Дело № 2-2588/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Луговцовой С.А.,
При секретаре судебного заседания Голубевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б. к Государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Б. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов, в обоснование которого указано, что в соответствии с условиями реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2001-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675, Постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2010 года № 19 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010-2012 годы». Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утверждено Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26.
Согласно указанной программе обеспечения мероприятий по предоставлению социальных выплат на возмещение части затрат по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и возмещение затрат по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, осуществляются Министерством социальной защиты населения области. Выплата компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится государственными бюджетными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам.
*** года она заключила кредитный договор № *** с Банком *** на приобретение жилья.
В соответствии с указанным Постановлением Управлением социальной защиты населения г. Благовещенск ей предоставлялись компенсации расходов по уплате процентов по договору займа от *** года № ***, заключенному с Банком ***.
С января *** года по декабрь *** года (включительно) указанная компенсация Управлением социальной защиты населения г. Благовещенска Амурской области не производится, в связи с чем образовалась задолженность в общей сумме ***.
На основании изложенного, Б. просит суд: обязать Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Благовещенск и Благовещенскому району осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по договору займа № *** от *** года, заключенному с Банком ***, по программе молодая семья; взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.
В судебное заседание не явились: истец Б., представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Министерства социальной защиты населения Амурской области, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; Б. и представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В силу ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Из письменного отзыва Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № *** следует, что Б. являлась получателем социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов (социальная выплата молодым семьям). В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Амурской области от 29 декабря 2004 года № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» (Постановление № 784) Положение № 20 утратило свою законную силу с 01.01.2015 года. Таким образом, Управление с 01.01.2015 года прекратило прием заявлений от граждан, претендующих на предоставление социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на приобретение (строительство) жилья. Однако, п. 2 Постановления Правительства Амурской области № 784 устанавливал, что гражданам, по заявлениям которых до 01.01.2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производились в установленном данным Постановлением порядке. Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784» (Постановление № 593) в целях корректировки объемов финансирования программных мероприятий государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы» пункт 2 Постановления № 784 признан утратившим силу с 01.01.2016 года. Постановление № 593 никем не оспорено, ввиду чего Постановление № 20 признано недействующим в полном объеме. Постановлением № 20 регламентирован порядок подачи документов, необходимых для назначения и выплаты компенсации расходов по уплате процентов. В связи с утратой силы действия Постановления № 20, порядок подачи заявлений гражданами на предоставление социальной выплаты также утратил свою силу с 01.01.2016 года. Поэтому, функции по приему заявлений на предоставление компенсации расходов по уплате процентов и начислению социальной выплаты также с Управления сняты. В соответствии с этим, с 01.01.2016 года Управлением прекращен прием заявлений на компенсацию расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств муниципального или областного бюджетов (социальная выплата молодым семьям). Б. с августа *** года являлась получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья. Пунктом 6 Положения № 20 предусмотрено, что гражданин, претендующий на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу с заявлением на предоставление социальной выплаты. Таким образом, предоставление социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам носит заявительный характер. В июне *** года истцу произведена оплата задолженности по компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту за период с сентября *** года по декабрь *** года в размере ***. Других заявлений на предоставление компенсации в *** году от Б. в Управление не поступало. *** года Б., обратившись в Управление с заявлением от *** года на компенсацию расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с января *** года по декабрь *** года, получила от Управления мотивированный отказ в принятии расходов к компенсации за этот период в соответствии с вышеперечисленными обстоятельствами. Принимая решение об отказе в принятии документов для предоставления социальной выплаты от Б., поступивших после *** года (то есть, после вступления в силу Постановления № 784), Управление действовало в соответствии с законодательством. Управление, исполняя Постановление № 593, являясь государственным казенным учреждением, действует на основании устава, осуществляет оказание государственных услуг, исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, и не наделено полномочиями законотворческой инициативы и толкованием нормативно-правовых актов. Если Постановление № 593 отменяет п. 2 Постановления № 784, то есть, порядок принятия заявлений граждан на компенсацию расходов по ипотечным кредитам с 01.01.2016 года, то у Управления отсутствуют полномочия по принятию заявлений и начислению сумм компенсации. Таким образом, принимая после 01.01.2016 года от граждан заявления на компенсацию расходов по уплате процентов по кредитному договору, и назначая данную компенсацию, Управление нарушает нормы Постановления № 593, что повлечет нецелевое расходование средств бюджета Амурской области, так как в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Федеральный закон № 184-ФЗ) конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории РФ органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности, и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Таким образом, действия Управления по отказу в приеме документов для предоставления компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору законны и обоснованы. Поэтому, Управление возражает против заявленных требований, и просит в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, *** года между Банком *** (ЗАО) (Кредитор) и Б. (Заемщик) был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого Кредитор предоставляет Заемщику кредит в сумме *** под *** процента годовых сроком на *** месяца с даты предоставления кредита для приобретения предмета ипотеки – квартиры № ***, расположенной по адресу: ***.
Согласно справке ГАУЗ АО «***» от *** года № ***, Б. имеет непрерывный стаж работы в Государственном автономном учреждении здравоохранения Амурской области «***», который по состоянию на *** года составляет *** дня, на основании приказа о приеме на работу от *** года № ***. Подтверждают, что Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «***» финансируется за счет областного бюджета.
Из искового заявления и письменного отзыва Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому от *** года № *** следует, что Б. являлась получателем социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств муниципального или областного бюджетов (социальная выплата молодым семьям).
*** года Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району приняло решение № *** предоставить социальную выплату в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, по кредитному договору (договору займа) от *** года № *** молодой семье Б. и ТретьеЛицо1.Согласно расчету Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты по г. Благовещенск и Благовещенскому району компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года № *** за январь – декабрь *** года, общий размер компенсации составляет ***.
Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.
В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (областные или муниципальные учреждения).
Согласно п. 5 Положения размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.
Исходя из пунктов 6 и 8 Положения, молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям № 4, № 5 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 6, 10 и 12 Положения предоставление социальной выплаты молодым семьям производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения области путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении. Реквизиты банковского счета для перечисления социальной выплаты указываются в заявлении.
Расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местного бюджетов, а также функции государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты населения. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на Управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки, подлежит удовлетворению.
Как указано судом ранее, согласно пунктам 6 и 8 Положения № 20, молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению. ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям № 4, № 5 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 6, 10 и 12 Положения предоставление социальной выплаты молодым семьям производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
По смыслу приведенных положений, решение о предоставлении гражданину социальной выплаты принимается один раз, в последующем по заявлению гражданина на основании указанного решения производится расчет компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору за определенный период.
С 01 января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», согласно которому признаны утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. N 19, от 23 января 2012 г. N 20, от 25 января 2012 г. N 26, от 27 февраля 2012 г. N 81, от 10 апреля 2012 г. N 179, от 23 июля 2012 г. N 396, от 25 июля 2012 г. N 402, от 12 октября 2012 г. N 576, от 22 октября 2012 г. N 591, от 19 ноября 2012 г. N 662, от 26 декабря 2012 г. N 783, от 13 февраля 2013 г. N 46, от 19 марта 2013 г. N 100, от 27 февраля 2014 г. N 108, от 4 апреля 2014 г. N 209, от 23 декабря 2014 г. N 755 (п. 1).
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» п. 2 Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 признан утратившим силу с 01 января 2016 года.
Из письменного отзыва Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому от *** года № *** следует, что *** года истец обратилась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением от *** года на компенсацию расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с января *** года по декабрь *** года.
ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» на имя Б. был дан ответ № *** от *** года, согласно которому с 01.01.2015 года Постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» были признаны утратившими силу Постановления Правительства Амурской области, по которым гражданам предоставлялись социальные выплаты в виде компенсации процентов по ипотечным кредитам. Вместе с тем, для граждан, по заявлениям которых до 01.01.2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат, пунктом 2 вышеназванного Постановления предусматривалась возможность осуществления социальных выплат до истечения 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. С 01.01.2016 года пункт 2 был признан утратившим силу (Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593), в связи с чем принимать документы, осуществлять начисление компенсации и производить выплату после 01 января 2016 года у Управления нет правовых оснований. В июне *** года ей произведена оплата задолженности по компенсации процентов по исполнительному листу за период с сентября *** года по декабрь *** года в размере ***. Предоставить сведения о задолженности по заявлению от *** года не представляется возможным, поскольку задолженность по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года № *** отсутствует.
Между тем, доводы ответчика о том, что в связи с утратой с 01 января 2016 года силы п. 2 Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784, у Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району отсутствуют законные основания для назначения социальной выплаты за указанный в иске период (с января *** года по декабрь *** года включительно), поскольку с соответствующим заявлением и пакетом документов истец обратилась в Управление после *** года, суд находит ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, решение о принятии расходов истца к компенсации было принято ответчиком до *** года.
С учетом данного обстоятельства, в силу п. 2 Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784, действовавшего до 01 января 2016 года, социальная выплата за период с января *** года по декабрь *** года включительно должна быть произведена истцу в установленном Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 порядке.
Поскольку именно к полномочиям Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району в силу Положения № 20 отнесена обязанность по приему от граждан заявлений о произведении выплат и определению размера причитающихся компенсаций, суд полагает, что в связи с признанием права истца на получение компенсационных выплат нарушенным, учитывая представленный ответчиком расчет компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, на Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району подлежит возложению обязанность осуществить в пользу истца выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года № *** за период с января *** года по декабрь *** года включительно в сумме ***.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования искового заявления Б. - удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району осуществить Б. выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года, заключенному Банком *** (ЗАО) и Б., за период с января *** года по декабрь *** года включительно в размере ***, за счет средств областного бюджета.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району в пользу Б. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – *** 2017 года.
Председательствующий судья: С.А.Луговцова