Председательствующий: Шипанов Ю.В.
19RS0001-02-2021-007390-32
дело № 33а-3002/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Абакан 28 декабря 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Петровой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котляра Виталия Анатольевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия об оспаривании решения и возложении обязанности совершить действия,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Сукало Виталия Алексеевича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 октября 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения представителя административного истца Сукало В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика УФНС России по Республике Хакасия Антипенко Ю.П., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Котляр В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС России по Республике Хакасия) о признании решения незаконным и возложении обязанности произвести перерасчёт земельного налога за 2018-2020 годы. Свои требования мотивировал тем, что 04.07.2018 постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А74-3100/2017 погашены записи о праве собственности административного истца на ряд земельных участков в связи с признанием сделки по их приобретению недействительной. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.04.2019 по делу №А74-3235/2018 погашены записи о праве собственности административного истца ещё на ряд других земельных участков в связи с признанием сделки по их приобретению недействительной. Данные судебные акты по вине органов местного самоуправления не были своевременно предъявлены в регистрирующий орган. До конца 2020 года записи о праве собственности административного истца на указанные в судебных актах земельные участки не были погашены в связи с чем налоговый орган начислил на них земельный налог. Решением налогового органа от 26.05.2021 №20-19/3182зг административному истцу отказано в удовлетворении заявления о перерасчете земельного налога за 2018-2020 годы в связи с тем, что погашение записей о праве собственности на земельные участки не были внесены в ЕГРН за период 2018-2020 годов. Просил признать незаконным решение УФНС России по Республике Хакасия от 26.05.2021 №20-19/3182зг и обязать административного ответчика произвести перерасчет земельного налога за 2018-2020 годы.
Определением судьи от 13.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены администрация Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и администрация Алтайского района Республики Хакасия.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Сукало В.А. требования поддержал. Представитель административного ответчика УФНС России по Республике Хакасия Антипенко Ю.П. возражала против их удовлетворения. Представитель заинтересованного лица администрации Алтайского района Ростовцева М.С. полагала, что административный иск заявлен на законных основаниях.
Административный истец Котляр В.А., представитель заинтересованного лица администрации Белоярского сельсовета в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением от 06.10.2021 в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Сукало В.А., выражая несогласие с решением суда и повторяя доводы, изложенные в иске, просит решение отменить, требования удовлетворить. Считает, что вывод суда первой инстанции о том, что обязанность оплачивать земельный налог возникает и прекращается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН, противоречит разъяснениям самого налогового органа, однако суд первой инстанции в нарушение норм КАС РФ не дал правовой оценки данным доводам. Ссылаясь на письмо ФНС России от 20.10.2017 №БС-4-21/2133 «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу», указывает, что если судебным решением признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия её недействительности, то право собственности такой стороны будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.
Письменные возражения относительно апелляционной жалобы не поступили.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель административного истца Сукало В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного ответчика УФНС России по Республике Хакасия Антипенко Ю.П. выразила согласие с решением суда.
Выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.07.2017 по делу № А74-3100 (с учетом постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018) и от 29.04.2019 по делу № А74-3235/2018 признаны недействительными в силу ничтожности договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми № и №, заключенных 07.10.2014 и 10.09.2015 между администрацией Белоярского сельсовета и главой КФХ Котляром В.А.
Применены последствия недействительности ничтожных сделок, в том числе в виде погашения записи о праве собственности главы КФХ Котляра В.А. на 28 земельных участков, образованных 25.05.2015 из земельного участка с кадастровым №, и восстановления в ЕГРН регистрационных записей о правах, которые имели место до 21.01.2015 в отношении земельного участка с кадастровым №; в виде возврата главой КФХ Котляром В.А. и ДНП «Завидное» 77 земельных участков, образованных 17.10.2018 из земельного участка с кадастровым №, а также погашения записи о праве собственности главы КФХ Котляра В.А. на данные земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
В силу пунктов 1, 3, 7 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Котляр В.А. обратился в УФНС России по Республике Хакасия с заявлением о перерасчете земельного налога по земельным участкам с кадастровыми № и №, ссылаясь на решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.07.2017 (с учетом постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018), от 29.04.2019.
По результатам рассмотрения указанного обращения УФНС России по Республике Хакасия 26.05.2021 приняло решение об отказе в перерасчете земельного налога на спорные земельные участки за 2017 – 2020 годы.
Решением от 19.08.2021 № 08-11/1179 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу жалоба Котляра В.А. на данное решение оставлена без удовлетворения.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 изложена правовая позиция относительно времени возникновения и прекращения обязанности по уплате земельного налога.
Так, согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права (в настоящее время аналогичные положения содержатся в части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»(далее – Закон о государственной регистрации недвижимости)). В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Судом установлено, что решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.07.2017 и от 29.04.2019 вступили в законную силу 04.07.2018 и 30.07.2019, соответственно.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.12.2021 прекращение права собственности Котляра В.А. на земельные участки, поименованные в решениях Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.07.2017 (с учетом постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018) и от 29.04.2019 зарегистрировано 30.01.2019, 05.02.2020 и 06.04.2020.
Полагая, что обязанность по уплате земельного налога с даты вступления в законную силу судебных актов о признании сделок по приобретению земельных участков недействительными, административный истец ссылается на письмо ФНС России от 20.10.2017 № БС-4-21/21330@, согласно которому, по общему правилу, сумма налога на имущество физических лиц и земельного налога физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ, в т.ч. полученных от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в т.ч. право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности такой стороны, по мнению Минэкономразвития России, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.
По мнению ФНС России, указанное обстоятельство необходимо учитывать в качестве основания прекращения налогообложения недвижимости физических лиц, в т.ч. в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Данное письмо не является нормативным правовым актом и не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого решения налогового органа от 26.05.2021.
Кроме того, указанное письмо ФНС России не носит обязывающего характера, поскольку основано на письме Минэкономразвития России от 11.10.2017 № Д23и-5890, где изложена правовая позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России и содержится оговорка, согласно которой в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также не уполномочено давать правовую оценку действиям государственных регистраторов.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (части 1, 3 статьи 58 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Из указанных норм следует, что Котляр В.А., действуя разумно и добросовестно, не был лишен возможности обратиться самостоятельно с заявлением о регистрации прекращения права собственности на земельные участки в соответствии с судебными актами арбитражных судов после вступления их в законную силу, и ссылки на то, что регистрация прекращения права осуществлена несвоевременно по вине администрации МО Белоярский сельсовет, за действия (бездействие) которой он не может нести ответственность, являются необоснованными.
Котляром В.А. обжаловались судебные акты в кассационной и надзорной инстанциях, что подтверждается постановлениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.10.2018 по делу № А74-3100/2017 и от 14.11.2019 по делу № А74-3235/2018, определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2019 № 302-ЭС18-24005 и от 13.02.2020 № 302-ЭС18-25581, и только после рассмотрения данных жалоб была произведена регистрация прекращения права.
Также Котляр В.А. не был лишен возможности обратиться в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об отмене обеспечения иска.
Обеспечения исков прокурора Республики Хакасия по указанным делам в виде запрета Управлению Росреестра по Республике Хакасия осуществлять действия по регистрации прав на земельные участки были отменены по заявлениям прокурора Республики Хакасия определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.11.2018 и от 13.11.2019.
В муниципальную казну земельные участки по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.07.2017 (с учетом постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018) были приняты после регистрации права за МО Белоярский сельсовет только 19.03.2019, что подтверждается распоряжением главы Белоярского сельсовета № 58. Действия администрации Белоярского сельсовета, являвшейся наряду с Котляром В.А. ответчиком в рамках вышеуказанных дел, по обращению в уполномоченный орган с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о регистрации прав на основании судебных актов арбитражных судом, осуществлялись только после исчерпания всех возможностей по обжалованию данных судебных актов, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг Государственной регистрации от 10.12.2019.
Из указанных доказательств следует, что Котляр В.А. не был лишен возможности до регистрации прекращения права пользоваться земельными участками, что является экономической основой для исчисления земельного налога в соответствии с принципом платности землепользования, закрепленным в подпункте 7 пункта 1 статьи 1, статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое решение налогового органа не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца является обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 октября 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Сукало Виталия Алексеевича - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.А. Страхова |
Судьи | О.В. Вениченко |
Т.Л. Петрова | |
В мотивированной форме апелляционное определение составлено 30 декабря 2021 г. |