дело № 2-1172/2024
74RS0001-01-2023-006744-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2024 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Коростине Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска о признании бесхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности обратиться в орган государственной регистрации с заявлением о принятии на учет,
УСТАНОВИЛ:
Челябинский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточненных исковых требований от 06.05.2024) о признании бесхозяйным имуществом: пешеходный мост, <адрес>, имеющего следующие координаты:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Просил обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - пешеходный мост, <адрес>. Вышеуказанный объект инженерной инфраструктуры не учитывается в реестре муниципального имущества города Челябинска, в реестре федерального имущества, также не находится в собственности субъекта РФ.
Старший помощник Транспортного прокурора г. Челябинска Шпилевая Е.Л. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска по доверенности Черябкина М.С. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на иск, указала, что информация от администрации Курчатовского района г. Челябинска о выявлении указанного имущества в качестве бесхозяйного в Комитет не поступала. Подготовка документов и осуществление работ требует временных затрат поэтому срок исполнения необходимо установить не менее 12 месяцев со дня вступления суда в законную силу. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ОАО «Челябвтормет» по доверенности Глотов А.Ю. в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить.
Представители третьих лиц ОАО «РЖД», Челябинского электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш», Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены.
Ранее представителем Челябинского электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш» представлен письменный отзыв на иск, в котором просил исковые требования удовлетворить.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в ходе проведенной транспортной г. Челябинска проверки установлено, что на <адрес> располагается пешеходный мост, используемый для перехода через железнодорожные пути.
Согласно акту осмотра пешеходный мост над железнодорожными путями является высокопроходимым местом и нуждается в проведении капитального ремонта и регулярном техническом обслуживании, асфальтовое покрытие требует текущего ремонта, освещение отсутствует, лестница находится в аварийном состоянии, доступ к мосту не ограничен.
В соответствии ответами, поступившими из Администрации города Челябинска, ОАО «Челябвтормет», Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», АО «Челябинского электровозоремонтного завода», Администрации Курчатовского района г. Челябинска, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, Министерства имущества Челябинской области, следует, что сведения о собственнике или владельце указанных бетонных оснований отсутствуют.
Согласно п. 2 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 02.03.2015 № 45-п (далее - Положение), Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск» (далее - муниципальное имущество), а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности. Согласно ст. 13 Положения основными задачами Комитета являются: разработка и реализация единой политики органов местного самоуправления города Челябинска в области имущественных отношений; представление и защита прав и законных интересов муниципального образования «город Челябинск» в области имущественных правоотношений; обеспечение эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. В рамках решения основных задач Комитет осуществляет следующие функции: осуществляет полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом за исключением функций, отнесенных к компетенции иных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска, а также должностных лиц Администрации города Челябинска; ведет реестры муниципального имущества города Челябинска, оформляет документально выбытие и принятие имущества в муниципальную казну города Челябинска, подает заявления от имени муниципального образования «город Челябинск» о государственной регистрации возникновения, прекращения, перехода права муниципальной собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования «город Челябинск».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению теплоснабжения населения закреплены в ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В силу ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу приведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию теплосетей, в том числе, бесхозяйных сетей, а также обеспечить постановку на учет бесхозяйных тепловых сетей.
Порядок принятия на учет регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Поскольку пешеходный мост расположен на территории муниципального образования «город Челябинск», ответчиком данные основания должны быть поставлены на учет в качестве бесхозяйных. Вместе с тем, меры по постановке указанных объектов в качестве бесхозяйных не приняты.
Отсутствие собственника пешеходного моста, пересекающего железнодорожные пути, создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте, причинения вреда неопределенному кругу лиц и влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного моста на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества.
В результате непринятия ответчиком, который является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, мер по постановке пешеходного моста на учет в качестве бесхозяйных, не обеспечиваются мероприятия по осуществлению надлежащей защиты населения муниципального образования, что может привести к чрезвычайной ситуации, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц, а равно интересы Российской Федераций, выступающей гарантом прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и другими федеральными законами.
Учитывая, что постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества в порядке установленным законом требует временных затрат ( направление запросов, подготовка документации, заключение контракта), суд полагает, что необходимым установить срок для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, таким образом исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать бесхозяйным имуществом: пешеходный мост, <адрес> имеющего следующие координаты:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - пешеходный мост, <адрес>, имеющего следующие координаты:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Хабарова
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2024 года.
Судья: Л.В. Хабарова