РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сычевка 18 мая 2022 года.
Сычевский районный суд Смоленской области в составе:
Председательствующего судьи Лихачева А.В.,
При секретаре Баронча М.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Сычевского района Смоленской области к Администрации муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сычевского района Смоленской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Сычевский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий, указав в своем исковом заявлении, что Прокуратурой Сычевского района Смоленской области была проведена проверка исполнения законодательства об образовании и общих принципах организации местного самоуправления в части организации регулярных перевозок несовершеннолетних обучающихся в МКОУ Дугинская ОШ. При этом установлено, что подвоз обучающихся МКОУ Дугинская ОШ осуществляется школьным автобусом по маршруту Дугино-Иванцево-Бубниха-Дугино-Ладыгино-Дугино общей протяженностью 34 км с отправлением в школу – понедельник, прибытие домой – пятница. Считает, что указанный график подвоза обучающихся, который является неежедневным, не отвечает требованиям действующего законодательства, так как нарушает их право на выбор места постоянного проживания, общения с родственниками и проведения досуга во внеурочное время. При этом наличие пришкольного интерната не является основанием для существующего графика подвоза обучающихся. Просит суд обязать Администрацию МО «Сычевский район» Смоленской области организовать ежедневный (в учебные дни) подвоз обучающихся МКОУ Дугинская ОШ школьным автобусом по маршруту: Дугино-Иванцево-Бубниха-Дугино-Ладыгино-Дугино общей протяженностью 34 км.
В судебном заседании прокурор Сычевского района Смоленской области Турков В.С. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области ФИО1 исковые требования, заявленные прокурором не признала, пояснив суду, что подвоз обучающихся МКОУ Дугинская ОШ был организован надлежащим образом, все учащиеся имели возможность доступа в учебное заведение, никаких жалоб по вопросу организации перевозки учащихся в образовательное учреждение не поступало. Так же просит суд учесть, что на основании Постановления Администрации МО «Сычевский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжения Администрации Смоленской области №-р/адм от ДД.ММ.ГГГГ МКОУ Дугинская основная школа была принята в государственную собственность <адрес>. В связи с чем вопросы организации перевозок учащихся теперь не решаются муниципалитетом.
В судебном заседании представитель администрации Дугинского сельского поселения Сычевского района Смоленской области ФИО2 заявленные исковые требования не признала, пояснив суду, что Дугинская ОШ находится на территории Дугинского сельского поселения Сычевского района Смоленской области. Большинство детей, обучающихся в школе, в учебные дни проживают в пришкольном интернате, при этом подвоз обучающихся осуществляется школьным автобусом по маршруту: Дугино-Иванцево-Бубниха-Дугино-Ладыгино-Дугино с отправлением в школу по понедельникам, а возвращение домой по пятницам. Указанный график согласован с родителями учеников и отвечает интересам обучающихся детей, считает, что никаких нарушений при организации перевозок допущено не было. Проживание обучающихся в пришкольном интернате организовано на основании волеизъявления родителей, которые написали соответствующие заявления на имя директора школы. Просит суд отказать в иске.
С учетом обстоятельств дела и позиции сторон судом в качестве соответчика был привлечен Департамент Смоленской области по образованию и науке, представитель Департамента, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, при этом суду был предоставлен отзыв, в котором Департамент Смоленской области по образованию и науке указывает на то, что федеральным законодательством не предусмотрена обязанность ежедневного подвоза обучающихся к месту учебы, истцом не предоставлено правовых обоснований своей позиции. Просит суд учесть, что поскольку организация перевозки возложена действующим законодательством на муниципалитеты, не Департамент не является соответчиком по делу.
Заслушав стороны, рассмотрев отзыв Департамента Смоленской области по образованию и науке, а так же письменные материалы по делу, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно п.1 ст.40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
В силу п.2 ст.40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Критерии территориальной доступности общеобразовательных организаций конкретизированы в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189), согласно пункту 2.5 которых в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций: во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2 км, для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно; при расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно; время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону; подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей; оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м; для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
В соответствии с п.2.6 СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189) рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а так же при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.
При этом, как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 05.07.2017 N 18-П организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы «представляет собой - как и создание в исключительных случаях интернатов при общеобразовательной организации (пункт 2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10) - специальную форму обеспечения территориальной доступности образовательных организаций, рассчитанную на ситуации, когда на конкретной части территории муниципального района или городского округа отсутствует возможность обеспечения территориальной доступности образовательной организации иным образом».
Таким образом, организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях является одной из возможных форм обеспечения территориальной доступности образовательных учреждений, при этом обеспечение территориальной доступности образовательных учреждений в каждом конкретном случае реализуется муниципалитетом с учетом совокупности факторов (расстояния, климатической зоны и пр.).
Судом установлено, что в СОГКОУ «Дугинская основная школа» существует пришкольный интернат, в котором круглосуточно в учебное время проживают обучающиеся в школе на основании письменных заявлений их родителей. Перевозка обучающихся осуществляется автобусом по маршруту: Дугино-Иванцево-Бубниха-Дугино-Ладыгино-Дугино с отправлением в школу по понедельникам, а возвращение домой по пятницам. Следовательно, муниципалитетом была организована территориальная доступность образовательного учреждения для обучающихся.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом.
Суд считает, что истцом не предоставлено доказательств нарушения ответчиком прав обучающихся на обеспечение территориальной доступности образовательных учреждений, так как в ходе судебного разбирательства не нашла своего подтверждения необходимость в ежедневной организации перевозки обучающихся, суду не предоставлено сведений об обучающихся, которым ответчиком не обеспечена доступность образовательного учреждения, не указаны какие именно критерии территориальной доступности общеобразовательных организаций были нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Сычевского района Смоленской области к Администрации муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сычевский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Лихачев А.В.
Копия верна:
Судья Сычевского райсуда Лихачев А.В.
Секретарь: Баронча М.М.