Решение по делу № 33-13311/2024 от 30.08.2024

Судья Мишагина А.П.                    Дело №33-13311/2024 (2-111/2024)

УИД 52RS0046-01-2024-000064-80

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Нижний Новгород                                      01 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Никитиной И.О.,

судей Рыжовой О.А., Будько Е.В.

с участием прокурора Поздышева М.Ю.

при секретаре судебного заседания Субханкуловой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области на решение Сеченовского районного суда Нижегородской области от 02 мая 2024 года по иску прокурора Сеченовского района, действующего в интересах И.А.Ю., к администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области о возложении обязанности предоставить на основании договора найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Рыжовой О.А.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сеченовского района Нижегородской области, действующий в интересах И.А.Ю., обратился в суд с указанным иском, просил обязать администрацию Сеченовского муниципального округа предоставить И.А.Ю., [дата] года рождения, на основании договора найма из специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению И.А.Ю. о защите его жилищных прав, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, дети-сироты, включенные в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, должны получить соответствующее жилье по достижении возраста 18 лет. И.А.Ю., 2005 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени ему не предоставлено жилое помещение в соответствии с нормой предоставления как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Обязанность по обеспечению права на жилое помещение И.А.Ю. возложена на администрацию Сеченовского муниципального округа, которая в настоящее время не исполнена.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Сеченовской районной прокуратуры Нижегородской области Тимош К.О. исковые требования по доводам заявления поддержала.

В судебное заседание истец И.А.Ю. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от него поступила телефонограмма о рассмотрении дела в его отсутствии.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах не явки в суд не представили.

Третье лицо Правительство Нижегородской области в лице Министерства социальной политики Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о дате, времени, месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, ходатайств об отложении дела слушанием не поступило.

Решением Сеченовского районного суда Нижегородской области от 02 мая 2024 года постановлено иск прокурора Сеченовского района к администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области удовлетворить, обязать администрацию Сеченовского муниципального округа Нижегородской области предоставить И.А.Ю., [дата] года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м.».

В апелляционной жалобе администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при неправильном толковании и применении норм материального права. В обоснование указано, что суд не принял во внимание, что исполнение требований законодательства по данному делу возможно только за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, таким образом, финансирование мероприятий на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями не относится к компетенции администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области.

Прокуратурой Сеченовского района поданы возражения на апелляционную жалобу.

Прокурор Поздышев М.Ю.с жалобой не согласен.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции иные участвующие в деле лица не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в соответствии с положениями главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из почтовых уведомлений, возвратившихся в областной суд, следует, что они извещены о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда - www.oblsudnn.ru.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

    Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-1 Закона Нижегородской области «О жилищной политике в Нижегородской области».

    Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, применительно к рассматриваемому делу, жилое помещение подлежало предоставлению И.А.Ю. по достижению им 18 лет.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, И.А.Ю., [дата] года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать И.О.С. лишена родительских прав на основании решения Сеченовского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2009 года. В свидетельстве о рождении И.А.Ю., в графе отец прочерк.

    И.А.Ю. постановлением администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №1108 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Сеченовского муниципального района Нижегородской области.

Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных законодательством оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Вышеприведенные положения не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

[дата] И.А.Ю. достиг возраста 18 лет. Однако в нарушение действующего законодательства жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.

Согласно статье 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 №116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе, полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород (пункт 6 части 1).

Частью 2 той же статьи установлено, что государственные полномочия, определенные частью 1 настоящей статьи, передаются органам местного самоуправления на неопределенный срок.

В силу положений статьи 4 того же закона, органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на: финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета; получение разъяснений от уполномоченного органа по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской области (часть 1). Органы местного самоуправления при исполнении переданных государственных полномочий обязаны: осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области (часть 2).

Статьей 5 того же закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при исполнении переданных государственных полномочий обязаны: осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области (часть 2).

В соответствии со статьей 6 закона, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций (часть 1). Распределение субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской области на осуществление переданных государственных полномочий, утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год (часть 3).

Согласно пункту 3.3. Постановления Правительства Нижегородской области от 29 мая 2021 г. №404 «Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Общая площадь специализированного жилого помещения не может быть меньше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).

На основании изложенного, исходя из того, что на администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области, наделенной государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, лежит обязанность обеспечить И.А.Ю. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, за счет финансовых средств и материальных ресурсов, переданных органами государственной власти Нижегородской области, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год, при этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку иное означало бы нарушение гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке, следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий, суд первой инстанции посчитал заявленные исковые требования обоснованными и удовлетворил иск.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, требующих дополнительной проверки, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.

Согласно статье 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 №116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе, полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород (пункт 6 части 1).

Частью 2 той же статьи установлено, что государственные полномочия, определенные частью 1 настоящей статьи, передаются органам местного самоуправления на неопределенный срок.

Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда являются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания к отмене решения суда, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сеченовского районного суда Нижегородской области от 02 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Копия верна: судья                                                          Рыжова О.А.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01 октября 2024 года.

33-13311/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Сеченовского района
Ответчики
Администрация Сеченовского муниципального округа Нижегородской области
Другие
Правительство Нижегородской области в лице Министерства социальной политики Нижегородской области.
Инжеватов Александр Юрьевич
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Рыжова Оксана Александровна
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
02.09.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
11.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024Передано в экспедицию
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее