УИД 14RS0035-01-2024-015616-62
Дело №2-9309/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 30 октября 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Захаровой Е.В., единолично, с участием помощника прокурора Даниловой Ю.И., при секретаре Ивановой У.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Одинцовским районным судом Московской области гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора города Якутска в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО14, законного представителя Ивановой Татьяны Вячеславовны к окружной администрации городского округа «Жатай», Управлению ветеринарии Республики Саха (Якутия) о возмещении морального вреда, причиненного укусом собаки,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора города Якутска Данилов Т.Р. обратился в суд в защиту несовершеннолетнего ребенка ФИО15, ____ года рождения, его законного представителя Ивановой Т.В. с иском к окружной администрации городского округа «Жатай» (далее окружной администрации ГО «Жатай») о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей в связи с нападением на ребенка собаки без владельца.
В судебном заседании помощник прокурора Данилова Ю.И. иск поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении, пояснила, что фактически окружная администрация ГО «Жатай» не осуществила контроль за безнадзорными собаками, который также находится в ведении администрации. Безнадзорной собакой были нанесены несовершеннолетнему ребенку телесные повреждения. Так, 29 июля 2023 года в отделении травматологии государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №2 - Центр экстренной медицинской помощи» (далее ГБУ РС(Я) «РБ № 2 –ЦЭМП») несовершеннолетнему ФИО16, ____ года рождения, была оказана медицинская помощь по факту нападения неизвестной собаки по улице ____. Согласно медицинской справке у ФИО17. имелись телесные повреждения: ___. Как следует из опроса матери Ивановой Т.В., в результате нападения безнадзорной собаки ее пятилетний сын испытал моральные и физические страдания, чувство страха перед животными, стал беспокойным, очень тревожен, помощник прокурора Даниловой Ю.И. просила иск удовлетворить.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2024 года был изменить процессуальный статус Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) по данному гражданскому делу с третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на соответчика по ходатайству представителя окружной администрации ГО «Жатай» Еникеева Р.А.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 02 октября 2023 года №8 Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) был переименован в Управление ветеринарии Республики Саха (Якутия).
В судебное заседание законный представитель несовершеннолетнего ФИО18., Иванова Т.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Одинцовским районным судом Московской области принял участие представитель окружной администрации ГО «Жатай» Еникеев Р.А., который с иском не согласился, суду пояснил, что надлежащим ответчиком является Управление ветеринарии Республики Саха (Якутия). Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2023 года по делу №2а-4198/2023 установлено, что на территории ГО «Жатай» отсутствуют созданные приюты для содержания животных без владельцев, отвечающие требованиям закона. Отсутствие приютов для животных не позволяет отлавливать и содержать животных без владельцев в количестве, отвечающем складывающейся на территории муниципального района ситуации, что влечет за собой нападение собак без владельцев на граждан, в связи с этим на Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу была возложена обязанность обеспечить создание приюта для животных на территории городского округа «Жатай». В создавшихся по вине Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) условиях окружная администрация ГО «Жатай» не имеет возможности принять полные, достаточные и исчерпывающие меры по предотвращению нападения бездомных собак на людей в связи с отсутствием в поселке приюта для бездомных животных. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель Управления ветеринарии Республики Саха (Якутия) в суд не явился, в материалах дела имеются возражения представителя Чугуновой Г.И., согласно которым Управление ветеринарии Республики Саха (Якутия) просит в иске к управлению отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, были извещены.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, прокуратуры, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что по факту укуса собакой несовершеннолетнего ФИО19, ____ года рождения, 29 июля 2023 года в отделении полиции «Жатайское» МУ МВД России «Якутское» был зарегистрирован материал проверки КУСП №1162 от 29 июля 2023 года.
В ходе проверки данного материала оперативным дежурным ОП «Жатайское» МУ МВД России «Якутское» Тукубаевой И.С. был составлен рапорт об укусе несовершеннолетнего ФИО20. (___ лет) собакой по адресу поселок ____ С заявлением обратилась его отец ФИО21 указав, что 29 июля 2023 года около 16:00 по улице ____ его сына ФИО22. укусила собака, когда сын шел с бабушкой по улице, укус большой для пятилетнего ребенка. Эта собака часто пугает прохожих в данном районе, хозяина не имеет, с ребенком они обращались в ГБУ РС(Я) «РБ № 2 –ЦЭМП», было выдано направление к хирургу по месту жительства.
Согласно ответу на запрос суда ГБУ РС(Я) «РБ № 2 –ЦЭМП» от 12 сентября 2024 года, несовершеннолетний ФИО23, ____ года рождения, обращался за медицинской помощью в ГБУ РС(Я) «РБ № 2 –ЦЭМП» 29 июля 2023 года в 17:43, ему был поставлен диагноз « ___. Со слов родителей 29 июля 2023 года около 16:00 во дворе ____ ребенка укусила бродячая собака, укус не спровоцированный, ребенок был осмотрен дежурным врачом травматологом ФИО24., произведена перевязка, КОКАВ не показан, одежда целая.
Ребенок проходил амбулаторное лечение с 29 июля 2023 года по 31 июля 2023 года. Возможные осложнения при данном диагнозе отсутствуют.
Факт причинения несовершеннолетнему ФИО25, ____ года рождения, телесных повреждений вследствие нападения на него собаки в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Следовательно, причинение ребенку физических и нравственных страданий нашло свое подтверждение.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу, установленному пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих факт наличия у собаки хозяина, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что собака, напавшая на ФИО26, ____ года рождения, и укусившая его, является безнадзорной собакой.
Согласно пункту 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Исходя из смысла части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе участвовать от лица несовершеннолетнего истца для защиты его прав и законных интересов в социальной сфере. С соответствующим заявлением в прокуратуру о защите прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО34 ФИО27, ____ года рождения, обратилась его мать Иванова Т.В.
Суд, определяя наличие условий для возложения ответственности по компенсации морального вреда на окружную администрацию ГО «Жатай», исходит из следующего.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в пункте 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными урегулированы Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу статьи 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года М498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 Главы IX. «Мероприятия по предупреждению случаев бешенства среди людей» органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.
В целях профилактики заражения домашних животных, безнадзорных животных в населенных пунктах, случаев заболеваний среди людей также проводятся мероприятия по иммунизации против бешенства.
На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно пункту 9.5 вышеуказанных Правил регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Согласно части 4.1 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий,
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится охрана жизни и здоровья людей.
Законом Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года №1288-З №131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее Закон №1288) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (далее органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территориях муниципальных образований (далее отдельные государственные полномочия).
На органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с подпунктами 1- 3 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) №131-V возложена обязанность осуществлять указанные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия); обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий; соблюдать законодательство в части финансирования расходов, связанных с осуществлением указанных полномочий.
Статьей 11 вышеуказанного Закона установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Согласно части 3 статьи 1 Закона №1288 деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в числе прочего, установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (части 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 1 статьи 21 этого Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из приведенных норм законов следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено осуществление полномочий в области обращения с животными, а также решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенные полномочиями в области обращения с животными, вправе передать эти государственные полномочия в области обращения с животными органам местного самоуправления, но лишь при условии передачи последним необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.
Согласно части 4 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 02 апреля 2014 года 1288-З №131-V уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) является Департамент по ветеринарии Республики Саха (Якутия), осуществляющий функции по реализации государственной политики в области ветеринарии, а также по контролю за организацией и эффективностью реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Из анализа положений части 2 статьи 5, статей 6, 8, 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З №131-V следует, что на территории Республики Саха (Якутия) государственные полномочия по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев переданы органами государственной власти субъектов органам местного самоуправления на неопределенный срок, то есть по настоящее время. При этом уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления республики данных государственных полномочий обеспечивать органы местного самоуправления материальными и финансовыми средствами. осуществляя контроль за их целевым использованием.
Порядок осуществления деятельности по обращению с животными владельцев на территории Республики Саха (Якутия) Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года №389 (далее Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка уполномоченным органом является Управление ветеринарии Республики Саха (Якутия), осуществляющий организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Кроме того, Правительством Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2021 года №397 утверждено «Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Саха (Якутия)» (далее Положение).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения государственный контроль (надзор) в области обращения с животными на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Управлением ветеринарии Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 года №561 утверждено Положение об Управлении ветеринарии Республики Саха (Якутия) (далее Положение об Управлении ветеринарии РС(Я).
В соответствии с пунктом 1.6 указанного положения Управление ветеринарии РС(Я) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на содержание Управления ветеринарии и реализацию возложенных на него функций.
Как следует из пункта 6 части 1 статьи 35 Устава ГО «Жатай» Окружная администрация, в том числе осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования, в случае принятия соответствующего федерального закона или закона Республики Саха (Якутия).
Из представленных Управлением ветеринарии Республики Саха (Якутия 1 доказательств установлено, что в 2023 году из бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету ГО «Жатай» была выделена субвенция в размере 189 514 рублей 72 копейки на осуществление полномочий по организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что финансирование переданных государственных полномочий в сфере полномочий по организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев из бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется окружной администрацией ГО «Жатай».
Окружной администрацией ГО «Жатай» в лице главы ФИО28. и Благотворительным фондом «Помоги выжить» в лице ФИО29 путем проведения аукциона в электронной форме был заключен Муниципальный контракт №13/АО 31 марта 2023 года, предметом которого явилось оказание исполнителем (Благотворительный фонд «Помоги выжить») услуг по содержанию животных без владельцев на территории городского округа «Жатай» за плату со стороны заказчика (ГО «Жатай»).
Таким образом, несмотря на финансирование указанных полномочий со стороны ответчика окружной администрацией ГО «Жатай», переданные полномочия по организации мероприятий по отлову и содержанию животных бел владельцев надлежащим образом не исполняются.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
На основании вышеизложенного, исходя из установленных обстоятельств дела, а также вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что причиной произошедшего явилось ненадлежащее исполнение окружной администрацией ГО «Жатай» обязанностей по обращению с животными без владельцев.
Указанный вывод соответствует позиции, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 сентября 2024 года по делу №33-2560/2024.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является окружная администрация ГО «Жатай», в связи с чем иск к Управлению ветеринарии Республики Саха (Якутия) подлежит отказу в удовлетворении.
Нуждаемость несовершеннолетнего ФИО30, ____ года рождения, в оказании медицинской помощи подтверждается выпиской из медицинской карты амбулаторного больного, предоставленной ГБУ РС(Я) «РБ № 2 –ЦЭМП», по поводу укушенной ссадины в/з правого бедра от 29 июля 2023 года ___.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, в связи с чем факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. Таким образом, обращаясь с иском о компенсации морального вреда, без возмещения имущественного ущерба либо иных причиненных убытков, достаточным является установленный факт причинения вреда здоровью наряду с определением вины его причинителя, причинно-следственная связь которых установлена имеющимися в деле соответствующими доказательствами, в свою очередь недостаточность которых надлежащим образом не опровергнута подателем жалобы.
В соответствии со статьей 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено другое.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства при которых был причинен вред здоровью ФИО31, ____ года рождения, его малолетний возраст (___ лет), характер причиненных ему физических и нравственных страданий (___, укус не спровоцированный, одежда не прокушена): боль от причиненной травмы в результате нападения собаки у ребенка развился страх, обстоятельства причинения телесных повреждений (шли с бабушкой возле дома, без причины напала собака, которая давно пугает прохожих в указанном районе по улице ____), суд также учитывает требования разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям, с учетом нанесенных телесных повреждений несовершеннолетнему ФИО32 суд полагает возможным удовлетворить требование о компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей в пользу Ивановой Т.В. в счет компенсации морального вреда, причиненного ее сыну.
Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению, с окружной администрации ГО «Жатай» подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 70 000 рублей, в связи с чем иск к Управлению ветеринарии Республики Саха (Якутия) подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░33, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 70 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ____ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ____ ░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ____ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ____
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░», ░░░░ №, ░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ___ ░.░. ░░░░░░░░
___
___
___
___