Дело № 2-228/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2024 г. п. Комсомольский
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего - судьи Очирова М.П.,
при секретаре Шимтиевой Б.К.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора
Черноземельского района Республики Калмыкия Манджиева М.Б.,
главы Сарульского СМО Республики Калмыкия ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сарульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности,
установил:
прокурор Черноземельского района Республики Калмыкия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сарульского СМО Республики Калмыкия о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, мотивировав тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения в Сарульском сельском доме культуры, правообладателем которого является администрация Сарульского СМО Республики Калмыкия. Нарушения состоят в следующем: не проводится техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, которая находится в неисправном состоянии; у огнетушителей вышел срок эксплуатации, не произведена их замена; не представлены документы по проверке состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; отсутствует техническая документация изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Просит обязать администрацию Сарульского СМО Республики Калмыкия устранить выявленные нарушения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Прокурор Манджиев М.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – глава Сарульского СМО Республики Калмыкия ФИО3 в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку допущенные нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности в настоящее время устраняются.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
В соответствии со ст. 37 приведенного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пунктом 13 данного закона приведена классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности, которая основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара (горючесть, воспламеняемость, способность распространения пламени по поверхности, дымообразующая способность, токсичность продуктов горения).
В силу ст. 52 закона защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: 1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; 2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; 3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; 4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; 5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; 6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций; 7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; 8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; 9) применение первичных средств пожаротушения; 10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения; 11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Согласно ст. 54 указанного закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Пунктом 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, установлено, что руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Черноземельского района Республики Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства в области пожарной безопасности. По результатам проверки, проводимой совместно со специалистом ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, установлено, что в Сарульском сельском доме культуры, расположенном по адресу: <адрес>, правообладателем которого является администрация Сарульского СМО Республики Калмыкия, выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, а именно: не проводится техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, которая находится в неисправном состоянии; у огнетушителей вышел срок эксплуатации, не произведена их замена; не представлены документы по проверке состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; отсутствует техническая документация изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ.
Из письма заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лаганскому и <адрес>м ГУ МЧС России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, поскольку связаны с обеспечением возможности своевременного обнаружения пожара, оповещения о нем всех людей, находящихся на объекте защиты, их эвакуации до достижения критических значений опасных факторов пожара, готовностью персонала обеспечить своевременную эвакуацию людей с территории объекта.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком, подтвердившим в судебном заседании, что допущенные нарушения в настоящее время не устранены, и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
В этой связи несоблюдение требований пожарной безопасности в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в сельском доме культуры, его содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье граждан и его работников.
При таких обстоятельствах требования прокурора являются законными и обоснованными.
В силу пп. 19 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от судебных расходов по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сарульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области противопожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию Сарульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0810900514 ОГРН 1020800568722) в течение 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу в отношении Сарульского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>:
- провести техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
- привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию;
- заменить огнетушители;
- провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности;
- составить техническую документацию изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия и в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в городе Краснодар в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2024 года.
Председательствующий (подпись) М.П. Очиров
«Копия верна»: Судья М.П. Очиров