Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в с. Выльгорт 19 апреля 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осиповой С. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Осипова С.А. обратилась в суд с иском к администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта <данные изъяты>, площадью не менее 51,5 кв.м., и находящееся в черте <данные изъяты>, на состав семьи, включая Братенкову Ю.Н. и Братенкова Б.Д. В обоснование заявленных требований указано, что истец является нанимателем жилого помещения, наймодателем которого является ответчик, расположенного по адресу: <адрес>, – в котором также проживают дочь истца Братенкова Ю.Н. и внук - Братенков Б.Д. В 2017 году многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным, между тем меры по переселению истца и членов его семьи из ветхого жилого помещения не предпринимаются. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 02.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация СП «Пажга».
Истец Осипова С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми Сёмина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что правовых основания для предоставления истца жилого помещения вне очереди не имеется.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация СП «Пажга», надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, материалы надзорного производства №344ж-2017, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, 15.04.2008 между Осиповой С.А. и МУ «Центр расчетов и субсидий, действующего от имени МО «Сыктывдинский» район, заключен договор социального найма жилого помещения №, по условиям которого Осиповой С.А. предоставлено во владение и пользование жилое помещение, площадью 51,5 кв.м., находящееся по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется Осипова Ю.Н., приходящаяся нанимателю дочерью.
Впоследствии, на основании заключения межведомственной комиссии администрации СП «Пажга» от 07.05.2015 жилые помещения № в доме <адрес> признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодными для проживания.
Заключением межведомственной комиссии администрации МО МР «Сыктывдинский» №122 от 14.04.2011 помещения в жилом доме <адрес> признан подлежащими капитальному ремонту.
На основании заключения межведомственной комиссии администрации СП «Пажга» №49 от 13.02.2017 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации СП «Пажга» №26/02 от 26.02.2018 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Администрации поручено принять меры к расселению граждан в срок до 2022 года.
На день рассмотрения спора в жилом помещении по адресу: <адрес>, – зарегистрированы по месту жительства Осипова С.А., Братенкова Ю.Н. и Братенков Б.Д.
Судом установлено, что на основании договора № найма жилого помещения маневренного фонда от 29.09.2017 Осиповой С.А. и членам ее семьи, включая Братенкову Ю.Н. и Братенкова Б.Д., за плату предоставлено помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>, - для временного проживания сроком на 3 года.
Осипова С.А. ссылаясь на то, что до настоящего времени благоустроенное жилое помещение взамен признанного непригодным истцу и членам ее семьи не предоставлено, а помещение маневренного фонда не отвечает установленным требованиям, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая требования о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма взамен непригодного по существу и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют в установленном порядке гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В свою очередь законодателем в ч. 2, 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди предоставляются жилые помещения по договору социального найма гражданам, чье жилое помещение стало непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
По смыслу ст. 57 Жилищного кодекса РФ для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Вместе с тем, жилищное законодательство не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, жилое помещение которых стало непригодным для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
При этом, признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 33, 34, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции в связи с опасностью пребывания там людей законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 12.04.2011 № 551-0-0, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации. По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Таким образом, суду для правильного разрешения данного спора следует установить, представляет ли жилое помещение истца опасность для дальнейшего проживания в нем, создает ли он угрозу для его жизни и здоровья, что требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение, то есть установить объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено и истцом не оспаривалось, что с заявлением о принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не обращался, на соответствующем учете не состоит и в установленном законом порядке семья истца малоимущей не признавалась.
Судом установлено, что истец с 29.09.2017 проживает в жилом помещении маневренного фонда по адресу: <адрес>.
Члены семьи истца Братенкова Ю.Н. и Братенков Б.Д. проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, – находящимся в долевой собственности Братенковой Ю.Н. и Братенкова Б.Д.
Таким образом, истец и члены ее семьи в спорном жилом помещении не проживают, а равно оснований для выводов о наличии угрозы жизни и здоровью истца и его семьи проживанием в спорном жилом помещении у суд не имеется.
По убеждению суда, истец и члены ее семьи имеют возможность проживать в другом пригодном для проживания жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.
В свою очередь, доводы истца о том, что предоставленное помещение маневренного фонда не отвечает установленным требованиям, объективными данными не подтверждены.
Доказательств, что проживание истца в помещении маневренного фонда представляет в настоящее время реальную угрозу жизни и здоровью истца, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, истец не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ взамен жилого помещения признанного непригодным для проживания, а равно исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Осиповой С. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен признанного непригодным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2021 года.
Судья Ю.В. Рачковская