Председательствующий по делу Дело №33-1931/2024
Судья Рыбаков В.А. (№ дела в суде 1-й инст. 2-37-2024)
УИД 75RS0001-02-2023-002172-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Казакевич Ю.А., Погореловой Е.А.
при секретаре Мокиной М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 09 июля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Панковой В. М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, войсковой части 55345 Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «75 финансово-экономической служба» Министерства обороны Российской Федерации о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности уплатить дополнительный тариф к страховым взносам,
по апелляционным жалобам представителя ОСФР по <адрес> Рыжкиной Е.И., ФКУ «75 финансово-экономической служба» МО РФ Шиндяевой Н.Н.
на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
«Исковые требования Панковой В. М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии удовлетворить.
Обязать ОСФР по <адрес> включить в специальный стаж Панковой В. М. (паспорт №) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.12.2011 по 31.12.2021.
Обязать ОСФР по <адрес> назначить Панковой В. М. (паспорт №) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.01.2022.
Исковые требования Панковой В. М. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» об обязании уплатить дополнительный тариф к страховым взносам удовлетворить.
Обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» оплатить за Панкову В. М. дополнительный тариф страховых взносов по льготному пенсионному обеспечению по позиции Списка № от <Дата> № за период работы с <Дата> по <Дата> и отчитаться за Панкову В. М. в ОСФР по Забайкальскому краю как за льготника по пенсионному обеспечению за период работы с <Дата> по 31.12.2021».
Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия
установила:
представитель истца Панковой В.М. - Дряева Л.В., наделенная соответствующими полномочиями на основании доверенности, обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением заместителя руководителя Управления установления пенсий ОПФР по <адрес> № от <Дата> ей было отказано в назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с недостаточностью специального стажа.
Истец не согласна с указанным решением. В должности телефониста междугородной телефонной связи в войсковой части в спорный период с <Дата> по <Дата> она работала в течение полного рабочего дня, постоянно работала с микротелефонной гарнитурой типа МГТ-1.
С учетом уточнений исковых требований просила суд включить в стаж Панковой В.М., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с <Дата> по <Дата>, обязать ОСФР по <адрес> назначить Панковой В.М. досрочную страховую пенсию по старости с <Дата>, обязать ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» оплатить за Панкову В.М. дополнительный тариф страховых взносов по льготному пенсионному обеспечению по позиции Списка № от <Дата> 23100000-19093 за период работы с <Дата> по <Дата> и отчитаться за Панкову В.М. в ОСФР по <адрес> как за льготника по пенсионному обеспечению за период работы с <Дата> по <Дата> (т.1. л.д. 6-11, л.д. 198, л.д. 243).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица привлечена войсковая часть 55345 (т.1, л.д. 130-134). Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 55345 (т.1, л.д. 236).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от <Дата>, с учетом определения от <Дата>, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ филиал № Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>, ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», в качестве третьего лица ООО «Забайкальское агентство технической экспертизы» (т.1, л.д. 244-245, л.д. 251).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от <Дата> в качестве третьего лица привлечено ФКУ филиала № Управления финансового обеспечения МО РФ по <адрес>, данный филиал заменен на ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» (т.2. л.д. 9-10).
Определением суда от <Дата> произведена замена ненадлежащего ответчика ФКУ филиала № «Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» на надлежащего ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» (т.2, л.д. 11).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.2, л.д. 26-31).
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по <адрес> Рыжкина Е.И. просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж Панковой В.М. периода работы с <Дата> по <Дата>, в части возложения на ОСФР по <адрес> обязанности назначить Панковой В.М. досрочную страховую пенсию по старости с <Дата>.
Учитывая, что на момент вынесения решения оплата дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части страховой пенсии за период работы Панковой В.М. с <Дата> по <Дата> страхователем – ФКУ УФО МО РФ по <адрес> не произведена, не выполнено одно из основных условий, определяющих возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от <Дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Возможность учета в специальный стаж спорного периода работы истца в данном случае ставится в зависимость от исполнения обжалуемого судебного акта ответчиком ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» в части исполнения обязанности оплатить дополнительный тариф по страховым взносам. Вместе с тем, подобное разрешение спора противоречит действующему правовому регулированию (т.2, л.д. 43-45).
С <Дата> ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по <адрес>» переименовано в ФКУ «75 финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ «75 финансово-экономическая службы» МО РФ Шиндяева Н.Н. просит решение районного суда отменить, рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции.
Возлагая на ФКУ УФО МО РФ по <адрес> обязанность уплатить за истца дополнительный тариф к страховым взносам по льготному пенсионному обеспечению и представить соответствующую отчетность в ОСФР по <адрес> за период работы с <Дата> по <Дата>, суд не принял во внимание, что учреждение производит представление сведений в ОСФР по <адрес> в отношении гражданского персонала воинских частей на основании первичных документов, поступающих из воинских частей, а должностные лица учреждения не уполномочены на самостоятельное принятие решений, в том числе об отнесении должности работника к категориям, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение и/или установление надбавок гражданскому персоналу за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. На данное обстоятельство учреждением указывалось в ходатайстве, направленном в адрес суда исх. № от <Дата>.
Суд не исследовал полномочия командира воинской части в отношении ее работников, а также полномочия и правовой статус финансового органа по отношению к работникам воинских частей, в том числе полномочия финансового органа по отнесению должности работника к категориям работ с вредными и тяжелыми условиями труда при отсутствии первичных документов.
Работодателем гражданского персонала воинских частей является соответствующий командир. А учреждение осуществляет финансовое обеспечение воинских частей на основании заключенного договора на обслуживание. Учреждение по отношению к работникам не подменяет работодателя, не является вышестоящим органом военного управления для воинских частей и не может нести ответственность за действия должностных лиц.
В декабре 2017 г. в войсковой частью 55345 была проведена специальная оценка условий труда, в том числе рабочего места телефониста, работнику была предусмотрена компенсация в виде повышенного размера оплаты труда и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Между тем, право на льготное пенсионное обеспечение для указанной категории работников не предусматривалось. Конкретный вид компенсации и ее размер устанавливается по результатам специальной оценки условий труда. Так, в карте СОУТ указывается класс условий труда и соответствующие ему гарантии и компенсации. На основании проведенной специальной оценки условий труда, Панковой В.М. с января 2018 г. производится начисление и выплата надбавки к окладу за вредные условия труда, а также предоставляется дополнительный отпуск. В соответствии с этой оценкой условий труда, сведения в пенсионный орган для подсчета специального стажа учреждением не представлялись, оплата дополнительных тарифов страховых взносов не производилась, так как данное рабочее место не предполагало наличие льгот.
В июле 2023 г. в войсковой части 55345 была проведена специальная оценка условий труда. В сводной ведомости результатов проведения СОУТ в графе «телефонист МТС» указан подкласс степени вредности и опасности 3.2, предусмотрены компенсации: доплата за вредные условия и дополнительный отпуск, льготное пенсионное обеспечение. Учитывая результаты СОУТ, учреждением Панковой В.М. выплачивается надбавка к окладу, предоставляются дополнительные дни к отпуску, в пенсионный орган производится оплата дополнительных тарифов страховых взносов.
Командиром войсковой части первичная учетная документация в отношении Панковой В.М. для начисления заработной платы и компенсационных выплат, а также произведении отчислений, представлялась в финансовый орган с учетом результатов проведенной СОУТ. Финансовый орган на основании представленной первичной документации производил начисление и выплату заработной платы Панковой В.М.
Результаты СОУТ, проведенной в 2017 г. Панковой В.М., другими работниками не оспаривались.
Между тем, результаты СОУТ 2017 г. в суде первой инстанции не исследовались, оценка действиям войсковой части и финансового органа при начислении заработной платы и исчислении специального стажа на основании СОУТ 2017 г. и СОУТ 2023 г. не дана (т.2, л.д. 58-62).
Третьи лица о слушании дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении слушания не заявляли.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения истца Панковой В.М., представителей ответчиков ОСФР по Забайкальскому краю Григорьевой О.С., в/ч 55345 Матеева М.К., ФКУ «75 финансово-экономическая службы» МО РФ Коробчинской В.И., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса РФ.
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
При этом частью 8 статьи 35 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что положения части 6 статьи 30 того же Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, в разделе XXIX «Связь» (код 23100000-19093) предусмотрены телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.
П. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Из материалов дела следует, что истец Панкова В.М., <Дата> года рождения, <Дата> обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением заместителя руководителя Управления установления пенсий ОПФР по Забайкальскому краю № от <Дата> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
На момент обращения по подсчетам пенсионного органа истец имеет страхового стажа 28 лет 5 месяцев 11 дней (с учетом норм Постановления Конституционного Суда № 2-П – 31 год 11 месяцев 1 день). Продолжительность специального стажа документально не подтверждена.
В продолжительность специального стажа не учтены периоды работы с <Дата> по <Дата> в должности телефониста междугородней телефонной связи воинской части 55345. Предоставленной справкой от <Дата> № не подтверждается льготный характер работы. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации Паковой В.М. в системе персонифицированного учета <Дата>. Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды работы с <Дата> по <Дата> не подтверждаются как специальный стаж.
В соответствии с записями в трудовой книжке истца, <Дата> она принята в войсковую часть № (<адрес>) на должность телефониста (междугородной телефонной связи) отделения связи (штаба) батальона управления по 4 тарифной ставке на основании приказа № от <Дата> (запись №); <Дата> в связи с организационными мероприятиями переведена в отделение связи (штаба) роты связи батальона управления на должность телефониста междугородной телефонной связи по 4 тарифной ставке на основании приказа командира в/ч № № от <Дата> (запись №).
Из представленных выписок из приказов командира войсковой части 55345 за период с мая 2012 года по июль 2021 года следует, что в период работы в войсковой части истцу Панковой В.М. предоставлялся дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда (том 1 л.д. 52-61).
В соответствии с данными по карточкам-справкам по начислению заработной платы истцу с января 2018 года по декабрь 2021 года выплачивалась надбавка за вредные условия труда (том 1 л.д. 95-100).
Проверяя решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика ОСФР по Забайкальскому краю, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истицы периода ее работы с <Дата>, а решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с принятием с данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований истицы, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
Приведенные нормы права прямо устанавливают, что для включения в специальный стаж периода работы после 01 января 2013 года требуется не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем дополнительных тарифов страховых взносов за физических лиц, занятых на работах, которые указаны в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом в Определении от 28 февраля 2017 года № 315-О Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Согласно сведениям, имеющимся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Панковой В.М., дополнительный тариф страховых взносов за период работы Панковой В.М. с <Дата> по <Дата> работодателем истицы не оплачивался, за период ее работы с <Дата> по <Дата> работодатель не отчитывался за нее как за работника, имеющего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции в части возложения обязанности на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» оплатить за истца дополнительный тариф страховых взносов по льготному пенсионному обеспечению за период ее работы с <Дата> по <Дата> и отчитаться за истца в пенсионный орган как за льготника по пенсионному обеспечению за период работы с <Дата> по <Дата>, судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы ответчика не находит.
Судебная коллегия полагает, что факт работы истца телефонистом междугородной телефонной связи, постоянно работающим с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием (код 23100000-19093) нашел свое полное подтверждение в ходе рассмотрения дела. Указанное обстоятельство не оспаривалось непосредственным работодателем истца – войсковой частью №
Установлено, что в период с <Дата> по <Дата> истица осуществляла трудовую деятельность в войсковой части №. При этом рабочее место истицы не менялось за указанный период времени.
Из представленных войсковой частью № документов на рабочее место телефониста следует, что данное рабочее место оборудовано, в том числе и микротелефонной гарнитурой.
Из содержания карточки формы Т-2 войсковой части № видно, что в период работы истца в данной восковой части отпусков без сохранения заработной платы, отвлечений от основной работы у Панковой В.М. не было, заработная плата начислялась ежемесячно (том 1, л.д. 161-164).
Из карты специальной оценки условий труда № от декабря 2017 года следует, что на рабочем месте истицы установлен класс условий труда 3.2 (вредные условия труда 2 степени (пункт 2 части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»), данный документ фактически подтверждает работу истицы во вредных условиях труда, в том числе и в спорные периоды, поскольку сведений о том, что в периоды с <Дата> по <Дата> трудовая деятельность истицы проходила в условиях, исключающих воздействие вредных факторов, наличие которых на рабочем месте истицы подтверждено в 2017 году, не представлено.
Аналогичный класс условий труда 3.2 установлен и при проведении специальной оценки условий труда телефониста (МТС) в июле 2023 года, что подтверждается представленным отчетом о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 55345. Названное доказательство принято судебной коллегией в качестве дополнительного доказательства.
Должностной инструкцией телефониста междугородней телефонной связи отделения связи (штаба) роты связи батальона управления войсковой части 55345 также подтверждается работа телефониста с микрогарнитурой (п. 2.2, 4.2).
Таким образом, факт полной занятости истца на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен. Вместе с тем, работодателем подавались сведения о стаже истца без указания на особые (льготные) условия труда, дополнительный тариф страховых взносов с <Дата> оплачен не был, фактически страхователем представлены сведения о работе Панковой В.М. в спорный период как работа в обычных условиях труда.
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац второй пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее также - Фонд). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
Судом установлено, что страхователем по отношению к работнику Панковой В.М. является ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (в настоящее время ФКУ «75 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации). Довод апелляционной жалобы представителя ФКУ о том, что ответчик не является работодателем Панковой В.М., в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по уплате дополнительного тарифа к страховым взносам, судебной коллегией отклоняется как необоснованный.
Приказом Министра обороны РФ от 09.03.2017 № 150 утвержден Порядок организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации".
Разделом 2 вышеуказанного Порядка установлено, что финансовое обеспечение воинских частей, не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через ГУФО (УФО) по территориальному принципу вне зависимости от их подчиненности главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (Северным флотом), родами войск Вооруженных Сил.
Во исполнение Приказа Министра обороны РФ от <Дата> №, <Дата> был заключен договор на обслуживание №, в соответствии с которым заказчик – войсковая часть № поручает, а исполнитель – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» обязалось осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части № в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете. Финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах заказчика по направлениям деятельности, в том числе своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы РФ и государственными внебюджетными фондами, составление и представление отчетности.
Кроме того, как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Панковой В.М., в спорные периоды работы с 2011 года по настоящее время страхователем является ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому».
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно возложена обязанность по сдаче отчетности и уплате дополнительного тарифа за Панкову В.М. именно на страхователя – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (в настоящее время ФКУ «75 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации).
В апелляционной жалобе представителя ответчика Шиндяевой Н.Н. не приведено каких-либо оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с чем названный довод жалобы подлежит отклонению.
Судебная коллегия полагает, что у ответчика – ОСФР по Забайкальскому краю не имелось законных оснований для включения спорных периодов работы Панковой В.М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку работодателем отчетность за работника сдавалась без указания кода льготы, а также без оплаты дополнительного тарифа на страховые взносы. Также судебная коллегия считает, что удовлетворение иска Панковой В.М. о включении в специальный стаж спорных периодов в отсутствие оплаты страхователем дополнительного тарифа, является преждевременным. Внесение корректирующих сведений страхователем о работе истца во вредных условиях и оплата дополнительного тарифа автоматически повлечет обязанность пенсионного органа включить спорный период работы истца в специальный стаж.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части включения в стаж Панковой В.М. периода работы с <Дата> по <Дата> в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, с учетом включенного судом первой инстанции периода с <Дата> по <Дата>, у нее не имелось специального стажа, необходимого для назначения указанного вида пенсии, оснований для назначения пенсии не имеется.
В связи с чем, решение суда первой инстанции, в части возложения на ответчика обязанности назначить Панковой В.М. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата> также подлежит отмене с отказом в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата> в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы Панковой В. М. с <Дата> по <Дата> отменить.
Это же решение в части возложения обязанности назначить Панковой В. М. досрочную страховую пенсию по старости с <Дата> отменить. Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требования.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <Дата>.