Решение по делу № 3а-32/2019 от 23.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 июля 2019 г. по делу № 3а-32/2019

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи      -    Дудкиной Т.Н.

при секретаре                                      -     Марушевской Т.В.

при участии:

представителя административного истца - ФИО1, ФИО2,

представителей административного ответчика – ФИО3, ФИО4.,

прокурора                                - ФИО5

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в городе Севастополе к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 21.07.2019 г. «Об отказе в регистрации городского списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической    партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в городе Севастополе», -

установил:

           Избирательное объединение Региональное отделение «Всероссийской политической партии «Партия дела» в городе Севастополе» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным и отменить постановление Севастопольской городской избирательной комиссии от 21.07.2019 «Об отказе в регистрации городского списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва, выдвинутого Региональным отделением «Всероссийской политической партии «Партия дела» в городе Севастополе». Обязать Севастопольскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать городской список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва, выдвинутого Региональным отделением «Всероссийской политической партии «Партия дела» в городе Севастополе».

В обоснование требований указывает на ошибочный вывод административного ответчика о несоответствии подписных листов, поданных административным истцом, требованиям Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, предписывающим соблюдение обязательной формы подписного листа ввиду неверного толкования и применения норм материального права.

            Полагает, что поскольку городской список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва, выдвинутого административным истцом, соответствует требованиям статьи 32 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №4-ЗС и Постановлению Севастопольской городской избирательной комиссии от 30.05.2019 №3/21-1, не разбит на части (общерегиональную часть и региональные группы либо только на региональные группы), в нем отсутствует общерегиональная часть, а потому в подписных листах не должна быть воспроизведена строка, содержащая сведения о первых трех кандидатах из списка в целях соблюдения формы подписного листа.

В судебном заседании представители административного истца требования иска поддержали, настаивали на его удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика просили в иске отказать, указывая на правомерность оспариваемого постановления.

Прокурор, давая заключение по делу, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по причине их необоснованности.

Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований исходя из следующего.

Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя от 04.06.2019 №1500 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва на 08 сентября 2019 года.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 15 июня 2019 года №7/63-2 заверен городской список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва, выдвинутого Региональным отделением «Всероссийской политической партии «Партия дела» в городе Севастополе» в количестве 18 человек.

12 июля 2019 года уполномоченными представителями       Избирательное объединение «Региональное отделение «Всероссийской политической партии «Партия дела» в городе Севастополе» в Севастопольскую городскую избирательную комиссию были представлены документы для регистрации городского списка кандидатов, в том числе подписные листы с подписями 1722 избирателей на 1722 подписных листах.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 21.07.2019 в регистрации городского списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва, выдвинутого Региональным отделением «Всероссийской политической партии «Партия дела» в городе Севастополе» отказано.

Основанием для отказа послужило недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации городского списка кандидатов в связи с недействительностью 1722 подписей ввиду нарушения обязательной формы подписного листа, выразившегося в не воспроизведении строки с указанием фамилий, имен и отчеств не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов в депутаты, выдвинутых Избирательным объединением Региональное отделение «Всероссийской политической партии «Партия дела» в городе Севастополе» при отсутствии правовых оснований для ее не воспроизведения.

Частью 2 статьи 239 КАС предусмотрено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

           В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно статье 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1); выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 3).

Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлены основания для отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых относится: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б.1").

Аналогичные основания для отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены пунктом, 5 части 4 статьи 41 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя".

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

Пунктом 8 статьи 37 названного Федерального закона установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Закону.

Как следует из приложения 4.1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, в подписном листе наряду с наименованием избирательного объединения, которым выдвинуты кандидаты, после слов "во главе которого находятся" указываются фамилии, имена и отчества не менее чем трех первых кандидатов из списка кандидатов.

При этом согласно сноске 2 к приложению 4.1 в случае, если отсутствует общерегиональная часть списка кандидатов, в подписном листе слова "во главе которого находятся", соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся.

          В соответствии с положениями пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы.

Следовательно, требования к оформлению списка кандидатов устанавливаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

              Согласно части 1 статьи 32 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" (далее - Закон города Севастополя №4-ЗС) Избирательное объединение вправе выдвинуть один городской список кандидатов, а потому разбивка списка на общерегиональную часть и региональные группы данным Законом не предусмотрена, в связи с чем, в списке отсутствует общерегиональная часть ввиду неделимости списка.

Таким образом, исходя из системного анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что сноска 2 к приложению 4.1 применяется лишь в случае, когда законом субъекта Российской Федерации предусмотрена разбивка списка, при отсутствии такой разбивки, применяется общее правило об указании в подписном листе наряду с наименованием избирательного объединения, которым выдвинуты кандидаты, после слов "во главе которого находятся" фамилий, имен и отчеств не менее чем трех первых кандидатов из списка кандидатов.

Судом исследовались подписные листы, представленные административным ответчиком на обозрение, и как усматривается из них, строка с указанием фамилий, имен и отчеств не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов в депутаты, выдвинутых Избирательным объединением Региональное отделение «Всероссийской политической партии «Партия дела» в городе Севастополе» во всех подписных листах не воспроизведена.

Данное обстоятельство не опровергнуто представителями административного истца, подтвердившего в судебном заседании, что все 1722 подписных листа не содержат фамилий, имен и отчеств не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов в депутаты, выдвинутых административным истцом.

Таким образом, административным истцом допущено нарушение требований пункта 14 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку подписные листы в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвинутых административным истцом изготовлены и оформлены в нарушение требований к форме подписного листа, предусмотренной приложением 4.1 к данному Федеральному закону ввиду отсутствия в подписных листах сведений о не менее чем первых трех кандидатах из списка кандидатов.

            Согласно подпункту «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением, в частности 4.1 к настоящему Федеральному закону.

Аналогичные положения содержатся в пункте 9 части 14 статьи 40 Закона города Севастополя №4-ЗС.

             Частью 5 статьи 41 Закона города Севастополя №4-ЗС предусмотрены основания отказа в регистрации городского списка кандидатов, среди которых, недостаточное количество достоверных подписей участников избирателей, представленных для регистрации городского списка кандидатов (пункт 13).

Учитывая, что все подписные листы в поддержку выдвижения городского списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя Избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в городе Севастополе по форме не соответствует требованиям, установленным приложением 4.1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, в связи с чем признаны недействительными, следовательно Избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в городе Севастополе представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей для регистрации городского списка кандидатов.

Суд не принимает во внимание доводы представителя административного истца о том, что список кандидатов не содержит общерегиональной части, а потому, в силу сноски 2 к приложению 4.1 Федерального закона № 67-ФЗ фамилии, имена и отчества не менее чем трех первых кандидатов из списка кандидатов не должны быть указаны, ввиду неверного толкования правовой нормы, применяемой лишь при условии наличия основополагающей нормы, предусмотренной законом субъекта, при этом само по себе отсутствие в списке кандидатов общерегиональной части самостоятельного значения не имеет.

Доводы об отсутствии в Законе города Севастополя №4-ЗС указаний о том, что городской список состоит лишь из общерегиональной части, а равно доводы об отсутствии в Федеральном законе №67-ФЗ понятия «общерегиональный список» несостоятельны, поскольку наименование части списка кандидатов подлежит указанию в законе субъекта Российской Федерации, если законом субъекта список кандидатов разбит на части в связи с наличием региональных групп.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, административному истцу в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 177-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать Избирательному объединению Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в городе Севастополе в удовлетворении административного иска к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 21.07.2019 г. «Об отказе в регистрации городского списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической    партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в городе Севастополе».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 26 июля 2019 года.

Судья Севастопольского

городского суда                                                            Дудкина Т.Н.

3а-32/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИО "Регональное отделение Всероссийской политической партии "Партия Дела" в г. Севастополе
Ответчики
Севастопольская городская избирательная комиссия
Другие
Мамашева Лилия Олеговна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Дудкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.03.2020Судебное заседание
11.11.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
23.08.2020Регистрация административного искового заявления
23.08.2020Передача материалов судье
23.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Дело оформлено
23.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.08.2020Судебное заседание
26.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее