ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2016 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Ковалева С.А., Важениной Н.С.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Уссурийского городского округа о направлении в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) сведения и документы, необходимые для проведения процедуры категорирования автомобильных дорог муниципального образования,
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Обязать Администрацию Уссурийского городского округа направить в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) сведения и документы, необходимые для проведения процедуры категорирования автомобильных дорог муниципального образования.
Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., выслушав представителя администрации УГО <адрес> – ФИО5, прокурора ФИО6, судебная коллегия,
установила:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Уссурийского городского округа о предоставлении документов, мотивируя свои требования следующим. Проверкой исполнения требований законодательства о противодействии терроризму выявлены нарушения закона. Администрацией Уссурийского городского округа в нарушение ст. 6 Закона и порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности и транспортных средств не направлены заявление и документы о проведении категорирования ОТИ и транспортных средств в компетентный орган. Также установлено, что каких-либо мер, направленных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности, не предпринято. По данному факту истцом в адрес ответчика вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ,которое было рассмотрено и удовлетворено. Однако, нарушение требований закона до настоящего времени не устранены. Неисполнение ответчиком установленных обязанностей по соблюдению требований транспортной безопасности подрывает состояние защищенности и в целом не отвечает требованиям антитеррористической укрепленности объектов транспортной инфраструктуры, что препятствует проведению эффективных мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте и определению необходимых затрат на обеспечение транспортной безопасности из местного бюджета, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит обязать Администрацию Уссурийского городского округа направить в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) сведения и документы, необходимые для проведения процедуры категорирования автомобильных дорог муниципального образования.
В судебном заседании помощник Уссурийского городского прокурора ФИО7 поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился ответчик, в поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с требованиями ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда отвечает этим требованиям.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
К субъектам транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями указанного Федерального закона относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В с т. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Уссурийского городского округа установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одной из задач обеспечения транспортной безопасности названа оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 3 ч. 2 указанной статьи).
Исходя из требований ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» количество категорий и категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Порядок установления количества категории и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 03 ноября 2009 № 194.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона порядок проведения оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что администрация Уссурийского городского округа является юридическим лицом в границах ее территории расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения.
Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Из изложенного следует, что Администрация является субъектом транспортной инфраструктуры, и на нее возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры, как автомобильные дороги, расположенного на территории данного муниципального образования и являющегося ее собственностью.
Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ № 16 категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорирование предполагает разработку и установление единых для всех объектов транспортного комплекса критериев, позволяющих разграничивать их по степени опасности.
Категорирование производится на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Выработка критериев категорирования отнесена к ведению федеральных органов власти, т.к. они должны быть едиными для всего транспортного комплекса в масштабах государства.
Анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что категорирование объектов проводят не субъекты транспортной инфраструктуры, а компетентные органы, в настоящее время таковым является Росавтодор, что никем не отрицается.
То есть, на администрации Уссурийского городского округа, как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по обеспечению проведения категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в реестр категорированных объектов.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что в нарушение положений ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» и Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности и транспортных средств администрацией Уссурийского городского округа не направлены заявление и документы о проведении категорирования ОТИ и транспортных средств в компетентный орган.
Также установлено, что ответчиком каких-либо мер направленных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности, не предпринято.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ № 16 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п. 5 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимого ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
В силу п. п. 3, 4 Требования применяются на всей территории РФ и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что законодатель возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры обязанность обратиться с заявлением в Росавтодор о проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Видом такого заявления является Форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов; после осуществления процедуры категорирования компетентным органом, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обратиться в специализированную организацию для осуществления оценки уязвимости, самостоятельно определив аккредитованную организацию для проведения такой оценки.
После проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов законодатель прямо закрепил в ст. 9 ФЗ № 16 обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Доказательств осуществления таких действий представителем ответчика не представлено.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие ответчика в виде отсутствия волеизъявления на подачу заявлений нарушает принцип, изложенный в ст. 4 ФЗ № 16, согласно которому обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Одно из обязанностей субъекта транспортной инфраструктуры является необходимость выполнения предписаний, постановлений должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст. 8 ФЗ № 16 (ст. 12 ФЗ № 16). Кроме того, в соответствии с пп. "з" пункта 5 части 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Как верно отмечено в судебном решении, неисполнение администрацией Уссурийского городского округа обязанностей по соблюдению требований транспортной безопасности подрывает состояние защищенности и в целом не отвечает требованиям антитеррористической укрепленности объектов транспортной инфраструктуры, что препятствует проведению эффективных мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте и определению необходимых затрат на обеспечение транспортной безопасности из местного бюджета, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доводы представителя администрации Уссурийского городского округа о том, что решение суда вынесено с нарушением норм права, нельзя признать правильными по вышеуказанным обстоятельствам.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: