Дело №2-158/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием представителя истца Орехова А.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГ,
ответчика Доброхотовой Л.И. и ее представителя Воробьева А.В., допущенного по устному ходатайству ответчика в судебном заседании в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ,
представителя третьего лица Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Владимировой Н.В. по доверенности № от ДД.ММ.ГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации Яльчикского района Чувашской Республики к Доброхотовой Луизе Ивановне о взыскании суммы социальной выплаты,
установил:
Администрация Яльчикского района Чувашской Республики (далее Администрация) обратилась в суд с иском к Доброхотовой Л.И. о взыскании суммы социальной выплаты указывая, что Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики (далее КСП Чувашии) с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проводилось контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».
В рамках данной программы проводилась встречная проверка в администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (далее Сельское поселение) по вопросу правомерности постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
Администрацией сельского поселения в ДД.ММ.ГГ семья Доброхотовых (из 4 человек) принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список претендентов на получение социальной выплаты.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ (далее ЕГРП) в собственности у ФИО10 (супруг) с ДД.ММ.ГГ имеется жилой дом общей площадью ... кв.м. При этом учетная норма площади жилого помещения на одного человека утвержденная решением администрацией сельского поселения составляет в размере 13,0 кв.м., а на каждого члена семьи ответчика приходился по ... кв.м., что больше учетной нормы.
Кроме того на праве собственности у Доброхотовой Л.И. с ДД.ММ.ГГ (свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГ) зарегистрирован жилой дом, расположенный по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., которую ДД.ММ.ГГ ответчик произвела отчуждение. Таким образом семья Доброхотовых в ДД.ММ.ГГ не могла быть включена в список участников ФЦП.
Однако в нарушение Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 №2 (далее Порядок), семья Доброхотовой Л.И. в ДД.ММ.ГГ включена в список претендентов на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Тем самым Доброхотовой Л.И. как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающей и работающей в сельской местности, в том числе молодой семье и молодому специалисту в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее ФЦП) выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от ДД.ММ.ГГ и ей неправомерно предоставлена субсидия на общую сумму 566830 рублей (в том числе субсидия из федерального бюджета в сумме 396820 рублей и субсидия из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 170010 рублей). Платежными поручениями №№№, № от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ сумма в размере 566 830 рублей перечислена на банковский счет ответчика – получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, открытый в ОАО «Россельхозбанк».
Истец, ссылаясь на положения ст.1102 ГК РФ просил взыскать с ответчика в доход бюджета Яльчикского района Чувашской Республики необоснованно полученную сумму в размере 566830.00 рублей путем перечисления на расчетный счет истца.
Представитель истца администрации Орехов А.В. в судебном заседании заявленное требование поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.
Ответчик Доброхотова Л.И. в судебном заседании требования администрации не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в своем отзыве на иск, и вновь приведя их суду, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Воробьев А.В. в ходе судебного разбирательства поддержал доводы своего доверителя, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, и просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее Минсельхоз Чувашии), надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. В своем отзыве на иск поясняет, что ответчик Доброхотова Л.И. как участник мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих сельской местности, в том числе и молодых специалистов в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в сумме 566 830 рублей. Администрацией сельского поселения в ДД.ММ.ГГ семья Доброхотовых (из 5 человек) принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список претендентов на получение социальной выплаты исходя из учетной нормы, утвержденной ее решением в размере 13,0 кв.м. В результате проведенной КСП Чувашии проверки было установлено, что за ФИО10 (супругом получателя социальной выплаты) на праве собственности зарегистрирован жилой дом общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ..., что указывает на отсутствие нуждаемости семьи Доброхотовых в улучшении жилищных условий как обеспеченные по 14,04 кв.м. на каждого члена семьи.
К тому же на праве собственности у Доброхотовой Л.И. с ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован жилой дом по адресу: ... (свидетельство о праве собственности по закону от ДД.ММ.ГГ). ДД.ММ.ГГ Доброхотова Л.И. произвела отчуждение принадлежащего ей указанного жилого дома (дата государственной регистрации прекращения права по дому ДД.ММ.ГГ).
Таким образом, в нарушение установленного порядка семья Доброхотовых в ДД.ММ.ГГ была включена в список претендентов на получение социальной выплаты и ей неправомерно предоставлена субсидия на общую сумму 566 830 рублей, которая подлежит возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Представитель третьего лица Яльчикского сельского поселения Владимирова Н.В. в судебном заседании показала, что семья Доброхотовой на основании заявления постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ № была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений составом семьи из 6 человек. После проверки представленных документов Министерством сельского хозяйства Чувашии было выдано Доброхотовой Л.И. свидетельство № от ДД.ММ.ГГ. По предоставлении бюджетных средств на строительство (приобретение) жилых помещений постановлением главы сельского поселения № от ДД.ММ.ГГ семья ответчика была снята с учета. Тем самым оснований для удовлетворения иска сельское поселение не усматривает.
С учетом мнения представителя истца, ответчика и его представителя, представителя третьего лица, положений п.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика и его представителя, представителя третьего лица, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.
Предметом судебной защиты в силу ст.46 Конституции РФ являются права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления согласно п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации №598 от 15.07.2013 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (ФЦП), которое включало в себя мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно пп.«а» п.2 Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющегося приложением №4 к ФЦП, предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Положение), приведенным в приложении №4 к указанной ФЦП.
Согласно пп.«б» п.33 Положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.4 настоящего Типового положения;
наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с пп.«в» п.4 настоящего Типового положения.
К членам семьи гражданина применительно к настоящему Положению в соответствии п.7, относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
Согласно положениям пп.«г» п.4 Положения, одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст.51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7 ст.52 ЖК РФ).
Органы местного самоуправления поселений в силу ч.3 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (далее закон ЧР №55) наделены государственными полномочиями Чувашской Республики по ведению учета граждан, проживающих в сельской местности, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках устойчивого развития сельских территорий, на срок до 2020 года.
В соответствии с п.3 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 №2 (Порядок), на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения установленной органом местного самоуправления (абз.1).
На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в сельской местности принимаются граждане, постоянно проживающие в сельской местности (абз.2).
Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на государственную поддержку не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий (абз.3).
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абз.4).
При определении уровня обеспеченности жилым помещением учитывается площадь всех видов жилых помещений: жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты (ч.1 ст.16 ЖК РФ), а также площадь жилого помещения пропорционально доле в праве собственности на жилое помещение, если гражданин является сособственником.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр.
Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Указанная статья Жилищного кодекса РФ не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения таких действий при сознательном ухудшении жилищных условий, например путем отчуждения жилого помещения они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого. Указанная норма направлена на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий.
В соответствии с ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Аналогичная норма дублируется п.12 Порядка.
Как видно из материалов учетного дела, Доброхотова Л.И. ДД.ММ.ГГ обратилась в сельское поселение с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку составом семьи из 6 человек (л.д.22), включая: Доброхотову Л.И.; мужа ФИО10; дочь ФИО8; сына ФИО11; свекровь ФИО2; племянницу ФИО9
Согласно справки МУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГ (л.д.29) заявитель Доброхотова Л.И. проживала в жилом доме, расположенном по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
Постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ № (л.д.30) семья Доброхотовой Л.И. составом из 6 человек была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и согласно заявления от ДД.ММ.ГГ составом семьи из 6 человек была включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках ФЦП «Социальное развитее села до 2013 года».
Затем по заявлению от ДД.ММ.ГГ Доброхотова Л.И. составом семьи из 6 человек была включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2010 года» по категории молодой специалист.
Из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ (л.д.42) следует, что ФИО10 (супругу ответчика) на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью ... кв.м. (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГ).
Согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строитель-ство (приобретение) жилья в сельской местности Доброхотова Л.И, являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП, ДД.ММ.ГГ получила в соответствии с условиями Программы социальную выплату в размере 566830 рублей на строительство жилого дома, что подтверждается платежными поручениями: № от ДД.ММ.ГГ о перечислении указанной суммы за строительные материалы и № от ДД.ММ.ГГ в сумме 170010.00 рублей и № от ДД.ММ.ГГ - 396820.00 рублей о перечислении социальной выплаты на строительство жилья по ФЦП, договором купли – продажи строительных материалов от ДД.ММ.ГГ.
За счет свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно договору купли-продажи строительных материалов от ДД.ММ.ГГ, истцом были приобретены стройматериалы на сумму 566830 рублей.
Согласно технического паспорта на жилой дом от ДД.ММ.ГГ на момент постановки на учет и предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ДД.ММ.ГГ общая площадь жилого дома, расположенного по месту жительства ответчиков, составляла ... кв.м.
На момент постановки на учет по состоянию на ДД.ММ.ГГ согласно выписки из похозяйственной книги (л.д.29), по указанному истцом адресу, проживали: ФИО2 ДД.ММ.ГГ г.р.; ФИО10 ДД.ММ.ГГ г.р.; Доброхотова Л.И. ДД.ММ.ГГ г.р.; ФИО8 ДД.ММ.ГГ г.р.; ФИО11 ДД.ММ.ГГ г.р.; ФИО9 ДД.ММ.ГГ г.р.
ДД.ММ.ГГ у ответчика родилась дочь ФИО11, а ДД.ММ.ГГ умерла свекровь ФИО2
Согласно выписки из похозяйственной книги по состоянию на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по одному адресу проживали: истец Доброхотова Л.И.; супруг – ФИО10; дочь –ФИО8; сын – ФИО11; дочь – ФИО11, племянница – ФИО9
Администрацией сельского поселения истцу ДД.ММ.ГГ было выдано разрешение на строительство № индивидуального жилого дома по адресу: ....
После реконструкции жилого дома Литера А1, а1, а2 общей площадью ... кв.м. по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГ построили новые жилые помещения (мансардный этаж) Литера А1, а1, а2, и согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГ, в соответствии с новыми характеристиками, общая площадь жилого дома составила ... кв.м.
Истцу Доброхотовой Л.И. ДД.ММ.ГГ администрацией сельского поселения выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № индивидуального жилого дома расположенного по указанному адресу на земельном участке с кадастровым номером: №.
Постановлением администрации сельского поселения № от ДД.ММ.ГГ семья Доброхотовой Л.И. снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в связи с получением государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения по программе ФЦП «Устойчи-вое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Из акта встречной проверки от ДД.ММ.ГГ, проведенной КСП Чувашии на 2018 на основании распоряжения председателя КСП Чувашии на проведение контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГ № (л.д.78-83) следует, что в ходе контрольного мероприятия установлено, что согласно Выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ в собственности у ФИО10 (супруг) с ДД.ММ.ГГ имеется жилой дом по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский ..., общей площадью ... кв.м. (по ... кв.м. на каждого члена семьи, что больше учетной нормы). Тем самым семья Доброхотовых в ДД.ММ.ГГ неправомерно включена в список претендентов на получение социальной выплаты и ей неправомерно предоставлена субсидия на общую сумму 566830 рублей.
Кроме того на праве собственности у Доброхотовой Л.И. с ДД.ММ.ГГ (выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ) был зарегистрирован жилой дом по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., которую истец ДД.ММ.ГГ произвела отчуждение (дата государственной регистрации и прекращения права от ДД.ММ.ГГ). Из выводов акта встречной проверки следует, что сельское поселение в ДД.ММ.ГГ не сняла с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий семью Доброхотовых, что привело к неправомерному включению ее список участников Программы.
Согласно частям 4, 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспечен-ности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №а, в соответствии со ст.50 ЖК РФ, по Яльчикскому сельскому поселению утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 13 кв.м.
В силу положений ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из представленных истцом документов следует, что до отчуждения ДД.ММ.ГГ принадлежавшей Доброхотовой Л.И. на праве собственности жилого дома площадью ... кв.м., расположенной по адресу: ..., обеспеченность её семьи, общей площадью жилого помещения на одного члена, с учетом принадлежащего супругу ФИО10 жилого дома площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... исходя из состава 6 членов семьи истца, составляла ... ((... +...)/6) кв.м.
После отчуждения ДД.ММ.ГГ ответчиком указанного выше жилого дома обеспеченность ее семьи общей площадью жилого помещения на одного члена составила ... (.../6) кв.м., что стало ниже утвержденной учетной нормы.
Таким образом, в результате отчуждения ДД.ММ.ГГ принадлежащей на праве собственности Доброхотовой Л.И. жилого дома площадью ... кв.м., расположенной по адресу: ..., произошло ухудшение жилищных условий семьи ответчика, вследствие чего обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ответчика, принадлежащего ее супругу по вышеуказанному адресу, стала менее учетной нормы площади помещения, утвержденной в сельском поселении.
Тем самым действия Доброхотовой Л.И. по отчуждению вышеуказанного жилого дома повлекло для нее возможность принять участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий за счет получения субсидии на строительство жилья, а потому ее действия являются ухудшением жилищных условий.
С момента ухудшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГ не истек 5 летний срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ и абз.3 п.3 Порядка.
Согласно условий Порядка на каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку, заводится учетное дело, в котором хранятся все документы (ч.9).
Один раз в три года в период с 1 ноября по 15 декабря орган местного самоуправления проводит перерегистрацию граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, при этом не позднее чем за 40 дней до начала проведения перерегистрации извещает граждан о проведении перерегистрации посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных главой органа местного самоуправления, и размещает такое сообщение на официальном сайте органа местного самоуправления на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанное сообщение не позднее дня его опубликования должно быть размещено на информационных стендах в доступных для ознакомления местах на территории соответствующего муниципального образования (ч.10).
Право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку сохраняется за гражданином до получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением следующих случаев, утраты основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку (если общая площадь на каждого члена семьи составляет более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления) (п.1 ч.11).
Таким образом, при рассмотрении администрацией сельского поселения заявления от ДД.ММ.ГГ Доброхотова Л.И. о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории молодой специалист не были надлежаще исследованы представленные документы в соответствии с требованиями приведенного выше законодательства, в связи с чем, действия администрации сельского поселения о признании ответчика Доброхотовой Л.И. нуждающимся в жилом помещении с момента отчуждения жилого дома площадью ... кв.м., расположенной по адресу: ... с ДД.ММ.ГГ, следует признать незаконным.
Оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд, приходит к выводу о незаконности получения Доброхотовой Л.И. социальной выплаты, которая подлежит взысканию с нее в пользу истца.
Таким образом, учитывая, что правовых оснований для выплаты ответчику указанных денежных средств не имелось, суд полагает требование Администрации к Доброхотовой Л.И. о взыскании суммы социальной выплаты в размере 566830 рублей в доход бюджета Яльчикского района Чувашской Республики является законным, обоснованным материалами дела и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с п.1.1 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истца или ответчика.
На основании ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с абз.5 п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежа-щих оценке, при цене иска от 200001 до 1000000 рублей – 5200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200000 рублей, что составляет 8868.30 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,
решил:
иск администрации Яльчикского района Чувашской Республики к Доброхотовой Луизе Ивановне о взыскании суммы социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Доброхотовой Луизы Ивановны ДД.ММ.ГГ г.р., уроженки ... в доход бюджета Яльчикского района Чувашской Республики необоснованно полученную сумму в размере 566 830 (пятьсот шестьдесят шесть тысяч восемьсот тридцать) рублей путем перечисления на расчетный счет 40101810900000010005 Отделение - НБ Чувашская Республика, БИК 049706001, ОКТМО 97655000, л/с 04153003360, КБК 90311302995050000130, получатель: УФК по Чувашской Республике (Администрация Яльчикского района Чувашской Республики).
Взыскать с Доброхотовой Луизы Ивановны в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 8868 рублей 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течении месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов