Решение по делу № 2-237/2013 от 17.06.2013

Гражданское дело № 2-237/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Нижний Цасучей 17 июля 2013 года

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Недзельского А.А., при секретаре Жамбаловой Д.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Нижнецасучейское» и администрации МР «Ононский район» о признании бездействия незаконным и понуждению к сбору и вывозу бытовых отходов с участка по периметру полигона твёрдых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что администрация сельского поселения «Нижнецасучейское» Ононского района не исполняет законодательство Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чем нарушает конституционные права граждан на благополучную окружающую среду. Как установлено проверкой, на территории прилегающей к полигону бытовых отходов на расстоянии до 100 метров по периметру полигона, расположенного в восточном направлении от <адрес> между 68 и 69 километром автомобильной дороги Акша-Бырка имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. По устранению несанкционированных свалок администрацией не были предприняты никакие меры. Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения «Нижнецасучейское», выразившееся в ненадлежащем организации, обеспечении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах сельского поселения незаконным, обязать администрацию организовать уборку несанкционированной свалки.

В судебном заседании прокурор района Фотин Р.А. просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика Администрацию МР «Ононский район». Просил возложить обязанность по уборке указанной в заявлении свалки бытовых отходов в равной степени на обоих ответчиков. Пояснил, что обязанность по содержанию полигона ТБО в соответствии с законодательством возложена на администрацию МР «Ононский район. Согласно санитарных правил обязанность по уборке прилегающей к полигону территории на расстоянии до 500 метров лежит на собственнике полигона, т.е на Администрации района. Вместе с тем, обязанность по уборке несанкционированных свалок лежит на администрации сельского поселения. В ходе прокурорской проверки и судебного не следствия не установлен механизм образования мусора за пределами полигона. Оба ответчика не исключают, что мусор мог образоваться как в результате переноса мусора ветром с полигона, так и путём несанкционированного сброса населением. Учитывая изложенное просит возложить обязанность по уборке данного мусора на обоих ответчиков.

Определением суда от 02.07.2013г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МР «Ононский район».

Представитель ответчика Администрации СП «Нижнецасучейское» Степанов Л.М. заявленные требования не признал. Показал что утилизация бытового мусора и содержание полигона ТБО является обязанностью администрации района. На эти цели ежегодно выделяется до 500 тыс. рублей. Согласно санитарных правил собственник полигона ТБО обязан систематически уберать прилегающую к полигону территорию. Полигон ТБО на балансе сельского поселения «Нижнецасучейское» не стоит. Допускает возможность образования мусора на указанной в иске территории путём его переноса ветром с полигона, а также путём несанкционированного свала населением.

Представители ответчика Администрации МР «Ононский район» Калита Е.Н., Токмаков В.А., Воробъёв Г.П. исковые требования не признали, суду показали, что полигон на балансе администрации района не стоит. В 2005г. данный полигон был передан на баланс администрации сельского поселения «Нижнецасучейское». Согласно Закона обязанность по содержанию данного полигона лежит на администрации района, но данный полигон в собственность района ещё не принят. В настоящее время только оформляются документы для надлежащего оформления данного полигона и постановку его на баланс администрации района. Администрация района в прошлом году по решению суда приводила полигон в соответствие с предъявляемыми требованиями, изготовлено ограждение периметра полигона, определены его границы. Дважды силами работников администрации производилась уборка мусора вдоль периметра полигона. Также допускают возможность образования мусора на указанной в иске территории путём его переноса ветром с полигона, а также путём несанкционированного свала населением.

Заслушав объяснения истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов.

Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной чистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу положений ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, сброс отходов в том числе и на почву запрещен.

Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьёй 14 определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям сельских поселений. Вместе с тем, ст. 15 данного закона указывает что к полномочиям муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.3.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» твердые бытовых отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), так как устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов не допускается. Данными правилами предусмотрено создание санитарной зоны полигона ТБО протяжённостью 500 метров от полигона. Пунктом 5.4 правил предусмотрена регулярная, не реже одного раза в смену, очистка отходов, задерживаемые переносными щитами ограждения, которые собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта. Пунктом 5.6. предусмотрена обязанность дин раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

Таким образом, установлено, что обязанность по уборке санитарно-защитной зоны полигона, а именно в данном случае территории указанной в исковом заявлении, лежит на собственнике полигона или администрации соответствующего муниципального района.

Согласно акта проверки от 11.06.2013г. установлено, что территория вокруг полигона на расстоянии до 100 метров загрязнена бытовыми отходами. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду фотографиями и не отрицается сторонами.

Согласно информации администрации района в настоящее время утверждён план проектных границ земельного участка под полигон ТБО.

Согласно генерального плана СП «Нижнецасучейское» определён полигон промышленных и бытовых отходов и санитарно-защитная зона вокруг полигона.

Согласно постановления главы МО «Ононский район» № 282 от 04.08.2003г. отведён земельный участок площадью 240 тыс. кв. метров. Главе администрации с. Н-Цасучей поручено организовать работы по обустройству полигона и приёмке мусора. Определён план расположения земельного участка между 68 и 69 км. трассы Бырка-Акша. Распоряжением главы МО «Ононский район № 179 от 06.06.2005г. данный полигон передан в собственность СП «Нижнецасучейское». 08.06.2005г. данный полигон согласно акта приёма-передачи принят в собственность поселения «Нижнецасучейское».

Вместе с тем, в соответствии с законодательством РФ обязанность по утилизации бытового мусора лежит на администрации МР «Ононский район». В соответствии с постановлением руководителя администрации МР «Ононский район» № 162 от 15.04.2013г. образован земельный участок площадью 150000 кв. метров для размещения полигона ТБО на расстоянии 3 км. на юго-востоке от с. Н-Цасучей, между 68 и 69 км. трассы Бырка-Акша. Из пояснений сторон следует, что это именно участок того полигона, который действует в настоящее время с 2003г., только он немного сместился в сторону в связи с невозможностью размещения отходов в местах где он уже утилизирован.

Таким образом, судом установлено, что администрацией района принимаются меры по исполнению возложенной на них законом обязанности по организации утилизации бытового мусора, путём обустройства соответствующего полигона. Определены границы данного полигона. Соответственно обязанность по уборке прилегающей к полигону санитарно-защитной зоны на расстоянии до 500 метров, является обязанностью администрации района.

Вместе с тем, всеми сторонами признаётся, что мусор на прилегающей к территории полигона санитарно-защитной зоне также образовался и в связи с его несанкционированным свалом населением. Уборка данного мусора в соответствии с законодательством РФ является обязанностью администрации сельского поселения.

Учитывая изложенное, суд полагает, что при отсутствии надлежащей работы по передаче и оформлении данного полигона, обязанность по первичной уборке территории прилегающей к полигону лежит в равной степени на обоих ответчиках. После очистки данной территории обязанность по очистке санитарно-защитной зоны, в пределах её территории, целиком возлагается на собственника данного полигона.

Вместе с тем, судом установлено и истцом не оспаривается, что ответчики неоднократно организовывали уборку территории прилегающей к полигону ТБО, однако данная работа явилась недостаточной в силу большого количества мусора, необходимости привлечения тяжёлой техники, отсутствия финансирования и постоянного образования новых несанкционированных свалок. Учитывая изложенное суд не может согласиться с требованиями прокурора о признании в действиях ответчиков бездействия в части уборки данной несанкционированной свалки. При установленных судом обстоятельствах, требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает достаточным срок один месяц для исполнения решения.

В силу п.п. 9, 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 173, 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ононского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения «Нижнецасучейское» и администрацию муниципального района «Ононский район» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов с участка вдоль периметра полигона твёрдых бытовых отходов в восточном направлении от с<адрес> между 68 и 69 километром автомобильной дороги Бырка-Акша: с южной стороны полигона на расстоянии до 80 метров от ограждения, с восточной, западной и северной стороны на расстоянии до 100 метров от ограждения.

    В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Ононский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Недзельский

2-237/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ононского района Фотин Р. А.
Ответчики
Администрация МР "Ононский район
Администрация СП"Нижнецасучейское"
Админитсрация МР "Ононский район"
Суд
Ононский районный суд Забайкальский края
Судья
Недзельский Алексей Анатольевич
Дело на сайте суда
onon.cht.sudrf.ru
17.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2013Передача материалов судье
18.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2013Судебное заседание
16.07.2013Судебное заседание
17.07.2013Судебное заседание
17.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2013Дело оформлено
30.10.2013Дело передано в архив
17.07.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее