Судья Виноградова О.А. Дело № 33-1321/2019
Учет № 065г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ24 января 2019 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В.,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Валиуллиной Г.Ш. – Султеевой Г.И. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 октября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Валиуллиной Г. Ш. к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» о признании решения заседания кафедры географии и методики ее преподавания от <дата>, приказа от <дата> .... о сокращении единицы старшего преподавателя кафедры географии и методики ее преподавания незаконными, обязании ответчика объявить конкурс на замещение вакантной должности доцента и старшего преподавателя кафедры географии и методики ее преподавания, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валиуллина Г.Ш. обратилась в суд с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (далее ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет, ответчик, университет) о признании решения заседания кафедры географии и методики ее преподавания от <дата>, приказа от <дата> .... о сокращении единицы старшего преподавателя кафедры географии и методики ее преподавания незаконными, возложении на ответчика обязанности объявить конкурс на замещение вакантной должности доцента и старшего преподавателя кафедры географии и методики ее преподавания, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что работала в университете с <дата> в должности старшего преподавателя на кафедре географии и методики ее преподавания на основании трудового договора от <дата>
..... Приказом от <дата> была уволена с работы в связи с истечением срока трудового договора по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Конкурс на ее должность объявлен не был, в связи с чем она была лишена возможности претендовать на заключение нового трудового договора. Исключение ее ставки из штатного расписания считает незаконным, нарушающим ее права на труд. На заседании кафедры географии и методики её преподавания <дата> было произведено планирование нагрузок преподавателей на <дата> годы. При этом было запланировано 4975,39 часов, которые распределены между 5 штатными единицами. В связи с отсутствием нагрузки не был объявлен конкурс на замещение должности старшего преподавателя. Приказом от <дата> .... из штатного расписания кафедры географии и методики её преподавания с <дата> выведена 1 ставка должности старшего преподавателя.
Однако при принятии данных решений не учтено, что у доцента Гайфутдинова A.M. также истекал срок трудового договора, однако его должность сокращена не была. При наличии вакантной должности доцента конкурс на эту должность объявлен также не был.
Истец поясняет, что конкурс на замещение вакантной должности объявляется за 2 месяца до окончания учебного года, а ставка должности старшего преподавателя была сокращена приказом от <дата>, то есть на момент, когда необходимо было объявлять конкурс, об отсутствии нагрузки и вакантной штатной единицы старшего преподавателя известно не было.
Полагает, что указанные действия администрации института повлекли нарушение прав истца на возможность претендовать на замещение вакантной должности кафедры географии и методики её преподавания и заключение трудового договора, чем Валиуллиной Г.Ш. причинён моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях вследствие отсутствия работы, дохода, ощущения ненужности в социуме. Причинённый моральный вред истец оценивает в 100000 рублей.
На основании изложенного Валиуллина Г.Ш. просила признать решение заседания кафедры географии и методики её преподавания от <дата>, приказ от <дата> .... о сокращении единицы старшего преподавателя кафедры географии и методики её преподавания незаконными, возложить на ФГБУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» обязанность объявить конкурс на замещение вакантной должности доцента и старшего преподавателя кафедры географии и методики её преподавания университета, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что нарушения процедуры расторжения трудового договора с истцом со стороны ответчика допущено не было.
Третье лицо Гайфутдинов А.М. полагал исковые требования Валиуллиной Г.Ш. не подлежащими удовлетворению.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований Валиуллиной Г.Ш. в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца, выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражает несогласие с произведенным сокращением именно ставки старшего преподавателя, в то время как на кафедре географии и методики ее преподавания в университете по истечению трудового договора освобождались две должности: доцента и старшего преподавателя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Валиуллина Г.Ш. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика – Толстов В.В. с жалобой не согласился. Просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Валиуллиной Г.Ш. без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
В силу положений статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.
Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2015 №749 «Об утверждении положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу» утверждено соответствующее положение, в соответствии с которым заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (пункт 3).
Не позднее двух месяцев до окончания учебного года руководитель организации (уполномоченное им лицо) объявляет фамилии и должности педагогических работников, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора, путем размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Валиуллина Г.Ш. принята на работу на должность старшего преподавателя кафедры географии и методики ее преподавания ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» на основании срочного трудового договора от <дата> ..... Данный трудовой договор заключен на срок по <дата>.
На основании приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от <дата> .... с Валиуллиной Г.Ш. прекращено действие трудового договора с <дата> на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно представленным в деле сведениям о нагрузке преподавателей кафедры географии и методики ее преподавания на <дата> учебный год итоговое число учебных часов по кафедре составляет 6582,57 часов, а на <дата> учебный год - 5187,39 часов, то есть произошло значительное снижение учебной нагрузки.
В соответствии с выпиской из протокола заседания кафедры географии и методики ее преподавания от <дата> года .... видно, что в повестке дня было планирование нагрузки преподавателей на <дата> учебный год. Запланировано 4975,39 часов, из них между штатными преподавателями распределена нагрузка в объеме 4379,09 часов, на представителей работодателей (то есть внешних совместителей) распределено 596,3 часов. Валиуллина Г.Ш. присутствовала на указанном заседании, проголосовала за утверждение данной нагрузки.
Приказом по личному составу от <дата> .... из штатного расписания выведен ряд должностей, в том числе на кафедре географии и методики ее преподавания, с <дата> выведена ставка должности старшего преподавателя.
Разрешая спор и отказывая Валиуллиной Г.Ш. в удовлетворении заявленных ею требований, суд пришел к выводу о законности решения заседания кафедры от <дата> .... и приказа от <дата> .... о сокращении единицы старшего преподавателя.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, признавая доводы апелляционной жалобы истца о возможности сокращения свободной ставни доцента кафедры несостоятельными в силу следующего.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, принимать локальные нормативные акты
Применительно к рассматриваемым правоотношениям пункт 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относит установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу изложенного принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.
В приказе по личному составу от <дата> .... отражено сокращение общего числа ставок профессорско-преподавательского состава университета, что обусловлено уменьшением численности студентов. При этом сокращение затронуло не только ставку занимаемой истцом должности, в связи с чем оснований сомневаться в обоснованности данной процедуры только по отношению к Валиуллиной Г.Ш. не имеется. Фактическое сокращение нагрузки на 1400 часов подтверждено представленными в деле доказательствами. Поэтому, как верно указал суд первой инстанции, у университета имелись основания для выведения из штата единицы старшего преподавателя, о чем <дата> и был издан оспариваемый приказ. На этот момент срочный трудовой договор с Валиуллиной Г.Ш. прекратил свое действие, поэтому сокращения штата по университету не производилось. Ввиду отсутствия необходимых часов, а также выведения из штата единицы старшего преподавателя конкурс на данную должность не объявлялся. Суд первой инстанции установил, что у других членов профессорско-преподавательского состава кафедры географии и методики ее преподавания, с которыми заключены срочные трудовые договоры, сроки действия договоров заканчиваются только в <дата> и <дата> года.
Доводы жалобы о возможности сокращения ставки доцента кафедры географии и методики ее преподавания так же являются не состоятельными.
Как верно указал суд, конкурс на эту должность прошел в <дата> года, Валиуллина Г.Ш. в том числе имела возможность претендовать на указанную должность, истцом не указано причин, по которым она не претендовала на эту должность в <дата> года, когда на должность была избрана ФИО Третье лицо Гайфутдинов А.М. на момент прекращения срочного трудового договора с истцом не занимал должность доцента кафедры, как полагает истец, а в 2016 году был назначен на должность декана историко-географического факультета. На вакантную должность доцента кафедры географии и методики ее преподавания в <дата> году по конкурсу была выбрана ФИО, срок окончания трудового договора с которой истекает только <дата>. В связи с этим оснований объявления конкурса на замещение должности доцента кафедры географии и методики ее преподавания также не имелось.
Учитывая, что остальные исковые требования являлись производными от основного требования, в удовлетворении которого истцу было отказано, оснований для их удовлетворения также не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда, поскольку по своей сути направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, учитывая требования закона и установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Валиуллиной Г.Ш.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Валиуллиной Г.Ш. – Султеевой Г.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи