Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2015 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,
при секретаре Протасовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Паргачевской Т.Н. к Баргузинскому районному комитету имущественных отношений о признании незаконным отказа в формировании на торги земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратилась Паргачевская Т.Н. с иском к Баргузинскому районному комитету имущественных отношений о признании незаконным отказа в формировании на торги земельного участка.
Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Бурятия» № была опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для заготовки древесины с предварительным согласованием места размещения объекта площадью 7000 кв.м., по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею было направлено заказным письмом заявление в МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений», о формировании указанного земельного участка для дальнейшего его предоставления с торгов. Однако ДД.ММ.ГГГГ Баргузинский районный Комитет имущественных отношений направило в ее адрес письмо, в котором указано, что предоставление на торгах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для заготовки древесины, площадью 7000 кв.м не предоставляется возможным, в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГг было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, поэтому указанный участок не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды. Считает, действия Баргузинского районного Комитета имущественных отношений являются незаконными, и нарушают мое право на возможное приобретение указанного земельного участка путем участия в торгах. Ссылается на нормы ст. ст. 11, 29,30,31 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В связи с этим, она считает, что поскольку на испрашиваемый заявителем земельный участок стали претендовать иные лица, то данный земельный участок может быть предоставлен только с торгов.
На судебное заседание истец не явилась, надлежаще извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя, иск поддерживает.
В судебном заседании представитель истца Белоусова О.А. иск поддержала по изложенным доводам в исковом заявлении, просит его удовлетворить.
На судебное заседание представитель ответчика АМО «Баргузинский район» Жаркой П.В. не явился, надлежаще извещен.Имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
На судебное заседание 3 лицо Нуриев И.Н. не явился, надлежаще извещен.просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2).
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ч.1 ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Часть 2 вышеназванной статьи предусматривает, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом установлено, что КУИ АМО Баргузинский район является полномочным органом по распоряжению спорным земельным участком.
Так, ДД.ММ.ГГГГ к Главе АМО «Баргузинский район» обратился ИП Нуриев И.Н. о выполнении акта о выборе земельного участка и предварительного согласования место размещения объекта промышленная база по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. в Комитет по управлению имуществом и землепользованию АМО «Баргузинский район» обратился ИП Нуриев И.Н. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по <адрес>
ДД.ММ.ГГГГг. МКУ Баргузинский районный комитет имущественных отношений в печатном издании «Бурятия» № размещено объявление о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для заготовки древесины с предварительным согласованием места размещение объекта, общей площадью 7000 кв.м.,расположенного по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> обратилась Паргачевская Т.Н. с заявлением о формировании вышеуказанного земельного участка на торги.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ АМО «Баргузинский район» предварительно согласовано ИП Нуриеву И.Н. место размещение земельного участка общей площадью 7000 кв.м.,расположенного по адресу <адрес>. Утвержден акт выбора и обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. АМО «Баргузинский район» № утверждена схема расположения спорного земельного участка, предназначенного для заготовки древесины.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ АМО «Баргузинский район» № предоставлен ИП Нуриеву И.Н. в аренду земельный участок общей площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Баргузинский районный Комитет имущественных отношений направило в адрес истца письмо, в котором указано, что предоставление на торгах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для заготовки древесины, площадью 7000 кв.м не предоставляется возможным, в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГг было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, поэтому указанный участок не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды.
Согласно п.4 ч.1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
Пункт 11 данной статьи указывает насочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Пунктом 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Положениями Земельного кодекса РФ, действовавшего на момент обращения Паргачевской Т.Н. к КУИ <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ.) было предусмотрено, что земельные участки для строительства предоставляются в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 32 данного кодекса с предварительным согласованием места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, за исключением установленных ЗК РФ случаев, осуществляется на аукционах.
В соответствии с ч. 3 ст.31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст.31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Таким образом, право на заключение договора аренды спорного земельного участка подлежит выставлению на торги по правила ч.4 ст.30 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для заготовки древесины по <адрес> опубликована ДД.ММ.ГГГГ. после обращения ИП Нуриева И.Н. (ДД.ММ.ГГГГ.) с заявлением о предоставлении земельного участка для заготовки древесины.
Также судом установлено и не оспаривалось представителем Комитета имущественных отношений, что ДД.ММ.ГГГГ. Паргачевская Т.Н. обратилась в Комитет с заявлением о формировании указанного земельного участка на торги.
На основании вышеприведенных норм закона, Комитет не праве был отказывать заявителю в возможности предоставления земельного участка на основании того, что земельный участок ранее согласован другому лицу –ИП Нуриеву И.Н., поскольку не препятствовало Комитету инициировать процедуру торгов в целях реализации прав обоих претендентов на испрашиваемый земельный участок. Такой способ предоставления земельного участка отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п.11 ст.1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставление земельного участка конкретному лицу.
При таких обстоятельствах, в отсутствие оснований, предусмотренных в п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ в ред. от 23.07.2013г., при наличии второй заявки в отношении одного и того же земельного участка, его предоставление кому-либо без проведения аукциона (торгов) по предоставлению земельного участка является незаконным. В связи с чем требования заявителя подлежит удовлетворению, поскольку не соответствует требованиям норм Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Паргачевской Т.Н. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Баргузинского районного комитета имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ в формировании на торги земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
Обязать Баргузинский районный комитет имущественных отношений устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Паргачевской Т.Н..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Э.В. Ивахинова