№
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Саая В.О., при секретаре Монделе С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания жилищно-эксплуатационный участок «Ангарский» об обязании устранить нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц обратился к ответчику с вышеуказанным иском, приведя в обоснование то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке к отопительному периоду 2023 – 2024 годов. Установлено, что общество с ограниченной ответственностью управляющая компания жилищно-эксплуатационный участок «Ангарский» (далее также - ООО УК ЖЭУ «Ангарский») осуществляет управление следующими многоквартирными домами в <адрес>
Проведенная прокуратурой города проверка показала, что вопреки требованиям закона ООО УК ЖЭУ «Ангарский» при подготовке к осенне-зимнему периоду 2023-2024, а также при прохождении отопительного периода с участием представителей теплоснабжающей организации не проведены гидравлические испытания внутридомовых тепловых сетей и тепловых пунктов обслуживаемых многоквартирных домов.
Таким образом, в силу действующего законодательства управляющая компания обязана ежегодно перед началом отопительного сезона провести гидравлические испытания тепловых сетей и тепловых пунктов многоквартирного дома, которые относятся к общедомовому имуществу.
Просит суд обязать ООО УК ЖЭУ «Центр» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения гидравлических испытаний внутридомовых тепловых сетей и тепловых пунктов многоквартирных домов в <адрес>
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 по доверенности исковое заявление поддержала.
Представитель ответчика ООО УК ЖЭУ «Ангарский» в судебное заседание не явился, извещен.
Представители третьих лиц Мэрии <адрес>, АО «Кызылская ТЭЦ» в судебное заседание не явились, извещены.
Дело рассмотрено на основании ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство РФ постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 15 статьи 161 ЖК РФ установлено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Период допустимого отключения систем горячего водоснабжения в СанПиН 1.2.3685-21 отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что по требованию заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кызылская ТЭЦ» направило реестр заключенных договоров поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества. Также указано, что управляющие компании и ТСЖ в 2022-2023 году не обращались в адрес АО «Кызылская ТЭЦ» для проведения гидравлических испытаний, акты на испытание, промывку, наладку системы отопления не подписывались.
Согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), управление многоквартирными домами по адресу: <адрес> осуществляет ООО УК ЖЭУ «Ангарский».
Представлением заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО УК ЖЭУ «Ангарский» проведенная прокуратурой города проверка показала, что вопреки вышеуказанным требованиям закона ООО УК ЖЭУ «Ангарский» при подготовке к осенне-зимнему периоду 2023-2024 с участием представителей теплоснабжающей организации не проведены гидравлические испытания внутридомовых сетей и тепловых пунктов обслуживаемых многоквартирных домов. Таким образом, ООО УК ЖЭУ «Ангарский» допущено нарушение прав граждан, проживающих в обслуживаемых управляющей организацией домах, что стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами управляющей организации своих обязанностей, а также неполного контроля со стороны руководства над подчиненными работниками. Требуется в установленный законом месячный срок принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, из причин и условий и недопущению впредь.
Исходя из ответа ООО УК ЖЭУ «Ангарский» от ДД.ММ.ГГГГ на требование заместителя прокурора <адрес>, в силу требований действующих законодательств управляющая компания после окончания отопительного сезона 2023-2024 г.г. обязуется произвести гидравлические испытания на прочность и на плотность системы отопления в многоквартирных домах обслуживаемой управляющей компанией, в момент проведения гидравлических испытаний управляющая компания сообщить о дате проведения, а также для составления технических актов официальным запросом привлечет специалиста АО «Кызылская ТЭЦ». Главный инженер ФИО6 привлечена к дисциплинарной ответственности. Выявленные нарушения будут устранены после окончания отопительного сезона.
Отношения в сфере подготовки внутридомовых систем теплоснабжения к отопительному сезону регулируются Федеральным законом от 27.07.2020 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ведомственными и техническими правилами.
Порядок проведения промывки установлен в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115.
В соответствии с пунктом 11.1 указанных Правил N 115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, одним из основных является промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления.
Согласно пункту 9.2.9 Правил N 115 промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции).
Пунктом 9.2.12 Правил N 115 регламентировано, что испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта. Результаты проверки оформляются актом проведения испытаний на прочность и плотность (пункт 9.2.13 Правил N 115).
В силу пункта 9.2.10 Правил N 115 подключение систем горячего водоснабжения, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.
Промывка систем теплопотребления МКД является обязательным элементом содержания общедомового имущества в силу требований жилищного законодательства.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по надлежащему санитарному и техническому состоянию общего имущества в многоквартирном доме, включая содержание внутридомовых систем теплоснабжения, предусмотрена ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме (подп. "д").
При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, товариществом собственников жилья, застройщиком, иными лицами (п. 16 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Пунктами 17, 18, 19 Постановления N 290 определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах.
К их числу относятся работы по очистке и промывке систем теплоснабжения.
Так, в пункте 2.3.21 договора теплоснабжения стороны согласовали обязанность потребителя выполнить до начала отопительного периода мероприятия согласно требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, по подготовке энергопринимающих устройств, систем теплопотребления и тепловых сетей Потребителя к работе в предстоящий отопительный период с проведением и надлежащей фиксацией их гидравлических испытаний на прочность и плотность (опрессовок), промывок в присутствии представителя теплоснабжающей организации; предоставить возможность проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации с составлением актов периодической проверки узлов учета перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.
В свою очередь, теплоснабжающая организация должна выдать акт осмотра системы теплопотребления по подготовке к отопительному сезону в случае, если промывка системы была произведена надлежащим образом, если происходило испытание системы, и она его выдержала.
Акт является документом, свидетельствующим о технической готовности сетей.
Таким образом, действующими нормативными актами предусмотрена обязанность потребителя (управляющей организации, товарищества собственников жилья, иные лица) осуществлять промывку и дезинфекцию (для открытых систем) системы теплоснабжения. Расходы на исполнение указанной обязанности несут сами собственники помещений дома в виде расходов на содержание общего имущества дома.
В определении Верховного Суда РФ от 18.11.2016 N 301-ЭС16-15874 по делу N А17-5347/2014 о взыскании теплоснабжающей компанией с управляющей организации стоимости тепловой энергии и теплоносителя, использованных на промывку системы центрального отопления МКД, подтверждена правомерность выводов нижестоящих судебных инстанций, основанных на положениях п. 5.2.10 Правил N 170 и п. 9.2.9 Правил N 115, ст. 154, 156 ЖК РФ о наличии обязанности управляющей компании по организации промывки системы отопления МКД с указанием, что расходы, связанные с необходимостью содержания общего имущества в МКД в надлежащем состоянии, управляющая организация несет за счет собираемой с собственников платы за содержание и ремонт.
В соответствии с изложенным, промывка внутридомовой системы отопления является обязательным требованием в числе обеспечивающих надлежащее содержание общедомового имущества МКД, выполнение которой законодательно возлагается на лиц, осуществляющих управление МКД.
Суд оценил по правилам ст.67 ГПК РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности каждое вышеприведенное доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, и признает их достаточными для рассмотрения дела по существу.
Таким образом, на основании совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что ООО УК ЖЭУ «Ангарский» управляет многоквартирными домами в <адрес>, однако обязанности, возложенной на него федеральным законодательством, предусматривающей проведение гидравлических испытаний внутридомовых тепловых сетей и тепловых пунктов обслуживаемых многоквартирных домов при подготовке к осенне-зимнему периоду 2023-2024 с участием представителей теплоснабжающей организации не исполнило.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено, следовательно, исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, согласно доводам иска, считая данный срок разумным.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ «<адрес> Республики Тыва» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, поскольку заместитель прокурора <адрес> при подаче настоящего иска освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания жилищно-эксплуатационный участок «Ангарский» об обязании устранить нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства удовлетворить.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью управляющая компания жилищно-эксплуатационный участок «Ангарский» (ИНН 1701055761, ОГРН 1151719000730) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести гидравлические испытания внутридомовых тепловых сетей и тепловых пунктов многоквартирных домов в <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья В.О. Саая
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2024 года.