, не содержит каких-либо ограничений для истицы в пользовании квартирой (л.д.52).

Утверждения истица о невозможности совместного проживания с ФИО8 являются голословными и не имеют правого значения для рассмотрения данного спора.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что право собственности у ФИО8 возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83). На момент приватизации <адрес> А по <адрес> Мисюрова М.Н. проживала совместно с ФИО8 и ее дочерью ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве члена семьи, от приватизации спорного жилого помещения отказалась. Доводы истицы о том, что она не отказывалась от участия в приватизации указанного жилого помещения, суд считает несостоятельными, поскольку до настоящего договор приватизации никем не оспорен, недействительным не признан, кроме того, без ее согласия приватизация занимаемого по договору социального найма жилого помещения была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Таким образом, изложенное указывает на то, что право пользования данным жилым помещением для Мисюровой М.Н. носит бессрочный характер, ее право пользования жилым помещением не может быть прекращено по требованию нового собственника, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

Согласно техническому паспорту квартиры, расположенной по адресу: <адрес> А, <адрес>, общая площадь данного жилого помещения составляет 50,1 кв.м (л.д.39).

В соответствии с Решением Ивановской городской Думы от 24.05.2005 № 513 (ред. от 27.01.2010) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления площади жилого помещения (нормы предоставления)» учетная норма площади жилого помещения (учетная норма) в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 10,0 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Как следует из материалов дела, исходя из числа проживающих в <адрес> А <адрес> (3 человека), общей площади указанного жилого помещения (50,1 кв.м), обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи ФИО8, в том числе Мисюровой М.Н., составляет 16,7 кв.м (50,1:3), что составляет более учетной нормы - 10 кв. м.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Мисюрова М.Н. не подлежала постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Следовательно, на момент рассмотрения комиссией по жилищным вопросам Администрации <адрес> заявления истицы обеспеченность ее жилой площадью составляла 16,7 кв.м, что превышало учетную норму 10 кв.м, установленную в <адрес>. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Мисюровой М.Н. права на получение единовременной денежно выплаты на приобретение жилого помещения на момент рассмотрения жилищной комиссией Администрации <адрес> 21.03.2018 года.

В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилого помещения в собственность, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2015 №138-п, формирование сводного реестра граждан-получателей жилья по Ивановской области осуществляется Департаментом, согласованных с территориальными органами Департамента, в той хронологической последовательности, в какой граждане-получатели жилья были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления муниципального образования Ивановской области, осуществляющем учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Администрация города Иванова не наделена полномочиями по выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения вдовам инвалидов Великой Отечественной войны. Администрация города Иванова осуществляет постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условия. Предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Департаментом социальной защиты населения Ивановской области. Следовательно, Администрация города Иванова в настоящем споре является ненадлежащим ответчиком.

Таким образом, совокупность собранных и исследованных при рассмотрении дела доказательств, приводит суд к убеждению об отсутствии правовых оснований к удовлетворению исковых требований, вследствие чего в иске должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Мисюровой Марии Николаевны к Администрации города Иванова о понуждении к действию отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    РџСЂРµРґСЃРµРґР°С‚ельствующий                РџРёСЃРєСѓРЅРѕРІР° И.Р’.

Дата изготовления мотивированного решения – 07.09.2018 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1948/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мисюрова М.Н.
Ответчики
Администрация г. Иваново
Другие
Департамент СЗН Ивановской области
Силина Виктория Алексеевна
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Дело на странице суда
leninsky.iwn.sudrf.ru
05.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2018Передача материалов судье
10.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.08.2018Предварительное судебное заседание
21.08.2018Предварительное судебное заседание
21.08.2018Предварительное судебное заседание
21.08.2018Судебное заседание
24.08.2018Судебное заседание
04.09.2018Судебное заседание
07.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2018Дело оформлено
30.11.2018Дело передано в архив
04.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее