РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> г.Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи С.А. Юлбарисовой
при секретаре А.А. Мусатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. об оспаривании решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,
УСТАНОВИЛ:
С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее УГА) об отказе в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка для целей не связанных со строительством (размещение сада). В обоснование требований указал, что он <дата> обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее Департамент) с заявлением о предоставлении ему в аренду на 49 лет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в районе <адрес> для целей не связанных со строительством – для размещения сада. Департамент письмом от <дата> направил в УГА обращение об утверждении схемы расположения земельного участка. УГА рассмотрело заявление и приняло решение о невозможности утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что формирование границ земельного участка с указанным целевым назначением возможно только при создании ботанического сада в качестве природоохранного учреждения; испрашиваемый земельный участок находится в зоне катастрофического затопления. Отказ УГА в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка для целей не связанных со строительством (размещение сада) считает незаконным, поскольку требования положений ст. 34 ЗК РФ соблюдены: указана цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю. Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), к основным видам разрешенного использования которой относятся: дома и зоны отдыха; спортивные комплексы; детские оздоровительные и спортивные лагери; туристические базы; кемпинги; специализированные парки, сады, дендрарии, оранжереи и др. Градостроительный регламент не содержит прямого указания на то, что в зоне Р-2 могут размещаться только строго определенные виды парков и садов: дендрологические парки и ботанические сады. Полагает, что факт нахождения земельного участка в зоне катастрофического затопления не может являться основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка. Нормы действующего законодательства регулируют отношения, связанные с фактом нахождения в зоне катастрофического затопления лишь в области градостроительных норм – предъявления особых требований к возводимым в такой зоне объектам недвижимости. Заявитель же обратился за предоставлением земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством. Просит признать незаконным решение УГА, выраженное в письме от <дата> № <номер> обязать УГА утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе <адрес> для целей не связанных со строительством (размещение сада).
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Д. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. В дополнение пояснила, что документами градостроительного планирования не подтверждается то, что испрашиваемый земельный участок относится к местам общего пользования. Довод о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне катастрофического затопления является формальным и не может служить основанием для отказа в утверждении схемы. Вопрос о возможности предоставления земельного участка не входит в компетенцию УГА, и разрешается после составления и утверждения схемы в установленном порядке. Отказ УГА в утверждении схемы препятствует заявителю реализовать право на предоставление земельного участка, который он планирует использовать под размещение сада для отдыха неопределенного круга лиц - жителей г.Владивостока.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока по доверенности С. в судебном заседании заявленные требования не признал, представил письменный отзыв. Пояснил, что УГА в установленные сроки рассмотрело заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, отказав в предоставлении данной услуги. Заявитель желает оформить участок под размещение сада. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-2, которая допускает размещение специализированных садов, парков и скверов, однако, в соответствии с постановлением главы города Владивостока от 10.02.2011 № 111 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования ВГО», сад - это озелененная территория с ограниченным набором видов рекреационной деятельности, предназначенная преимущественно для прогулок и повседневного тихого отдыха населения, размером, как правило, от 2 до 5 га., то есть объект благоустройства города. Облагораживанием территории занимаются исключительно органы местного самоуправления. Предоставление земельного участка в зоне катастрофического затопления для размещения сада создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, исследовав все доказательства в совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, С. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе <адрес> под сад (л.д. 9).
<дата> Департамент направил главе города Владивостока заявление С. с пакетом документов для рассмотрения вопроса о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обращении Департамент просит при утверждении схемы расположения земельного участка учитывать: размещение инженерной и транспортной инфраструктуры; наличие прав третьих лиц; охранных зон; санитарно-защитных полос; статус и условия содержания и охраны зеленых насаждений; нахождение земельного участка в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, территориях общего пользования (л.д. 10).
Письмом от <дата> № <номер> УГА администрации города Владивостока возвратило в Департамент представленный пакет документов в связи с невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка. Причиной отказа послужило то, что формирование границ земельного участка с указанным в заявлении целевым назначением возможно только при создании ботанического сада в качестве природоохранного учреждения; испрашиваемый земельный участок попадает в зону катастрофического затопления (л.д. 8).
Заявитель не согласен с решением УГА администрации города Владивостока, выраженным в вышеуказанном письме.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулирован в статье 34 Земельного кодекса.
В абзаце первом пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 N 1549-О-О указано следующее. Приведенные нормы пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса во взаимосвязи направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса).
На основании указанного заявления орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 4, 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса).
Из материалов дела видно, что заявитель реализовал право, предоставленное ему ст. 34 ЗК РФ и обратился в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для целей не связанных со строительством - размещение сада.
Обращаясь в Департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка, заявитель указал испрашиваемое право на землю (аренда), размер участка и его местоположение, цель использования земельного участка (для целей, не связанных со строительством: размещение сада).
Таким образом, заявителем соблюдена процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, предусмотренная статьей 34 ЗК РФ.
В свою очередь, Департамент, действуя в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, направил заявление в администрацию города Владивостока для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
То есть основное значение для рассмотрения по существу заявления о предоставлении земельного участка имеют сведения о том, каким образом заявитель будет использовать испрашиваемый земельный участок.
Судом установлено, что отказ УГА мотивирован тем, что формирование границ земельного участка с указанным целевым назначением (размещение сада) возможно только при создании ботанического сада в качестве природоохранного учреждения.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представленным по запросу суда, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки) к основным видам разрешенного использования указанной территориальной зоны относится размещение домов и зон отдыха, кемпингов, специализированных парков, садов, дендрарий, оранжерей. Кроме того, данный пункт предусматривает так же условно разрешенные виды использования, в том числе размещение объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физкультурой и спортом, требующие создания санитарно-защитных зон.
Из буквального толкования положений статьи 45 Правил землепользования и застройки, зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Как следует из заявления, С. планирует использовать испрашиваемый им земельный участок для целей, не связанных со строительством, а именно - под сад.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что испрашиваемый земельный участок заявитель планирует использовать для размещения сада, в котором сможет проводить отдых неопределенный круг лиц – жители и гости г.Владивостока.
В целях установления минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека на территории Владивостокского городского округа Постановлением главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 утверждены нормативы градостроительного проектирования Владивостокского городского округа (далее по тексту Нормативы).
Согласно пункту 2.1. настоящие Нормативы применяются при разработке, согласовании, утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории и проектной документации, включая объекты жилого, общественно-делового назначения, территории обслуживающих сетей, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур на территории Владивостокского городского округа (далее - Городской округ).
В силу п. 2.3. Нормативы устанавливают, в том числе, зоны, участки и объекты рекреационного назначения.
В соответствии 10.26 Нормативов Сад это - озелененная территория с ограниченным набором видов рекреационной деятельности, предназначенная преимущественно для прогулок и повседневного тихого отдыха населения, размером, как правило, от 2 до 5 га. Величина территории сада в условиях реконструкции определяется существующей градостроительной ситуацией.
На территории сада допускается возведение зданий, необходимых для обслуживания посетителей и территории сада (кафе, павильонов, хозяйственных построек), высота которых не должна превышать 6 - 8 метров, а общая площадь застройки - не более 5 процентов территории сада.
Функциональную направленность организации территории сада рекомендуется принимать в соответствии с назначением общественных территорий, зданий, комплексов, объектов, при которых расположен сад.
Во всех случаях на территории сада должна преобладать прогулочная функция.
При проектировании микрорайона озелененные территории общего пользования рекомендуется формировать в виде сада микрорайона, обеспечивая его доступность для жителей микрорайона на расстоянии не более 400 метров. Расстояние от автостоянок до сада должно быть не более 100 метров.
Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на территории сада: твердые виды покрытия дорожек в виде плиточного мощения, элементы сопряжения поверхностей, озеленение. Скамьи, урны, уличное техническое оборудование, осветительное оборудование.
Рекомендуется предусматривать колористическое решение покрытия, размещение водных устройств, элементов декоративно-прикладного оформления, оборудование архитектурно-декоративного освещения, формирование пейзажного характера озеленения.
Допускается предусматривать размещение ограждения, некапитальных нестационарных сооружений питания (летние кафе) (п.п. 10.27-10.32).
Муниципальным правовым актом Думы г. Владивостока от 05.04.2011 N 297-МПА утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке, которые в силу 1.1 устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства города Владивостока, определяют порядок санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты городских территорий, включая прилегающие к границам зданий, земельных участков и ограждений, а также внутренние территории для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами, арендаторами, пользователями зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Владивостока, независимо от организационно-правовой формы и гражданства.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил под благоустройством понимается деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации и рекламы.
Согласно п. 5.4 Приказа Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 №613 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» на территории населенного пункта рекомендуется формировать следующие виды садов: сады отдыха и прогулок (предназначен для организации кратковременного отдыха населения), сады при сооружениях (формируются у зданий общественных сооружений общественного назначения), сады-выставки (скульптуры, цветов, производственной декоративно-прикладного искусства и др., как правило, - экспозиционная территория, действующая как самостоятельный объект или как часть городского парка), сады на крышах (могут размещаться на плоских крышах жилых, общественных и производственных зданий и сооружений в целях создания среды для кратковременного отдыха, благоприятных эстетических и микроклиматических условий).
Таким образом, суд приходит к выводу, что сад, как благоустроенная и озелененная территория внутри жилой или промышленной застройки является объектом озеленения города.
В свою очередь, благоустройство территории является деятельностью по обслуживанию земельного участка и не может быть его самостоятельным целевым назначением.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу подпункта 1 пункта 1, подпункта 11 пункта 2 статьи 50 указанного Федерального закона имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа предусмотрен такой вид разрешенного использования территориальной зоны Р-2 как размещение домов и зон отдыха, кемпингов, специализированных парков, садов, дендрарий, оранжерей., однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что земельные участки могут быть предоставлены в аренду частным лицам для осуществления благоустройства, чем по своей сути является размещение сада для отдыха жителей города Владивостока.
Таким образом, поскольку испрашиваемый земельный участок не может иметь такое самостоятельное целевое назначение как благоустройство, предусмотренные законом основания для их формирования с целью последующего предоставления в аренду заявителю с разрешенным использованием "размещение сада" у УГА администрации города Владивостока отсутствовали.
В силу пункта 2.3 Административного Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановление администрации города Владивостока от 27.12.2010 N 1596, результатом предоставления услуги является: 1) издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 2) отказ в предоставлении услуги.
Согласно пункту 2.8 Регламента № 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Исходя из системного толкования норм Земельного кодекса РФ, утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, однако данная обязанность не является безусловной в связи со следующим.
Функции органов местного самоуправления по утверждению схем расположения земельных участков не сводятся только к технической работе, так как при утверждении схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления должен обеспечить соблюдение норм действующего законодательства Российской Федерации, в том числе градостроительных норм и правил, условий зонирования территории, а также обеспечить отсутствие наложения границ земельных участков на участки смежных землепользователей, не нарушая при этом прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Осуществляя функции органа территориального планирования, УГА администрации города Владивостока обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и об обоснованности вынесенного администрацией города Владивостока решения.
Суд считает, что оспариваемый отказ УГА соответствует Земельному кодексу РФ и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку заявитель вправе испрашивать в аренду иной земельный участок.
Поскольку утверждение гражданину схемы расположения земельного участка с видом разрешенного использования – под сад противоречит действующему земельному законодательству, суд считает, что не имеют правового значения для рассмотрения данного сплора основания, которые указаны в оспариваемом решении УГА.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление С. об оспаривании решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока об отказе в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка для целей не связанных со строительством (размещение сада) – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский Краевой суд через Советский районной суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья С.А. Юлбарисова