№77-718/2022
КАССАЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток 4 апреля 2022 года
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гаврилова Е.В.,
при секретаре Урбановской Т.М.,
с участием: прокурора Подражанца В.И.,
защитника - адвоката Елисеевой Л.Ю., посредством видеоконференц-связи,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Елисеевой Л.Ю. в интересах осужденной Черновой ФИО18 на приговор Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 1 июля 2021 года, апелляционное постановление Хабаровского краевого суда от 5 октября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Приговором Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 1 июля 2021 года,
Чернова ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, несудимая,
осуждена по ч. 2 ст.109 УК РФ к 2 годам ограничения свободы, с установлением ограничений, возложением обязанности.
На основании ст.47 УК РФ лишена права заниматься врачебной деятельностью в медицинских учреждениях независимо от формы собственности сроком на 2 года.
Решены вопросы по мере пресечения, вещественным доказательствам.
Апелляционным постановлением Хабаровского краевого суда от 5 октября 2021 года приговор суда первой инстанции оставлен без изменения.
Чернова С.Л. осуждена за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей.
Преступление совершено осужденной 2 ноября 2019 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе адвокат Елисеева Л.Ю. в интересах осужденной Черновой С.Л. не согласилась с приговором и апелляционным постановлением, указав в обоснование, что суд сформулировал в приговоре описание преступного деяния иначе, чем это было указано в предъявленном обвинении, что нарушило право Черновой С.Л. на защиту. Давая свою оценку исследованным доказательствам, считает, что в судебном заседании не нашло подтверждения то, что Чернова С.А. допустила дефекты медицинской помощи в отношении ФИО20 Анализируя доказательства, обращает внимание на необоснованность выводов суда о наличии прямой причинно-следственной связи между действиями Черновой С.Л. и смертью ФИО21 Оспаривает обоснованность заключения экспертов №2-№, считает, что оно не могло быть положено в основу приговора. Обращает внимание на то, что согласно трудовому договору Чернова С.Л. являлась участковым врачом-педиатром, однако 2 ноября 2019 года не исполняла эти обязанности, а являлась дежурным врачом в стационаре, в связи с чем не могла нарушить требования профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый». Просит приговор и апелляционное постановление отменить, уголовное дело прекратить за отсутствием в деянии состава преступления.
Заслушав доклад судьи Гаврилова Е.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, апелляционного постановления, доводы кассационной жалобы, выступление адвоката Елисеевой Л.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, выступление прокурора Подражанца В.И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, суд, проверив материалы дела, находит, что существенных нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела и влекущих в соответствии с ч.1 ст. 40115 УПК РФ отмену или изменение приговора и апелляционного постановления в кассационном порядке, по делу не допущено.
Судебное разбирательство по делу проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона при соблюдении принципов состязательности и равноправия сторон. Все доводы стороны защиты, проверены, все заявленные ходатайства, разрешены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ущемления прав осужденной Черновой С.Л. в ходе уголовного судопроизводства не допущено.
Виновность Черновой С.Л. установлена судом на основании совокупности всесторонне и полно исследованных в ходе судебного заседания доказательств, которые подробно приведены в приговоре и им дана оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 17, 88 УПК РФ.
Все доказательства, положенные судом в основу приговора, получены с соблюдением требований закона и являются допустимыми.
Суд правильно положил в основу обвинительного приговора показания потерпевшей ФИО6, показания потерпевшего ФИО7, показания свидетелей: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, показания эксперта ФИО16, заключения экспертов, протоколы следственных действий.
При этом судом подробно исследованы и обоснованно отвергнуты доводы защиты о несогласии с предъявленным обвинением, необоснованности заключения комиссионной экспертизы, необоснованной ссылке на профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый», отсутствию прямой причинно-следственной связи между действиями Черновой С.Л. и смертью ФИО7, а также дана оценка всем доказательствам, представленным стороной защиты. Выводы суда по данным вопросам надлежащим образом мотивированы, оснований не согласится с ними у суда кассационной инстанции, не имеется.
Приведенные судом первой инстанции в приговоре мотивы оценки всех исследованных по делу доказательств, убедительны, а принятое решение соответствует закону. Какие-либо не устраненные судом противоречия в доказательствах, требующие их истолкования в пользу осужденной, по делу отсутствуют.
Несогласие автора кассационной жалобы с данной судом оценкой доказательствам на правильность выводов суда о виновности Черновой С.Л. и на правовую оценку ее действий не влияет.
На основании совокупности исследованных доказательств судом правильно установлены юридически значимые фактические обстоятельства, согласно которым Чернова С.Л., имея высшее медицинское образование, работая в должности врача-педиатра, имея реальную возможность и необходимые условия для исполнения своих профессиональных обязанностей в части оказания медицинской помощи четырехлетней ФИО7, проявив небрежность, допустила многочисленные дефекты оказания медицинской помощи, которые находятся в прямой причинной связи с наступлением смерти ребенка.
Вопреки доводам кассационной жалобы, установленные судом фактические обстоятельства, не изменили существа предъявленного Черновой С.Л. обвинения, требования ст.252 УПК РФ, а также право Черновой С.Л. на защиту судом не нарушены.
На основании правильно установленных юридически значимых фактических обстоятельств действия Черновой С.Л. верно квалифицированы по ч.2 ст.109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей.
Наказание Черновой С.Л. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ.
При назначении Черновой С.Л. наказания судом в полной мере учтены характер и степень общественной опасности содеянного, данные о ее личности, обстоятельства смягчающие наказание, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказание на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Все заслуживающие внимание обстоятельства, известные суду на момент вынесения приговора, были учтены при назначении наказания, которое, по своему виду и размеру является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает целям исправления осужденной и предупреждения совершения ею новых преступлений.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд, согласно ст. 3899 УПК РФ, проверил законность, обоснованность и справедливость приговора, дал надлежащую оценку всем изложенным в апелляционной жалобе доводам, аналогичным доводам, изложенным в кассационной жалобе, обоснованно их отвергнув, подробно изложив в постановлении мотивы принятого решения, в соответствии с требованиями ст. 38928 УПК РФ, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Таким образом, нарушений уголовного и уголовно - процессуального закона, влекущих отмену, либо изменение обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 40114 УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░22 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░