Решение по делу № 33-8949/2022 от 18.08.2022

Судья Буянова Н.А. Дело № 2-291/2022

Докладчик Давыдова И.В Дело № 33-8949/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего ДАВЫДОВОЙ И.В.

Судей КУЗОВКОВОЙ И.С., НИКИФОРОВОЙ Е.А.

При секретаре БУРЧ А.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 15 сентября 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. начальника МИФНС России Беляева А.Б. на решение Доволенского районного суда Новосибирской области от 20 июня 2022 года, которым частично удовлетворен иск прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах Бондаренко Татьяны Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Новосибирской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении.

Взыскана с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Новосибирской области в пользу Бондаренко Татьяны Владимировны сумма недоплаченной компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей /четырехмесячное денежное содержание/ в размере 90 150 рублей 67 коп., сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 23 076 рублей 11 коп., компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, а всего взыскано 116 226 рублей 78 коп.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Давыдовой И.В., объяснения представителя МИФНС России по Новосибирской области Баженовой Е.В., представителя прокуратуры Новосибирской области Гребневой Е.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Доволенского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Бондаренко Татьяны Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Новосибирской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в нарушение требований ст. 11, 22 56, 136, 140 ТК РФ Бондаренко Т.В. при увольнении не произведена выплата полного окончательного расчета. В связи с оптимизацией штатной структуры МИФНС России сокращены государственные гражданские служащие, в том числе Бондаренко Т.В., работавшая в должности старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок.

В соответствии с приказами ФНС России от 27.04.21. № ЕД-7-4/226 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области», УФНС России по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. @ «Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области» произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области.

Как указывал истец, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоением ему классных чинов, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функции государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В период с 01.07.20. по 30.06.21. работникам МИФНС России - государственным гражданским служащим выплачивались средства материального стимулирования /за 2 квартал 2020 года, июль-сентябрь 2020 года, 3 квартал 2020 года, октябрь-декабрь 2020 года, 4 квартал 2020 года, январь-апрель 2021 года, май-июнь 2021 года, 1 квартал 2021 года/, которые не были учтены при расчете денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы.

В связи с этим сумма не начисленной и не выплаченной компенсации Бондаренко Т.В. составила 113 226 рублей 78 коп.

Ссылаясь на нарушение прав Бондаренко Т.В. при увольнении, истец просил взыскать с Межрайонной ИФНС России по Новосибирской области в пользу Бондаренко Т.В. задолженность компенсации в размере 113 226 рублей 78 коп., компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, а всего 116 226 рублей 78 коп.

Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое и.о. начальником МИФНС России Беляевым А.Б., который просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе ее автор ссылается на неправильное определение судом имеющих значение для дела обстоятельств, неверную оценку доказательств, нарушение норм материального и процессуального права.

Апеллянт не соглашается с выводом суда о том, что то, что материальное стимулирование относится к обязательным выплатам, поскольку дополнительные бюджетные ассигнования выделяемые Правительством РФ в течение года на материальное стимулирование объективно не могут формировать фонд оплаты труда, который уже рассчитан и доведен до конкретной Инспекции.

Судом не принята по внимание позиция Минфина РФ, изложенная в письме от ДД.ММ.ГГГГ. , согласно которой выплачиваемое в соответствии с ежегодными решением Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством РФ не предусмотрены.

По мнению апеллянта, исчисление денежного содержания Бондаренко Т.В. произведено в соответствии с положениями ст.ст.50 и 51 Закона № 79-ФЗ, Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а также с учетом локальных нормативных актов ФНС России, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имелось.

Апеллянт находит противоречащим нормам действующего законодательства вывод суда о том, что не подлежит исключению из расчета материальное стимулирование за 1 квартал, которое было выплачено истцу после увольнения. При этом апеллянт указывает на то, что размер данной выплаты не был заранее известен, что не позволяло включать его в расчет при увольнении истицы.

Также необоснованным автор жалобы находит взыскание с ответчика компенсацию морального вреда.

Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.04. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Как установлено ст. 73 Федерального закона от 27.07.04. № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из системного толкования указанных правовых положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.04. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.

На основании ч. 1 ст. 50 ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно ч.2 ст. 50 ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с ч. 10 ст. 50 ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В силу положений п.3.1 ч.3 ст. 37 указанного закона, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч.1 ст.37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.07. № 562, предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Пунктом 8 данных Правил установлено, что в случаях, предусмотренных подпунктами «д» /увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы/ и «з» п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата /оплата труда работника/ - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты /доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера/ и стимулирующие выплаты /доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты/.

Как установлено ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда /включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования/ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу положений ч. 2 ст. 139 ТК РФ при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности /объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии/. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

На основании ч.1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.04. № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Согласно ч.2 ст.51 ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты /в расчете на год/: 1/ оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2/ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3/ ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4/ ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5/ премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6/ ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7/ единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1/ на выплату районного коэффициента /коэффициента/; 2/ на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3/ на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.04. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.06. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а/ должностных окладов; б/ окладов за классный чин и дополнительных выплат; в/ ежемесячного денежного поощрения /в расчете на год/.

В силу п. 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а/ денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б/ районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в/ повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г/ других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.1 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.12. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.12. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.12. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Согласно ч. 1 ст. 46 ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска /ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.04. № 79-ФЗ/.

На основании п. 6 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.04. № 79-ФЗ гражданскому служащему причитается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя /п.8 ст.50 Федерального закона от 27.07.04. № 79-ФЗ/.

Удовлетворяя частично иск прокурора Доволенского района Новосибирской области, суд первой инстанции исходил нарушения трудовых прав Бондаренко Т.В. в связи с недоплаченной компенсацией при увольнении с государственной гражданской службы по основанию сокращения должностей, а потому в пользу Бондаренко Т.В. подлежит взысканию денежная компенсация.

Судебная коллегия выводы суда находит правильными, поскольку они мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, требованиям закона, представленным доказательствам, которые судом оценены верно.

Так из материалов дела усматривается, что приказом № 18-ЛС от 24.06.92. Бондаренко Т.В. принята в Государственную налоговую инспекцию по Доволенскому району Новосибирской области на должность государственного налогового инспектора.

Согласно заключенному с Бондаренко Т.В. служебному контракту № 81 от 18.08.05. о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в МИФНС России по Новосибирской области, истица занимала должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок.

В соответствии с условиями заключенного между сторонами контракта денежное содержание Бондаренко Т.В. состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 1 798 рублей 20 коп. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы Российской Федерации; премии; ежемесячного денежного поощрения; материальной помощи; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска /п.10/. Также производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ /п.1/0.

С 01.01.12. Бондаренко Т.В. переведена и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы старшей группы категории «специалисты» - старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок, заключено дополнительное соглашение к служебному контракту.

В соответствии с приказами ФНС России от 27.04.21. № ЕД-7-4/226 «О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области», УФНС России по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. @ «Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области» произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС России по Новосибирской области включена в состав МИФНС России по Новосибирской области.

Приказом от 15.06.21. № 01-2-03/59 Бондаренко Т.В. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена 30.06.21. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.04. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с выплатой окончательного расчета, с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 30 календарных дней, компенсации в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что приказами начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Новосибирской области Бондаренко Т.В. систематически выплачивались средства материального стимулирования.

Так, на основании приказа МИФНС России № по Новосибирской области от 28.09.20. № 01-2-03/119дсп за 2 квартал 2020 года ей было выплачено 27 599 рублей. На основании приказа МИФНС России № 6 по Новосибирской области от 28.09.20. № 01-2-03/120дсп за июль-сентябрь было выплачено 30 447 рублей. На основании приказа МИФНС России № 6 по Новосибирской области от 10.12.20. № 01-2-03/164 за октябрь-декабрь 2020 года выплачено 17 826 рублей. На основании приказа МИФНС России № 6 по Новосибирской области от 22.12.20. № 01-2-03/166дсп за 3 квартал 2020 года Бондаренко Т.В. было выплачено 45 900 рублей. На основании приказа МИФНС России № 6 по Новосибирской области от 22.04.21. № 01-2-03/35дсп за 4 квартал ей выплачено 38 114 рублей. На основании приказа МИФНС России № 6 по Новосибирской области от 11.05.21. № 01-2-03/42дсп за январь-апрель 2021 года выплачено 29 216 рублей. На основании приказа МИФНС России № 6 по Новосибирской области от 21.06.21. № 01-2-03/62дсп за май-июнь 2021 года выплачено 33 837 рублей. На основании приказа МИФНС России № 6 по Новосибирской области от 21.07.21. № 01-2-03/84дсп за 1 квартал 2021 года ей было выплачено 47 513 рублей.

Данные выплаты не были учтены работодателем при исчислении и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Суд первой инстанции, проанализировав представленные в деле доказательства с учетом положений ч.ч.1, 2, 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», на которые указано выше, пришел к выводу о том, что средства материального стимулирования относятся к обязательным выплатам, входят в систему оплаты труда, а потому подлежат учету при исчислении окончательного расчета при увольнении по сокращению.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.12. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.07. № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Пунктом 2 данных Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.

Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с п. 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с п. 8 Правил.

Согласно п.8 Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.

Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ.

В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, так как одни и те же выплаты /материальное стимулирование/ не могут носить различную правовую природу при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске /п. 6 Правил/ и определении компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа /п.8 Правил/.

Как верно отметил суд первой инстанции, поскольку отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено, на данные правоотношения в части материального стимулирования, распространяется положения ч. 2 ст. 139 ТК РФ, согласно которым для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Также судом обоснованно учтено, что заключенным с Бондаренко Т.В. служебным контрактом № 81 от 18.08.05. предусмотрены иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами РФ /п. 10 служебного контракта/.

Из материалов дела следует, что Бондаренко Т.В. при получении заработной платы получала и спорные суммы материального стимулирования, они учтены в ее заработке при исчислении подоходного налога.

Следовательно, при данные суммы подлежали учету и при исчислении окончательного расчета при увольнении, в том числе при счислении компенсации за неиспользованный отпуск.

Судом первой инстанции обоснованно принял во внимание тот факт, что федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и /или/ механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.

Стимулирующие выплаты в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих носили систематический характер во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 06.03.18. № 229-6, 19.03.19. № 283-14, 17.02.20. № 168-8, предусматривающих в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Суд первой инстанции обоснованно отметил, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.12. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, а потому, исходя из правовой природы указанных выплат, данные выплаты должны быть учтены при расчете компенсации при увольнении истца в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа в соответствии с п. 8 Правил в порядке, предусмотренном для исчисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

Учитывая изложенное, нельзя согласиться с позицией апеллянта о том, что материальное стимулирование не входит в оплату труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику /государственному гражданскому служащему/ за его работу и являются его доходом.

Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты дополнительного материального стимулирования.

При этом, суд первой инстанции верно отметил, что применение ведомственных актов, предоставленных представителем ответчика, в том числе письма ФНС России, согласно которым материальное стимулирование в состав денежного содержания не входит, а также п. 2.2 Положения о порядке выплаты отдельных ежемесячных и иных дополнительных выплат гражданским служащим, утвержденного приказом МИФНС России № 6 по Новосибирской области от 13.12.16. № 01-2-04/112, согласно которому выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции, не может вступать в противоречие с ч. 2 ст. 139 ТК РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что компенсация за 30 дней неиспользованного ежегодного отпуска подлежала исчислению и выплате с учетом выплаченных Бондаренко Т.В. средств материального стимулирования.

Ошибочным является довод апеллянта о том, что не подлежит учету при исчислении компенсации при увольнении сумма материального стимулирования за 1 квартал 2021 года по причине выплаты после увольнения Бондаренко Т.В.

Из представленного в деле приказа от 21.07.21. № 01-2-03/84дсп о выплате материального стимулирования Бондаренко Т.В. в размере 47 513 рублей, расчетного листка за июль 2021 года следует, что Бондаренко Т.В. уволена, отработав 1 квартал 2021 года, не была лишена материального стимулирования, а потому не имеет правового значения тот факт, что данная выплата произведена после ее увольнения.

Не влечет отмену правильного судебного акта несогласие апеллянта с взысканием в пользу истицы компенсации морального вреда, поскольку данный довод противоречит положениям ст.ст.21, 237 Трудового Кодекса РФ.

Так, согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.04. «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 /абзац 14 части 1/ и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав /например, при задержке выплаты заработной платы/. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку трудовые права Бондаренко Т.В. были нарушены уклонением работодателя от своевременной и в полном объеме оплаты труда при увольнении, что лишило ее возможности своевременно распорядиться предоставленным ей законом правом на оплату труда, оснований для отказа в иске в данной части суд первой инстанции обоснованно не усмотрел.

Не находит таких оснований и судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апеллянта как несостоятельные.

Взысканная судом сумма в размере 3 000 рублей соответствует положениям ст. 237 Трудового кодекса РФ, принципам разумности, соразмерности и справедливости, объему нарушенных трудовых прав Бондаренко Т.В., а потому оснований для уменьшения компенсации судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленных доказательств, не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.

Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Доволенского районного суда Новосибирской области от 20 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. начальника МИФНС России №19 Беляева А.Б. без удовлетворения.

Председательствующий

Судья

33-8949/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Новосибирской области
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №19
Другие
Бондаренко Татьяна Владимировна
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
18.08.2022Передача дела судье
15.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2022Передано в экспедицию
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее