Дело №12-287/2020
УИД № 33RS0001-01-2020-003089-09
РЕШЕНИЕ
10 ноября 2020 года г.Владимир
Судья Октябрьского районного суда г.Владимира Краснова Т.П.,
с участием Соколовой Т.В.,
представителей УФК по Владимирской области Гавриловой Е.В. и Федорова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Соколовой Т.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Владимирской области Кирсанова А.К. от 08.07.2020 №28-18-42/4-2020, которым
должностное лицо – <данные изъяты> ЮЛ1 Соколова Татьяна Вячеславовна, <данные изъяты>,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
у с т а н о в и л:
постановлением по делу Соколова Т.В., являющаяся <данные изъяты> ЮЛ1, признана виновной в несоблюдении требований п.71 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 20.08.2019 №17), п.141.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (в ред. от 28.12.2018 №9), п.308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (в ред. от 28.12.2018 №10), а именно: допустила грубое нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению и представлению бюджетной отчетности за 9 месяцев 2019 года - отчета формы 0503128, выразившееся в искажении показателя графы 6 «Принимаемые обязательства» на сумму ### рублей, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, Соколова Т.В. обжаловала его в суд. Считала, что на совершение противоправного деяния повлияла нестабильная работа ЕИС. Указала, что форма 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах» носит промежуточный характер, а показателями деятельности учреждения является годовая отчетность, которая размещается на интернет ресурсах. В годовой отчетности искажений не допущено. Полагала, что характер совершенного правонарушения, отраженный в промежуточной отчетности, не наносит ущерба федеральному бюджету и Российской Федерации. Просила отменить постановление, прекратив производство по делу и признав совершенное деяние малозначительным.
В судебном заседании Соколова Т.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представители Управления Федерального казначейства по Владимирской области просили оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, проверив истребованные материалы дела об административном правонарушении, выслушав позицию лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 № 113-Ф3).
Согласно примечанию к указанной статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Согласно пункту 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями БК РФ.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191 н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Инструкция № 191 н).
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Минфином России (пункт 2 статьи 264.1 БК РФ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н утверждена Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (далее - Инструкция № 162н).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция № 157н).
Сроки представления бюджетной отчетности определены в ч. ч. 2 - 3 Инструкции Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н "О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Согласно Учетной политике, бюджетный учет в Управлении ведется в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Инструкцией № 191 н, Инструкцией № 162н, Инструкцией № 157н.
Пунктом 71 Инструкции № 191н установлено, что при формировании раздела «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» Отчета ф. 0503128 получателем бюджетных средств в графе 6 отражаются показатели на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150217000 «Принимаемые обязательства на текущий финансовый год» в сумме кредитовых остатков по счету.
В соответствии с пунктом 141.1 Инструкции № 162н, счет 050207000 «Принимаемые обязательства» предназначен для учета получателями бюджетных средств, органом Федерального казначейства сумм бюджетных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие).
По кредиту счета отражаются суммы бюджетных обязательств, принимаемых при размещении в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещений об осуществлении закупок (направлении приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещения извещения, приглашения принять участие) в размере начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счетов 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных средств», 050303000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам».
Пунктом 308 Инструкции № 157н установлено, что принимаемые обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств определяются в размере НМЦК на основании размещаемых в ЕИС извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие).
Следовательно, в графе 6 Отчета ф. 0503128 отражаются показатели бюджетных обязательств, принимаемых при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в размере НМЦК.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом Контрольно-ревизионным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) на основании Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.12.2019 №827, который доведен до ЮЛ1 09.01.2020, проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в ЮЛ1 за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, в ходе которой актом выездной проверки от 04.02.2020 № 27-3-3/22 выявлено следующее.
Управлением 16.10.2019 сформирована в ГИИС «Электронный бюджет» бюджетная отчетность, предусмотренная Инструкцией № 191н, в том числе Отчет ф. 0503128 по состоянию на 01.10.2019.
Согласно Отчету ф. 0503128, по состоянию на 01.10.2019 в графе 6 отражены показатели принимаемых обязательств в сумме ### руб.
Однако по итогам размещения Управлением извещений об осуществлении закупок в ЕИС, при заключении государственных контрактов (договоров) в следующем отчетном периоде, принимаемые обязательства в размере НМЦК подлежали отражению в бюджетном учете в сумме ### руб.
Установлено, что завышение размера принимаемых обязательств на сумму ### руб. обусловлено неправомерным отражением в бюджетной отчетности следующих закупок:
- коммунальные услуги для нужд ФИО2 (идентификационный код закупки ###) на сумму ### руб.;
- оказание исполнителем медицинских услуг <данные изъяты> и <данные изъяты> (идентификационный код закупки ###) на сумму ### руб.;
- оказание исполнителем медицинских услуг сотрудникам и военнослужащим ФИО2, <данные изъяты>, дислоцированных в муниципальных образованиях области (идентификационный код закупки ###) на сумму ### руб.;
- оказание исполнителем медицинских услуг сотрудникам и военнослужащим ФИО2, <данные изъяты>, дислоцированных в муниципальных образованиях области (идентификационный код закупки ### на сумму ### руб.;
- оказание исполнителем медицинских услуг сотрудникам и военнослужащим ФИО2, <данные изъяты>,
- дислоцированных в муниципальных образованиях области (идентификационный код закупки ###) на сумму ### руб.;
- оказание исполнителем медицинских услуг <данные изъяты> (идентификационный код закупки ###) на сумму ### руб.
Так, в соответствии с планом-графиком закупок ФИО2 (измененный (45) от 23.09.2019, ФИО2 запланирована закупка коммунальных услуг на сумму ### руб.Бюджетное обязательство на указанную сумму принято ФИО2 на основании сведений о бюджетном обязательстве от 23.09.2019 ###.
Однако данная закупка ФИО2 фактически не осуществлялась, извещение об осуществлении закупки в ЕИС не размещалось, что подтверждено следующими документами (информацией):
- отсутствие информации об осуществлении данной закупки в ЕИС;
- в плане-графике закупок ФИО2 (измененный (46) от 17.10.2019 отражена информация об отмене закупки;
- в соответствии со сведениями о бюджетном обязательстве от 17.10.2019 ###, бюджетное обязательство на сумму ### руб. аннулировано.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) ФИО2 заключены следующие государственные контракты об оказании медицинских услуг (осуществлены закупки у единственного поставщика):
от 03.10.2019 <данные изъяты> на сумму ### руб.;
от 03.10.2019 <данные изъяты> на сумму ### руб.;
от 03.10.2019 <данные изъяты> на сумму ### руб.;
от 31.10.2019 <данные изъяты> на сумму ### руб.;
от 31.10.2019 <данные изъяты> на сумму ### руб.
Частью 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется. Извещения об осуществлении данных закупок ФИО2 в ЕИС не размещались.
ФИО2 приняты бюджетные обязательства на оказание медицинских услуг сотрудникам ФИО2 и подведомственных учреждений на основании следующих сведений о бюджетном обязательстве:
от 02.09.2019 ### на сумму ### руб.;
от 18.09.2019 ### на сумму ### руб.;
от 18.09.2019 ### на сумму ### руб.;
от 02.09.2019 ### на сумму ### руб.;
от 18.09.2019 ### на сумму ### руб.
Таким образом, в графе 6 Отчета ф. 0503128 по состоянию на 01.10.2019 ФИО2 неправомерно отражены принимаемые бюджетные обязательства на общую сумму ### руб.
Данное искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, привело к искажению информации о бюджетных обязательствах на 1030,7 процента (### руб.* 100%/ ### руб.), т.е. более чем на 10 процентов.
Согласно положению о финансово-экономическом отделе ЮЛ1, утвержденному Приказом ЮЛ1 от 24.01.2019 № 36, данный отдел является структурным подразделением аппарата ГУ, осуществляет работу ведения бухгалтерского учета, составления сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной и статистической отчетности.
Пунктами 5,6 должностной инструкции начальника финансово- экономического отдела (главного бухгалтера) ФИО2, утвержденной начальником ФИО2 27.01.2017 (далее - Должностная инструкция) предусмотрено, что <данные изъяты> ФИО2 обязан осуществлять организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, несет персональную ответственность за несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, нормативных правовых актов ЮЛ1, а также Должностной инструкции.
Приказом Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.08.2015 № 43-НС на должность начальника <данные изъяты> ФИО2 с 01.03.2015 назначена Соколова Татьяна Вячеславовна.
На основании приказа ЮЛ1 от 27.12.2019 № 445-НС Соколова Татьяна Вячеславовна с 01.01.2020 назначена на должность <данные изъяты> ФИО2.
Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения полностью подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
- объяснением ФИО1 по факту выявленного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29);
- скриншотом сведений из системы «Электронный бюджет» (л.д.29);
- скриншотом отчета о бюджетных обязательствах (форма 0503128 (л.д.30);
- справкой об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств (форма 0506602) (л.д.31-34);
- планом – графиком закупок товаров для обеспечения федеральных нужд на 2018 год (л.д.39-40, 43-45);
- сведениями о бюджетных обязательствах (л.д.41,42,47,48, 55,56,63,64,71,72,79,80);
- государственным контрактом ### на оказание медицинских услуг от 03.10.2019, согласно которому между ЮЛ1 и ЮЛ2 заключено соглашение о предоставлении медицинских услуг (л.д.49-53);
- государственным контрактом ### на оказание медицинских услуг от 03.10.2019, согласно которому между ЮЛ1 и ЮЛ3 заключено соглашение о предоставлении медицинских услуг (л.д.57-61);
- государственным контрактом ### на оказание медицинских услуг от 03.10.2019, согласно которому между ЮЛ1 и ЮЛ4 заключено соглашение о предоставлении медицинских услуг (л.д.65-69);
- государственным контрактом ### на оказание медицинских услуг от 31.10.2019, согласно которому между ЮЛ1 и ЮЛ5 заключено соглашение о предоставлении медицинских услуг (л.д.73-77);
- государственным контрактом ### на оказание медицинских услуг от 31.10.2019, согласно которому между ЮЛ1 и ЮЛ6 заключено соглашение о предоставлении медицинских услуг (л.д.81-84)
- выпиской из Приказа ЮЛ1 от 31.08.2015 №43-НС, согласно которому Соколова Т.В. с 01.03.2015 назначена на должность <данные изъяты> ЮЛ1 (л.д.91);
- копией выписки из Приказа ЮЛ1 от 27.12.2019 №445-НС, согласно которому Соколова Т.В. с 01.01.2020 назначена на должность <данные изъяты> ЮЛ1 (л.д.92);
- копией должностной инструкции <данные изъяты> ЮЛ1 Соколовой Т.В., согласно которой <данные изъяты> ФИО2 обязан осуществлять организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, несет персональную ответственность за несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, нормативных правовых актов ЮЛ1, а также Должностной инструкции (л.д.94-98);
- выпиской № 42/2 из акта из акта от 04.02.2020 № 27-3-3/22 выездной проверки(л.д.140-150);
- протоколом по делу об административном правонарушении №28-22-26/4-2020 от 02.07.2020, в отношении Соколовой Т.В. (л.д. 101-104), в котором приведено существо вменяемого последней деяния;
- и другими материалами дела.
Указанная отчетность подписана <данные изъяты> ЮЛ1 Соколовой Т.В. и размещена в ГИИС «Электронный бюджет» об исполнении бюджета за 9 месяцев 2019 г.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо УФК по Владимирской области счел исследованные доказательства достаточными, оценил их в совокупности и пришел к правильному выводу о наличии в действиях Соколовой Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ.
По положениям ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности и иных указанных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих отражению в бюджетной отчетности и иных указанных сведений, содержание которых не соответствует действительности.
Соколова Т.В., являющаяся <данные изъяты> ЮЛ1, допустила грубое нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной отчетности за 9 месяцев 2019 года - отчета формы 0503128, выразившееся в искажении показателя графы 6 «Принимаемые обязательства» на сумму ### рублей.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении Соколовой Т.В. рассмотрено объективно и всесторонне, с учетом всех материалов и в соответствии с действующим законодательством.
ФИО2 была запланирована закупка коммунальных услуг на сумму ### рубля. Бюджетное обязательство на указанную сумму принято ФИО2 на основании сведений о бюджетном обязательстве от 23.09.2019 ###. В соответствии со сведениями о бюджетном обязательстве от 17.10.2019 ###, бюджетное обязательство на сумму ### рубля аннулировано.
На основании сведений о бюджетном обязательстве от 21.09.2018 ### ФИО2 принято бюджетное обязательство на сумму ### руб. на осуществление поставки бумаги офисной.
Таким образом, сведения, датированные 17.10.2019, не могут быть размещены в отчете от 01.10.2019.
Доводы жалобы о том, на совершение противоправного деяния повлияла нестабильная работа ЕИС, суд находит неубедительным, поскольку доказательств нестабильной работы ЕИС в материалах дела не представлено.
Так, бюджетная отчетность составляется на следующие даты:
- месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным;
- квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
- годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Довод жалобы относительно того, что форма 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах» носит промежуточный характер, а показателями деятельности учреждения является годовая отчетность, которая размещается на интернет ресурсах, является несостоятельным. Поскольку Законом предусмотрено предоставление отчетности, в том числе за 9 месяцев, которая должна быть достоверной на дату отчета.
Действия, указанные в пункте 6 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ, Соколова Т.В. для освобождения от административной ответственности не совершала.
Вопреки доводам жалобы, суд не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В данном случае признаков малозначительности совершенное Соколовой Т.В. правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Постановление вынесено в срок, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, которые могли бы повлечь отмену либо изменение состоявшегося судебного постановления, не допущено.
Однако следует отметить, что на стр.2 в 5 абзаце обжалуемого постановления неправильно указан срок, за который сформирована отчетность: вместо «за 9 месяцев 2019» ошибочно указано «за 9 месяцев 2018», что не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку совокупность доказательств свидетельствует о технической ошибке (описке), допущенной должностным лицом Управления Федерального казначейства по Владимирской области, которая может быть устранена в соответствии с положениями статьи 29.12.1 КоАП РФ.
Правовых оснований применения положений ч.3.2 ст.4.1 и ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Владимирской области Кирсанова А.К. от 08.07.2020 №28-18-42/4-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – <данные изъяты> ЮЛ1 Соколовой Татьяны Вячеславовны оставить без изменения, а ее жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья Т.П.Краснова