УИД 22RS0015-01-2020-005617-09
Дело №2а-598/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 05 апреля 2021 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Лапина Д.А.,
при секретаре Андросовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Новоалтайска, действующего в интересах Тулиной В. В., Будько Т. М., Кретовой Л. С., Шадрина В. В. к Администрации г. Новоалтайска, Комитету по управлению имуществом Администрации г. Новоалтайска, главе г.Новоалтайска Еремееву С.Н. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда находились административные дела по искам прокурора г. Новоалтайска действующего в интересах Тулиной В. В., Будько Т. М., Кретовой Л. С., Шадрина В. В. к Администрации г. Новоалтайска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Определением от 27.01.2021 указанные дела были объединены в одно производство.
С учетом уточнения административного искового заявления прокурор г. Новоалтайска просит признать незаконным бездействие администрации г. Новоалтайска, Комитета по управлению имуществом администрации г. Новоалтайска, выразившееся в непринятии мер по включению в реестр муниципального имущества теплообменника, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Новоалтайск, ул. 40 лет ВЛКСМ, 5, по передаче его организации, осуществляющей горячее водоснабжение – МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловое сети». Обязать Администрацию г.Новоалтайска, Комитет по управлению имуществом Администрации г.Новоалтайска включить в реестр муниципального имущества теплообменник, расположенный в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Новоалтайск, ул. 40 лет ВЛКСМ, 5, и передать его организации, осуществляющей горячее водоснабжение – МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети». Обязать администрацию г.Новоалтайска возложить обязанность возобновить бесперебойную, круглосуточную подачу горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома №3, 5, 7, 9, по ул. 40 лет ВЛКСМ в г. Новоалтайске, путем ремонта теплообменника, расположенного в доме №5 по ул. 40 лет ВЛКСМ в г. Новоалтайске за счет средств местного бюджета.
В обоснование заявленных требований указывает, что Прокуратурой г. Новоалтайска по коллективному обращению жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Новоалтайск, ул. 40 лет ВЛКСМ, 3, 5, 7, 9 Тулиной В.В., Будько Т.М., Кретовой Л.С., Шадрина В.В., проведена проверка в связи с отсутствием в данных домах горячей воды с 24.10.2020. Прокуратурой установлено, что причиной ограничения предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам помещений вышеуказанных многоквартирных жилых домов стал выход из строя группового теплообменника, установленного в подвальном помещении многоквартирного жилого дома № 5 по ул.40 лет ВЛКСМ, обслуживающего дома №3, 5, 7, 9, по указанной улице. Административные ответчики бездействуют в части разрешения вопроса восстановления горячего водоснабжения жителям указанных домов. Указанное противоречит требованиям закона, и нарушает прав граждан на получение коммунальной услуги надлежащего качества, противоречит интересам общества и государства.
К участию в административном деле судом в качестве административного соответчика привлечен глава г. Новоалтайска Еремеев С.Н.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Никитина Ю.В. на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем основаниям.
Административный истец Будько Т.М. в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивала.
Представитель административного ответчика Администрации г. Новоалтайска Асатрян В.С., представитель административного ответчика комитета по управлению имуществом Администрации г. Новоалтайска Шуткина В.В., представитель заинтересованного лица МУП «Новоалтайские тепловые сети» Комарова Д.С., возражали против удовлетворения требований, ввиду отсутствия правовых оснований.
Представитель заинтересованного лица ООО «УК ЖЭУ-2» Волков А.А. административные исковые требования поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом
Выслушав помощника прокурора г.Новоалтайска Никитину Ю.В., административного истца Будько Т.М., представителей административных ответчиков Асатряна В.С., Шуткину В.В., представителя заинтересованного лица МУП «Новоалтайские тепловые сети» Комарову Д.С., представителя заинтересованного лица ООО «УК ЖЭУ-2» Волкова А.А., свидетеля ФИО., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
О нарушении прав истцов прокурору стало известно 24.10.2020, исковое заявление направлено в суд 14.12.2020, то есть в срок, установленный ст. 219 КАС РФ.
Согласно части 2 статьи 15, части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан и должно отвечать установленным санитарным правилам и техническим правилам и нормам.
В соответствии с ч.1.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 2 ФЗ №416 –ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
Объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с ч.5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.Орган местного самоуправления, в данном случае Администрация г.Новоалтайска, обязан обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества жителям г.Новоалтайска.
В судебном заседании установлено, что между администрацией города Новоалтайска и Алтайским филиалом ФГУП «Западная – Сибирская железная дорога» МПС РФ 28.04.2001 заключено соглашение по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность г. Новоалтайска.
Жилые дома по адресам: г.Новоалтайск, ул. 40 лет ВЛКСМ, 3, 5, 7, 9, сети водоснабжения и теплоснабжения к ним, приняты в муниципальную собственность на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 №1499-р/110а/Т92р; распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Новосибирской области от 24.09.2004 № 1421 – р, постановления Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края от 23.11.2004 №61.
Постановлением администрации г. Новоалтайска от 30.12.2005 № 2918 «О приведении учета муниципального жилого фонда г. Новоалтайска в соответствии с действующим законодательством» определено, что вышеуказанные дома были переданы на обслуживание МУП «ЖЭУ-2».
В настоящее время указанные дома находятся на обслуживании управляющей организации ООО «УК «ЖЭУ-2».
Постановлением администрации г. Новоалтайска от 18.06.2015 №1221 МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
26.07.2016 между МУП г. Новоалтайска «НТС» и ООО « УК ЖЭУ-2» заключен договор энергоснабжения №1225/б/, в соответствии с которым МУП г. Новоалтайска обязуется осуществлять продажу тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения через присоединенную сеть на границе раздела эксплуатационной ответственности, а ООО «УК «ЖЭУ-2» обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
24.10.2020 в многоквартирных жилых домах расположенных по адресу: г.Новоалтайск, ул.40 лет ВЛКСМ, 3,5,7,9 прекратилось горячее водоснабжение в связи с выходом из строя кожухотрубного теплообменника, установленного в подвале дома №5 по ул.40 лет ВЛКСМ, от которого осуществляется горячее водоснабжение указанных многоквартирных домов. Групповой теплообменник на балансе МУП г. Новоалтайска «НТС» не состоит.
Указанный теплообменник ООО «УК «ЖЭУ-2», собственниками помещений многоквартирного жилого дома в собственность не принимался.
Теплообменник, установленный в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Новоалтайск, ул. 40 лет ВЛКСМ, 5, в реестр муниципального имущества не включен.
Горячее водоснабжение указанных домов осуществляется следующим образом: теплоноситель от котельной подаётся на теплообменник, расположенный в доме по ул. 40 лет ВЛКСМ, 5, в данном теплообменнике происходит подогрев холодной водопроводной воды, поступающим из котельной теплоносителем, после подогрева водопроводная вода подается в жилые дома по ул.40 лет ВЛКСМ, 3, 5, 7, 9.
Указанные обстоятельства подтверждаются схемой теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также показаниями свидетеля ФИО (инженера МУП г. Новоалтайска «НТС»).
Из показаний свидетеля ФИО также следует, что без указанного теплообменника горячее водоснабжение данных домов невозможно без прокладки отдельных сетей горячего водоснабжения. Теплообменник находится в изношенном состоянии, ремонту не подлежит, требуется его замена.
Анализа указанных правовых норм и исследованных доказательств позволяет сделать вывод о том, что указанный теплообменник является объектом, входящим в состав централизованной системы горячего водоснабжения, обеспечивающей подачу горячей воды жителям многоквартирных домов №№3,5,7,9 по ул.40 лет ВЛКСМ в г.Новоалтайске.
Учитывая, что указанный теплообменник является неотъемлемой частью сетей водоснабжения, внесенных в реестр муниципального имущества г.Новоалтайска, оснований для внесения теплообменника в данный реестр как самостоятельной вещи не имеется.
Таким образом, отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по включению в реестр муниципального имущества спорного теплообменника. Оснований возлагать обязанность включать теплообменник в реестр муниципального имущества не имеется. Административный иск в данной части удовлетворению не подлежит.
МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» является единой теплоснабжающей организации на территории городского округа города Новоалтайск. Указанное предприятие осуществляет продажу тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения через присоединенную сеть.
Вместе с тем, спорный теплообменник, обеспечивающий подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения домов №№3,5,7,9 по ул.40 лет ВЛКСМ в г.Новоалтайске, на баланс МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» не передавался, что в случае выхода его из строя препятствует теплоснабжающей организации принять меры по его обслуживанию для обеспечения жителей домов горячей водой.
При таких обстоятельствах, имеются основания для признания незаконным бездействия Администрации г.Новоалтайска, Комитета по управлению имуществом Администрации г.Новоалтайска, выразившегося в непринятии мер по передаче теплообменника МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» и основания для возложения на административных ответчиков обязанности принять меры по передаче спорного теплообменника МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети».
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Организация горячего водоснабжения на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения, орган местного самоуправления, являясь собственником сетей водоснабжения, обязан выполнять необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению качественного водоснабжения населения.
Прокурором заявлено требование, с целью устранения нарушений прав материальных истцов, обязать Администрацию г.Новоалтайска возобновить бесперебойную, круглосуточную подачу горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома №3, 5, 7, 9, по ул. 40 лет ВЛКСМ в г. Новоалтайске, путем ремонта теплообменника, расположенного в доме №5 по ул. 40 лет ВЛКСМ в г. Новоалтайске за счет средств местного бюджета.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Суд считает, что возложение на административных ответчиков указанной выше обязанности, не будет способствовать восстановлению нарушенных прав материальных истцов, поскольку, бесперебойная, круглосуточная подача горячей воды зависит не только от деятельности органа местного самоуправления, но и от иных обстоятельств, а возложение обязанности произвести ремонт теплообменника приведет к невозможности исполнения решения суда в случае нецелесообразности его ремонта.
Суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Новоалтайска, Комитет по управлению имуществом администрации г. Новоалтайска обязанность обеспечить надлежащую организацию горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Алтайский край, г.Новоалтайск, ул.40 Лет ВЛКСМ, 3, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 40 Лет ВЛКСМ, 5, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 40 Лет ВЛКСМ, 7, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 40 Лет ВЛКСМ, 9, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом не имеется необходимости для установления определенных сроков исполнения возложенной на административных ответчиков обязанности, поскольку, в соответствии с ч.1.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, административным ответчикам при организации горячего водоснабжения необходимо руководствоваться сроками, указанными в соответствующих правилах, действующих на момент исполнения решения суда.
В целом административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г. Новоалтайска, действующего в интересах Тулиной В. В., Будько Т. М., Кретовой Л. С., Шадрина В. В., удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Администрации г.Новоалтайска, Комитета по управлению имуществом администрации г.Новоалтайска, выразившееся в непринятии мер по передаче теплообменника, распложенного в доме по адресу: Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 40 Лет ВЛКСМ, 5, организации, осуществляющей горячее водоснабжение – МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловое сети».
Возложить на администрацию г.Новоалтайска, Комитет по управлению имуществом Администрации г.Новоалтайска обязанность принять меры к передаче теплообменника, распложенного в доме по адресу: Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 40 Лет ВЛКСМ, 5, организации, осуществляющей горячее водоснабжение – МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловое сети».
Возложить на Администрацию г.Новоалтайска обязанность обеспечить надлежащую организацию горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Алтайский край, г.Новоалтайск, ул.40 Лет ВЛКСМ, 3, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 40 Лет ВЛКСМ, 5, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 40 Лет ВЛКСМ, 7, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 40 Лет ВЛКСМ, 9, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Жилищным кодексом Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Лапин
Мотивированное решение
изготовлено 16.04.2021